Что ученье — свет известно давно. Но сегодня выпускники школ, думая о продолжении образования, более категоричны: только высшее! Тем временем квалифицированный рабочий класс, на котором в советское время держалась экономика, ушел на заслуженный отдых, а слово «рабочий» вышло из моды.
В почете экономисты, юристы, компьютерщики, и оказалось, что для воплощения новых идей и развития современного производства стало остро не хватать толковых рабочих с хорошими профессиональными навыками. Непрестижно и все тут.
Причем, проблем с обучением молодежи рабочим профессиям вроде бы нет: по-прежнему действует система начального и среднего профессионального образования. Если нужно, подготовят любого специалиста — от электрика, каменщика, слесаря до строчевышивальщицы, садовника, повара. Вдуматься только, что бы мы все делали, если бы молодежь вообще не шла учиться по этим специальностям, считая их ниже собственных способностей. Они, конечно, у всех разные.
каждому —
по способностям?
Дело тут вовсе не в том, что кому-то ума или денег не хватило, чтобы учиться в вузе. Высшее образование, хотя бы заочное, вполне могло бы стать следующим этапом после начального профессионального. Если, конечно, у молодого человека есть стремление, силы и цель, чтобы добиться чего-то большего. Так что каждому пораньше бы разобраться, какое место он хочет занимать под солнцем, чтобы оно устраивало его и морально, и материально.
Что греха таить, сейчас в профучилище приходят учиться не столько по убеждению, сколько в прямом и переносном смысле от нужды. В течение 2-3 лет обучения подобное отношение пытаются корректировать преподаватели и мастера. Люди, как правило, « от станка», любящие свою работу стараются передать свой опыт, открыть все тайны мастерства. Однако большим рвением к их постижению отличаются далеко не все учащиеся, так что работодатели потом только за голову хватаются: сразу расставаться с молодым специалистом или еще шанс дать? При этом легко поставить диагноз явлению: обленились. Куда сложнее принять верные решения для исправления положения дел к лучшему.
Куда деваются рабочие кадры после окончания профучилища и почему не работают по избранной специальности? Разобраться в этом помогла встреча с индивидуальным предпринимателем И.А. Рубцовым, создавшим в Юже два года назад столярный цех. В этом году при содействии службы занятости населения он принял на работу троих выпускников Южского профессионального лицея №40. Отрадно было узнать, что молодые люди вовсе не брезгуют рабочими профессиями и делают осознанный выбор. Однако условия и обстоятельства складываются подчас не в пользу молодых. Один уже уехал за «длинным рублем» в Москву…
«А что ты умеешь?»
По словам И.А. Рубцова, опыт работы с выпускниками профучилищ у него неоднозначный. Подавал заявки о рабочих вакансиях на «биржу», но чаще приходилось вскорости расставаться с молодыми работниками. Благодаря давнему сотрудничеству с Южским центром занятости населения он в числе других работодателей не раз бывал в профлицее №40. Видел и убедился, что уж если парню интересно заниматься избранным делом, то он на часы не смотрит, может и задержаться, чтобы выполнить начатое до конца. Проблема, считает предприниматель, в том, что нынешнее профтехобразование начисто оторвано от производства.
И то правда: за счет неплохой технической базы лицея практику молодой специалист проходит лишь в стенах родного учебного заведения — удобно, только не всегда это создает нужное отношение к делу. Выпало самое важное звено — практика на производстве. Рыночные отношения развели по разные стороны образовательные учреждения и предприятия. Отсюда нет нужной трудовой закалки (особенно, если ее и в семье подростку не дали), нет и настоящего закрепления навыков.
С учетом этого служба занятости населения в следующий раз организовала знакомство с производством непосредственно в цеху. Результат был, по мнению предпринимателя, куда выше. Сразу видно: кому интересно, кому — нет и от кого толк будет.
