Павел Коньков:Качество жизни в области зависит от качества управления

Прошло девять месяцев после того, как Владимир Владимирович Путин доверил мне руководство нашей областью. Все это время я стараюсь улучшить качество управления, а, в конечном счете, и качество жизни в области.

Уверен, что корень многих проблем лежит в отношениях власти и населения. Власть, как правило, опирается на чиновников, на свой аппарат. Это – своеобразный щит, отделяющий губернатора от жителей. Этим же щитом нередко отсекается канал поступления предложений от людей. А ведь идеи по развитию нашей области есть и у экспертов, и у жителей. И этот канал я решил открыть.

Мы нашли новую форму диалога и начали проводить круглые столы со специалистами и экспертами. На таких встречах рождаются новые идеи, предложения. Это свежий взгляд на решение конкретных проблем. А именно этого ждут от нас люди.

Первый такой “мозговой штурм” прошел 14 июля. Мы обсуждали работу системы жизнеобеспечения. Прозвучали интересные и полезные мнения.

Дорожный просвет

Дороги ценятся не направлениями, а покрытием. Дороги сегодня ремонтируются, это заметно. Но я вижу и недовольство людей. Как часто бывает: дорогу “отремонтировали”, а через год ее надо латать снова. Это не дело. Коррупция, качество ремонта – все это настораживает жителей. И людей можно понять. Хватит заниматься бесконечным ямочным ремонтом, надо заняться дорогами всерьез.

Предложение: общественный контроль в дорожном строительстве и ремонте.

Цель: борьба с коррупцией, экономия средств.

Процесс ремонта дорог должен быть предельно прозрачным. Уж сколько раз мы обжигались: конкурс на ремонт дороги подрядчик выигрывает, а ответственности за качество своей работы не несет. И вскоре асфальт опять надо перекладывать.

Чтобы повысить ответственность подрядчиков, попробуем внедрить в области “контракты жизненного цикла”. Чтобы одна и та же организация брала на себя комплекс работ: не только строила, но и обслуживала эту дорогу три следующих года. За свой счет. Так мы сэкономим средства. Я знаю, что такого опыта в России пока нет. Так значит, мы можем быть первыми. Потому что это необходимо для области.

Предложение: применять новые технологии ремонта.

Цель: сделать дороги дешевле и долговечнее.

“Недоремонт” дорог копился десятилетиями. Чтобы исправить ситуацию, в год нам надо ремонтировать 450 км дорог, это 10% дорожной сети. А мы сегодня реально ремонтируем 2-3% сети. Таковы возможности бюджета. Что делать? Экономить! Применять другие технологии. Если сейчас один километр “традиционной” дороги стоит 3 млн рублей, то асфальт, уложенный по современным методикам, обойдется вдвое дешевле. И срок эксплуатации такой трассы дольше. Щебень в области есть. Сейчас появилась битумная водоэмульсионная установка. Будем приобретать и другое современное оборудование. Уверен, что эти расходы окупятся.

Предложение: обратиться на федеральный уровень с предложением об изменении ГОСТов и СНИПов.

Цель: установить современные стандарты качества дорог.

Удивительная история: мы до сих пор строим дороги по нормам, которые были приняты в 60-70-е годы. Но ведь жизнь не стоит на месте. И если тогда самый тяжелый грузовик весил 10 тонн, то сейчас по нашим улицам ездят гиганты по 50 тонн. То есть нагрузки совсем другие, а материалы и методы строительства дорог остались те же. Назрела необходимость обратиться в Москву с предложением об изменении ГОСТов. Постараюсь использовать свои федеральные контакты.

Предложение: строить Западный обход.

Цель: освободить Иваново от транзитных большегрузов.

У областного центра до сих пор нет своей объездной дороги. И городские улицы “убиваются”  транзитным потоком большегрузного транспорта. У нас есть масштабный проект Восточного обхода города. Но его реализация стоит  16 млрд. рублей. Это долго и дорого. Это проект будущего. А грузовики разбивают наши дорог уже сейчас.

Поэтому есть предложение построить Западный обход. Пустить поток большегрузов по окраине города, по транзитным улицам. Да, это временная мера, но на какое-то время решит проблему уже сейчас. Да и стоит проект в 10 раз дешевле. Эту тему мы проговорили с Дмитрием Медведевым. Он обещал помочь.

Предложение: ввести балльную оценку дорог.

Цель: стимулировать муниципалитеты заниматься ремонтом.

Дороги – дело общее. Между тем муниципалитеты здесь явно не дорабатывают. У них появились деньги из дорожного фонда, и они… резко урезают собственные расходы на дороги. Это неправильно. Надо распределять деньги дорожного фонда пропорционально муниципальным расходам на ремонт. Думаю, это подвигнет местные власти на ремонт дорог. Кроме этого необходимо ремонтировать внутридворовые территории. Сколько же можно смотреть, как люди в распутицу прыгают в своих же дворах по камням и доскам! Надо вводить балльную оценку состояния дорог. Это поможет выстроить приоритеты в очередности ремонта. И чтобы при этом обязательно учитывалось общественное мнение. Все должно быть прозрачным!

