Почему застыло здание автостанции

На автовокзале
На автовокзале

Всю зиму не стихали страсти вокруг холодной Южской автостанции, в зале ожидания которой люди не рисковали проводить время до отправки рейсового автобуса. Тем более что и транспорт мог сломаться в любой момент, поэтому ожидание могло растянуться на длительный период. И даже в сильные морозы потенциальные пассажиры предпочитали находиться на улице или в магазине, расположенном поблизости.

«Светлый путь» и в прошлом году, и уже в этом поднимал проблему с неотапливаемым зданием автостанции, публиковал письма читателей, жалующихся на холод в зале ожидания и в салонах часто ломающихся рейсовых автобусов, курсирующих между Южей и Ивановом, между Южей и населенными пунктами района.

Причина известна, почему здание «держат» в холоде: у него два собственника. И договориться им между собой нелегко в условиях, когда коммуникации у одного, а отапливать здание должен другой. К сожалению, эта ситуация продолжает сохраняться и сейчас.

Еще старше проблема с пассажирскими перевозками. Не редкость, когда рейс приходится отменять из-за сломавшегося автобуса или заболевшего водителя.

Рабочие совещания в районной администрации и депутатские слушания в Совете Южского района, проводившиеся по проблемам пассажирских перевозок между населенными пунктами Южского района, выявили объективные причины срывов или задержек автобусных рейсов. Например, середина декабря: вышли из строя все четыре автобуса, в итоге оказались сорванными и междугородные рейсы. Иногда в таких случаях приходят на выручку шуйские или южские перевозчики, но не всегда. Все автобусы на автопредприятии изношены, резерва  нет, поэтому, бывает, и на линию выпустить нечего: транспорт в ремонте. Зимой «аукнулись» и два летних  ДТП с участием южских автобусов — их водители не виноваты в этих происшествиях, но транспорт долго был в ремонте. Да и теперь выход на линию такого автобуса всегда грозит новой поломкой, которую быстро не устранить. Из-за этих аварий в конце прошлого года под вопросом оставалось московское направление, лишь в первых числах декабря возобновился вечерний рейс до Москвы. Порадовало, что в отличие от первых зимних месяцев в феврале серьезных сбоев не возникало.

Мы попросили генерального директора ОАО «Автомобилист» Е.Л. Мусатова рассказать о проблемах, которые имеются у предприятия при осуществлении пассажирских перевозок по району, а также связанных с состоянием автостанции.

— В декабре 2011 года администрация Южского муниципального района и ОАО «Автомобилист» заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа между населенными пунктами Южского района. На момент заключения договора у предприятия было 6 автобусов для осуществления перевозок внутри района. 5 из них на тот момент имели срок эксплуатации более десяти лет. За два года эксплуатации 5 единиц техники вышли из строя и были списаны. Сейчас ожидаем от районной администрации передачи четырех бывших в употреблении автобусов — «Газели», «ПАЗа» и двух «КАВЗов».

Три автобуса осуществляют перевозки пассажиров по району. Техники в резерве нет. Используем и те автобусы, которые предназначены для междугородных перевозок.

В Южском районе дороги в плохом состоянии, а ежемесячный пробег автобусов по ним составляет более 9 тысяч километров. Для изношенного транспорта это означает частые поломки.

Еще одна проблема, которая остро стоит перед автопредприятием, — нехватка кадров водительского и ремонтного составов. Из 26 водителей, в которых нуждается предприятие, в штате имеется 19 человек. Пятеро ремонтников, из них двое предпенсионного возраста. Нехватка водительского состава приводит  к срывам рейсов, особенно в период предоставления работникам отпусков или во время болезни кого-нибудь из них.

Перевозки по району являются убыточными для предприятия. В период с 2000 по 2006 годы возмещение убытков по перевозкам в пригородном сообщении брала на себя районная администрация в полном объеме, в результате было приобретено семь единиц техники.

С 2007 по 2012 годы денежные средства в полном объеме не закладывались в бюджет, что не давало возможности обновлять подвижной состав, в результате произошло значительное сокращение автопарка. Теперь даже с увеличением дотаций (а они были в прошлом году выплачены в полном объеме — около 1800 тысяч рублей) мы не сможем сразу улучшить качество пассажирских автоперевозок: время было упущено. Автопарк моментально не обновить, как и сразу не решить проблему с отоплением автостанции:  ОАО «Автомобилист» находится в тяжелом финансовом положении.

