Покров
Первое зазимье. Приметы этого дня: Каков Покров – такова и зима.
Покров наголе, так и Екатерина (7 декабря) наголе.
Если суббота перед Покровом наголе, так и Дмитрий (8 ноября) наголе.
Вели на Покров ветер с востока – быть холодной зиме, ветер с севера – быть суровой зиме, переменный ветер – к зиме непостоянной.
На Покров зима снегом покрывается, морозом одевается.
На Покров до обеда – осень, после обеда – зима.
Ухитить избу
В Покров надобно было натопить избу без дров, т.е. утеплить, ухитить. Мужицкое дело – мох задолго до Покрова с болота приволочь, просушить. По народному поверью, на Покров не молотят, а вот избу утыкают. Утром инеем подернута земля, порой и лужи затянуты ледком, а мужику приспела пора избу утеплять. Большуха, с крыльца сходя, скажет: “Батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина – добром”, – и лишь после принимается хозяин пазы да щели, пустоты между бревен мхом затыкать. И коли оставить без угляда пустоты, то промерзнет изба, зябко домочадцам зимой будет, не напасешься дров. Чини избу на Покров, а то не будет тепла.
Покров – покровитель свадеб. Желающие выйти замуж ставят свечи в Храме. Отошли хороводы, приспели засидки. Бабам работа – лен мять и трепать, прясть и ткать.
Примечали:
если на Покров ветрено – то будет вскорости на невест спрос большой.
И девушки на ночь перед Покровом молились: ” Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком”.
Почитался снежок на Покров, почитался как выпавший на счастье, отшатнувший нечистую силу от порога, с которого сойдет запросватанная девушка. Матушка на Покров сжигала в печи изношенные за лето дочерью лапти, соломенную постель, на которой та спала.
На Покров – овсяной сноп! Солома почиталась в древние времена. Овсяный сноп, необмолоченный, последний, обвязанный лентой стоял со Спожинок в красном углу. Иначе он еще назывался поживаньным. И, чтобы скотина в зимний холод не зябла, чтобы не худела, поутру в Покров закармливает большуха скотину сеном, которое перемешивала она с соломой от пожинального снопа.
Притча
Один старый человек задумал пойти в царство небесное. И вот таки добрался. Увидел он перед собой и Николу Чудотворца, и Илью Пророка, Алексея – божьего человека и многих других святых, к которым мы взываем и просим о заступничестве, о любви, о спасении. Но не было среди них Матери Тресвятой Богородицы. И спросил старый человек: “А где же Мати Тресвятая Богородица? Однако почивает, устала от наших молитв?”
И ответили святые тому человеку: “Мати Тресвятую Богородицу не в царствии небесном искать надобно, а на земле. Укрывает своим платом светлым она сирых, склоняется над колыбелями, пособляет роженицам. Среди людей Мати Тресвятая Богородица. И Покров ее – над молитвами нашими, над грехами, над любовию, надеждой и верой. Покров ее утешает, успокаивает”.
Смывание девьих гульб
Причетом начинала невеста утречко, собираясь перед Покровом в бане мыться. Моя касатая ласточка, моя родимая сестрица, затопи-ка ты баненку, паркую, неугарную…
Бабка, что баню топила, или родная сестрица приносили ключевую воду из трех мест. Да поглядывали, чтобы не шипели поленья, не ярились, чтобы ровно горели. Головешку не околачивали, головешку колыбелили на угольях. А то, мол, почнешь ее кочергой стукать, так после и муж бить будет жену. Смыв с девицы девьи гульбы, бабка вытирала невесту полотеном или фаткой, собирая пот. А пот этот надобно было в женихову чарку с пивом выжать. Чтобы он пекся душой о суженой, чтобы связала его с ней любовь.
В бане зашивала бабка в скатерть и пирог-банник. Он замешан был на чистой ржаной муке. На пирог бабка клала два калача, чтобы жизнь была долга, крепка, солонку с солью, миску с двумя ложками. Чтобы наутро, после венчания, когда молодых в баню спроводят, расшила жена скатерку, разостлала и отведала бы с мужем хлеба-соли. На все эти обряды звали ведунью, что круг баньки ходила, молодой дорогу из баньки не дала бы заступить нечистым силам.
Мог на пагубу невесте колдун бросить под ноги высушенное волчье сердце. Чара эта, если ведунья зло не отведет, подкосит невесту, иссушит. Или, мол, мог взять колдун волос у вдовца, у вдовицы, да у бабы гулящей, да гнилушку от сухого дерева. Колдун все это завернет в тряпку от рубахи бабы бездетной. Худое слово скажет. Бросит тайно у крыльца невесты пагубный узелок – и расстроится свадьба.
Так что всему свадебному обряду хранительница – ведунья. Започуя худое, она зашептывает на первый чистый снежок, молится Покрову Пресвятой Богородицы. Потому снег на Покров – к свадьбе крепкой, чистой.
На Покров снежки скатилися – свадьбу сладили.