Капитал

для капремонта

В стране создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, и это, наверное, единственный на сегодня способ ремонтировать жилье. Но что смущает в этом механизме? Сначала люди платят деньги, а услугу – капремонт своего дома – получат через несколько лет. Жильцы одного из домов в Родниках мне рассказали: они платят за капремонт, а их дом в план ремонта попал лишь на 2025 год. Хотя крыша течет уже сейчас… Конечно, это вызывает недовольство у людей.

Предложение: выделять кредиты на капитальный ремонт.

Цель: право на ремонт своего дома “здесь и сейчас”.

Если жильцы хотят ускорить капремонт, они должны иметь такую возможность. Но где взять капитал для капремонта? Минстрой РФ сейчас предложил проект программы: жильцам выдают кредит под гарантии Фонда капремонта, делают им ремонт сразу, а уже затем люди за несколько лет гасят этот кредит. Проценты будут субсидироваться из бюджета.

Принцип: сначала ремонт – потом деньги. А не наоборот. С министром строительства и ЖКХ Михаилом Менем, автором идеи, я уже договорился: область обязательно будет участником этой программы. Это нужно для области. И я этого добьюсь.

Предложение: добиться права коррекции планов капремонта.

Цель: проводить ремонт, исходя из реалий жизни.

Сейчас планы капремонта сверстаны, сроки проведения работ определены.  Но ко мне в общественные приемные обращаются люди и просят дать им право корректировки планов капремонта. Идея разумная. Нельзя же все заранее предугадать, где и какая труба лопнет. Ремонтировать дома надо не по бумажке, а исходя из реальной ситуации.

Предложение: проводить жесткое лицензирование управляющих компаний.

Цель: убирать коррупционную составляющую.

Учитывая, что мы все теперь будем платить за капремонт, жители просят установить контроль за освоением финансов и качеством выполнения этих работ. Принято решение: до 1 мая 2015 года все управляющие компании должны получить лицензии. В комиссию, которая станет выдавать лицензии, войдут и представители общественности, и некоммерческие партнерства, и собственники. Это необходимо сделать, чтобы победить коррупцию, избежать конфликта интересов.

Главное требование к оператору капремонта граждан – это полная открытость. Здесь не должно быть темных пятен вообще, так как затрагиваются деньги людей. Нам нужно завоевать доверие жителей. Иначе люди будут голосовать кошельками. И здесь очень важен общественный контроль. Все должно быть предельно честно.

Как вывести качество

на чистую воду

Питьевая вода – это здоровье людей. И потому качество питьевой воды было и остается для нас очень важным. Да, в этой сфере имеются проблемы. Но и положительный опыт у нас есть: ивановский “Водоканал” снижает издержки, закупает оборудование. Этот опыт можно использовать и в наших крупных городах, и на селе, где износ оборудования достигает 80-90%. А для этого нужно провести инвентаризацию отрасли, чтобы понять, где и какие существуют проблемы. И на этой основе выстраивать систему управления и определять приоритеты.

Предложение: повышение качества питьевой воды.

Цель: защита здоровья жителей области.

Если в крупных городах с качеством воды у нас более-менее нормальная ситуация, то в небольших поселениях проблема острая: железо зашкаливает, есть другие примеси. С одной стороны, на селе, да и в городском частном секторе пора отказываться от уличных колодцев и переходить на колонки. Там более глубокие скважины, с лучшим качеством воды. Но при этом не должно быть кампанейщины. К примеру, у меня возле дома пятиметровый колодец. Вода хорошая. А рядом скважина в 15 метров –  и вода там хуже.

Вывод: нам нужна карта питьевой воды Ивановской области. Чтобы увидеть, на каких территориях вода хорошая, где плохая. Чтобы понять, как действовать, чтобы реально помочь людям. Только так мы наведем здесь порядок.

Предложение: объединение предприятий водоснабжения.

Цель: снизить расходы, улучшить управляемость.

Интересная идея: объединить всю систему водоснабжения области. Пока у нас очень много организаций, в каждой – свой директор, бухгалтерия, дублирующий персонал. Если же объединить в одних руках все водоснабжение региона, в итоге и управляемость улучшится, и частично сократятся расходы. Кроме этого, объеденная система станет защитой от  попыток рейдерского захвата “Водоканала” в Иванове. Скажу сразу: сделать этого мы не дадим.

По материалам Круглого стола

«Комфортная среда обитания»,

г. Иваново, 14.07.2014г.

«Ивановская газета»,

№133 (5703), 22 июля 2014г.