Для сведения: Южским районом на возмещение выпадающих доходов по пассажирским перевозкам в течение нескольких лет закладывалась сумма в 1317 тысяч рублей. В бюджете города на такие же цели на 2014 год предусмотрены средства в сумме 1764 тысячи рублей — это на два  городских маршрута, по дорогам, которые, за редким исключением,  имеют асфальтовое покрытие.

Добавлю, что почти пять-шесть лет тяжелое положение с пассажирскими перевозками нам удавалось сглаживать благодаря оказанию автопредприятием услуг по грузоперевозкам. Но последнюю пару лет дохода от этого вида деятельности не получаем. Погашать убытки от пригородных перевозок предприятию стало нечем.

Более того, в последние годы ужесточилось законодательство: транспортные средства, выполняющие перевозку пассажиров на маршрутах, должны быть оборудованы ремнями безопасности, системой ГЛОНАСС. И на пригородных перевозках тоже введено обязательное страхование пассажиров. Предприятие обязано провести оценку уязвимости транспортной инфраструктуры, в частности, автостанции, в рамках антитеррористических мероприятий. Здесь и ограждение территории, и видеонаблюдение, и охрана.

И все это требует больших капиталовложений — за счет автопредприятия.

Для улучшения качества предоставляемых услуг нами было предложено районной администрации оптимизировать расписание и маршруты движения автобусов, увеличить сумму возмещения выпадающих доходов. Руководство района пошло навстречу. Был несколько изменен график пригородных рейсов, в частности, с февраля объединен в один рейс до сел Моста и Новоклязьминское. Увеличено и субсидирование из районного бюджета, это, конечно, дает нам некоторые возможности по разработке проектной документации, необходимой для создания новой отопительной системы на «нашем» этаже автостанции, для установки электрического котла. Будем стараться подойти к следующему отопительному сезону готовыми. Разрешение на увеличение мощности с соблюдением всех технических условий нами уже получено. Требуется проект и на установку туалетов в зале ожидания. Рассматриваем и этот вариант.

Хочу добавить, что независимо от того, какой в дальнейшем придет перевозчик, он также потребует субсидий на возмещение выпадающих доходов, с убытком никто работать не будет. Наши дороги его также могут отпугнуть. В Южском районе, несмотря ни на что, удалось, в отличие от ряда других районов, сохранить свое автопредприятие, но оно нуждается в дальнейшей поддержке.

Высказать своё мнение по проблеме мы попросили и другого владельца здания автостанции, индивидуального предпринимателя, обеспечивающего пассажирские перевозки в городе, П.Г. Зеленцова:

— И в 2012-м, и в 2013-м годах я неоднократно предлагал руководителю ОАО «Автомобилист» Е.Л. Мусатову взять котельную и отапливать первый этаж здания автостанции. Но он отказывается,  говорит, что ему это невыгодно. Хотя, на мой взгляд, в тарифах уже должны быть заложены и тепло в автобусе, и тепло на автостанции, и вовремя отъезжающий транспорт — в общем, весь комплекс оказываемых автопредприятием услуг. Но люди мерзли в рейсовых автобусах, что уж говорить про запущенную руководством автопредприятия автостанцию.

Не вижу проблем в установке туалетов в зале ожидания, как и в запуске существующей котельной. Повторю через газету: автопредприятие может пользоваться котельной. Есть другие варианты? Нужно быстрее воплощать их в жизнь. За год с лишним руководством предприятия ничего не сделано для выхода из создавшегося положения.

Да, у здания, в котором расположена автостанция, два собственника, но  пассажирскими перевозками и продажей билетов на междугородные рейсы занимается ОАО «Автомобилист», и ему необходимо заботиться о теплоснабжении зала ожидания и служебных помещений. Оценка уязвимости и мероприятия в рамках антитеррористического законодательства — тоже дело официального перевозчика ОАО «Автомобилист». Принадлежность подвального помещения другому собственнику не мешает ему выполнять все обязательства и требования. У меня — два городских маршрута, а также заказные рейсы, что не требует использования автостанции. Я не должен выполнять не свою работу по обеспечению людей туалетом, теплом, безопасности на территории автостанции.