Первый вопрос, который задают выпускники при трудоустройстве: «А какая будет зарплата?» Работодатель — встречный вопрос: «А что ты умеешь?» «Всё», — говорит выпускник, однако на деле нередко оказывается: к работе относится без охоты и какой-либо ответственности за конечный результат.
надежда
и надежность
Иное мнение сложилось у предпринимателя об одном из молодых людей, недавно принятом на работу Александре Балашове: «Видно: старается. Работает спокойно, аккуратно, хотя пока не так быстро, опыта все же маловато, но понемногу появляется и сноровка».
По словам молодого человека, после окончания 9 классов общеобразовательной школы были у него несколько другие планы, склонности скорее к слесарному делу. Да родные далеко учиться не отпустили, однако Александр не пожалел, что поступил учиться на столяра-плотника в Южский профлицей №40. Пришел, потому что хотелось до армии получить специальность, научиться самому что-то делать своими руками.
Все понравилось, приняли хорошо, тем более, что и друзей там нашел. Мастера производственного обучения С.В. Верховцева, Е.А. Сивяков умели находить подход к каждому ученику, объясняли доходчиво, терпеливо и все наглядно показывали на практике. «Кто хотел — тот учился», — сказал Александр. К этому остается добавить, что во время учебы он был старостой группы, участвовал и, кстати, неплохо показал себя в конкурсах профессионального мастерства, в том числе, областного уровня. Выходит, знает, чего ему надо в жизни и как идти к намеченной цели, и сам строит свое будущее. Достижения начинаются с уважения к тому делу, которое выбрал.
Александр пришел на предприятие всего несколько месяцев назад и, конечно, потребовалось время, чтобы после службы в армии восстановить навыки. Но предприниматель доволен своим молодым работником, надеется на него. А главное — и рад бы платить более достойную зарплату тем, кто выполняет изделие с лучшим качеством. Только предприятие не в том положении и часто как раз из-за дефицита надежных кадров.
По замкнутому кругу
Работники небольшого коллектива обладают достаточным опытом и квалификацией, чтобы справиться с любыми заказами — от изготовления окон, дверей, мебели до плинтусов, вешалок и т.д. Делать все независимо от объема качественно — для И.А. Рубцова неписаные правила наряду с обязательным требованием соблюдения трудовой дисциплины, к этому же старается приучить и молодых. Но как брать заказы, не будучи уверенным, что выполнишь их точно в срок? Потребитель всегда прав. Особенно, если предприниматель думает о будущем и имидж предприятия для него не пустой звук. А о его деятельности судят по конечному продукту.
С недавнего времени последний лоск на готовое изделие наносит еще одна выпускница профлицея №40 Саша Забегалова — покрывает лаком. Тут, как во всяком другом деле, существуют свои секреты: как сделать, чтобы не было подтеков или «просветов», а обработанная поверхность была равномерной и радовала глаз? В этом ей помогает профессия художника. Между тем у Саши есть и другая специальность — электромонтер. Правда, больше привлекала работа с деревом, и вторую специальность в ПЛ №40 она пришла получать одновременно с общим образованием. Осваивать новое дело помогал мастер В.Л. Мольков, и в целом от учебы в профлицее остались хорошие воспоминания.
Понравилось и в новом коллективе, тем более, что Саше, единственной девушке, другие работники всегда стараются помочь — перевернуть грамоздкое изделие, которое она покрывает лаком, или что-то еще. Думается, для молодого человека или девушки, только вступающих в свою трудовую жизнь, очень важно, занимаясь любимым делом, сознавать: твоя работа востребована и оценена.
Вот тут, надо сказать, и загвоздка. Пока отрегулированы еще не все механизмы рыночной экономики, способные обеспечить в производстве достойную преемственность. А сделать это необходимо, чтобы молодой человек выбирал профессию в соответствии со своими наклонностями и возможностями, учился с увлечением и уверенно вступал в самостоятельную трудовую жизнь.
Л. ИВАНОВА