На Бородинское поле, почтить память защитников Родины

В предыдущие годы воспитанники туристического клуба «Горизонт» Южской средней школы №1 под руководством С.В. Модина совершали велопоходы в самые разные города нашей огромной страны: Ярославль, Ростов, Вологду, Белозерск, Вытегру, Петрозаводск, Мурманск, также бывали на Соловецких островах, на Кольском полуострове, в других местах.

И в этом году, несмотря на то, что весной Сергей Валентинович был назначен на ответственную и требующую много сил и времени должность начальника отдела образования Южского муниципального района, велопоход состоялся. На этот раз целью юных туристов стало Бородинское поле.

Это историческое поле, находящееся к западу от Можайска, на территориии сельского поселения Бородинское Можайского района Московской области, близ деревни Бородино. Здесь 26 августа (7 сентября) 1812 года произошло сражение между русской и французской армиями, а в 1941-1942 годах проходил передовой рубеж линии обороны Москвы. На поле — многочисленные (более 40) памятники героям Отечественной войны, братские могилы.

—В прошлом году, — говорит С.В. Модин, — отмечалось  200-летие битвы на Бородинском поле. Ее значение сложно переоценить для каждого человека, живущего в нашей стране. Это сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства. Побывать на Бородинском поле для нас огромная честь, тем более, что мы живем сравнительно недалеко от этого исторического места.

На этот раз в велопоход отправились: самый юный (шестиклассник), но умелый  велотурист Егор Павлычев; опытные туристы и надежные товарищи Дмитрий Забелин и Кирилл Денисов; новички больших дорог — Иван Бурнакин, Александр Капралов, Егор Соколов, которые, по словам Сергея Валентиновича, с честью выдержали это испытание. А это действительно было преодоление себя — ранний подъем, жара, дожди, жажда, ежедневный труд по жизнеобеспечению — постановка лагеря, заготовка дров, приготовление пищи и другое.

Также в команде были балагур и весельчак Костя Салин и Юра Силантьев, решившийся рассказать читателям газеты о своих впечатлениях об этом удивительном путешествии. Ему слово.

С. АРШИНА

Каждый школьник мечтает провести каникулы как можно более насыщенно и ярко.  Об этом мечтали и  ребята, участвовавшие в велопутешествии под руководством Сергея Валентиновича Модина. Также нас сопровождал Александр Николаевич Забелин — любитель путешествий и опытный врач. Взяв палатки, тенты, котелки и небольшое количество провианта, уложив весь груз на багажники наших походных велосипедов, мы отправились в путь.

Путь предстоял неблизкий. Ранним утром мы отправились по холуйской дороге в направлении города Владимир. Несмотря на то, что мы ехали весь день со стабильной скоростью (20-22 км в час), во Владимир в этот день мы не попали. Первый день, на мой взгляд, и по мнению всех остальных, был самым трудным, с непривычки у всех болели ноги.

В поисках места ночевки нам пришлось свернуть с маршрута на несколько километров, с целью найти небольшой водоем для пополнения запасов воды, чтобы освежиться и приготовить ужин. Первая ночевка прошла на реке Клязьма вблизи города Владимир.

Проснулись мы ранним утром, быстро позавтракали и отправились дальше. Доехав до села Боголюбово, мы остановились, чтобы посетить храм Покрова на Нерли.

Следующим пунктом нашей культурной программы стал город Владимир, его Золотые ворота и Успенский собор. Золотые ворота когда-то  служили главным и единственным въездом в город.

Дальше наш путь проходил через Московскую область.

В первые три дня экспедиции погода радовала нас своим теплом, но потом значительно похолодало, иногда покрапывал дождь. Но это нас ни капельки не напугало и не остановило.

В походе происходило немало поломок. Каждому время от времени требовался ремонт техники. И у каждого второго члена нашей группы была хоть раз пробита камера. А у меня вдобавок еще порвалась покрышка. Замотав ее простой тканью, я и наша группа отправились в путь. До ближайшего города, где я мог купить новую покрышку, было примерно 40-50 км.

Путешествуя по Подмосковью, мы проезжали мимо городов: Воскресенск, Чехов, Верея. Останавливались на ночевку на Москва-реке.

Бородинского поля мы достигли  на шестой день путешествия. На знакомство с достопримечательностями этого исторического места мы отвели целый день. Но осмотреть все памятники мы все же не успели. Их более 40, и все разбросаны на большой территории.

Мы посетили музей «Военной славы 1812 года», где представлены оружие и одежда русских и французских войск, макет и панорама Бородинского сражения, разные предметы быта того времени. Меня до глубины души поразило величие событий того времени! Я рад, что смог окунуться в мир древности и воочию увидеть исторические места, памятники старины и свою Родину во всей красе.

Утром восьмого дня нашего велопохода мы собрались в обратный путь. Дорога назад, хоть и обошлось без поломок, все же была не менее трудной, я бы даже сказал — напротив, была немного сложней. Каждое утро начиналось не с завтрака, а с дождя. Мы пережидали дождь в палатках, а потом отправлялись в путь. Пожалуй, за то время, которое у нас отнял дождь, мы могли бы преодолеть немалое расстояние. Но факт остается фактом. Мы осознавали, что отстаем от графика и не сможем вернуться домой, как было запланировано, на десятый день нашего путешествия.

На пути к дому был замечательный город Сергиев Посад, и мы просто не могли не посетить Троице-Сергиеву Лавру. В Троицком соборе мы прикоснулись к мощам святого Сергия Радонежского.

Обратный путь тоже занял около шести  дней. Проезжали по городам Александров, Юрьев-Польский, Суздаль.

За двенадцать дней похода мы узнали и увидели много нового, посетили немалое количество мест, которыми гордится наша страна. Мы были очень довольны тем, что смогли преодолеть расстояние в 1250 километров и стали счастливцами, побывавшими на поле великой битвы!