Комментарий

С.Ю. Белов, начальник отдела развития инфраструктуры и капитального строительства администрации Южского муниципального района:

— 70% жалоб в администрацию касаются пассажирских перевозок южским автопредприятием, это и невыполнение расписания, и износ автобусов, и холодное здание автостанции. Проблема транспортного обслуживания актуальна, и в корне отличается от соседних районов: Южский район является тупиковым и не имеет транзитных маршрутов. Поэтому для местного автопредприятия, занимающегося пассажирскими перевозками между поселениями Южского района, условия для работы тяжелые. Согласно конкурсному отбору, ОАО «Автомобилист» осуществляет перевозки с 2011 года по 31 декабря 2014 года. По маршрутам действуют единые тарифы. Из районного бюджета выделяются субсидии на возмещение выпадающих доходов. Однако, по отчетам, предприятие не выполняет план по перевозке пассажиров — по нашим подсчетам, в прошлом году ежемесячно под срывом оказывались от 40 до 80 рейсов. В результате мы и имеем увеличение жалоб о задержанных или сорванных рейсах, они поступают  чаще всего от жителей Талицкого, Мугреевского, Новоклязьминского, Мостовского, Хотимльского сельских поселений, с. Груздево. Для уменьшения количества сорванных рейсов по причине износа автобусов администрация помогает по мере финансовых возможностей предприятию обновлять автопарк. Но причина срывов и в другом — в состоянии дорог в Южском районе. Дорожное покрытие до Талиц, до Груздева крайне плохое.

В соответствии с федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Южского муниципального района обеспечивает условия для предоставления населению транспортных услуг. Поэтому контрактом были предусмотрены штрафные санкции к подрядной организации, допускающей срывы рейсов. В 2013 году в адрес руководства ОАО «Автомобилист» было направлено восемь претензий, в добровольном порядке предприятие по штрафным санкциям за необеспечение рейсов выплатило в бюджет района 20 тысяч рублей.

Много жалоб касается ситуации с южской автостанцией, которая не отапливается. На данный момент здание автостанции принадлежит двум собственникам — ОАО «Автомобилист» (первый этаж) и индивидуальному предпринимателю П.Г. Зеленцову (цокольный этаж), которые не могут договориться между собой об использовании здания — все коммуникации расположены в подвале. Действенных рычагов влияния на разрешение данной ситуации у администрации нет. Поэтому настаиваем на установке на первом этаже, где располагаются служебные помещения и зал ожидания, электрического отопительного котла и туалетов — места для этого достаточно.

Уже сейчас администрация приступает к разработке новой конкурсной документации. В ней будет предусмотрено положение, что предоставленные администрацией автобусы для осуществления пассажирских перевозок подрядной организацией будут использоваться исключительно на наших дорогах. Контракт будет разделен на несколько лотов для привлечения нескольких перевозчиков. Прошу руководство поселений оказать содействие и присылать предложения от населенного пункта по составлению расписания автобусных рейсов. Обязательно в один лот будут включены как «выгодные», так и «невыгодные» маршруты, чтобы постараться уравнять потенциальных перевозчиков или не остаться без автобусного сообщения в ряде направлений.

Также отмечу, что заявления об организации дополнительных рейсов при осуществлении пригородных перевозок и желании участвовать в них от других перевозчиков в районную администрацию не поступали.

Н. Костров

2 Comments

  1. Полностью согласен с предыдущим комментарием, нужно менять и администрацию и перевозчика, если не могут работать. А где партия Единая Россия, почему не обратит внимание на это безобразие с пассажироперевозками, ведь это позор г. Южи. Или тех кто не ездит на собственных машинах можно и за людей не считать. Что в стране нет денег? Вон в Холуе строят набережную, которая местным жителям совершенно не нужна, говорят 60 млн руб стоит, два года возят землю и еще сколько будут возить… Это оказывается экономично и выгодно, только кому. Построили дворец – училище, которое уже несколько лет не функционирует и тд. Деньги бросаются на ветер,а обеспечить людей нормальными автобусами и теплом на автостанции не могут.

  2. Ну, почитал я этот ” жалкий лепет оправданья”, трудности вишь у них…пожалеть можа? А меня кто?

    Вот,что ребята, у людей,которые ездят на автобусе, не так много денег,чтобы тратить их на этакие услуги.

    Конкретнее, когда я покупаю,за свои кровные, билет на поездку, я предполагаю,что мне будут предоставлены качественные услуги и комфортная поездка. Если этого не происходит, значит у меня крадут эти самые,кровные…

    А воровство,это уголовно наказуемое деяние,и органы должны вмешаться и подобрать статью.

    А по какой статье расценить вот это,картина маслом: зима,стужа,рейс 5 утра…время 4,55… народ ждет на перроне…5,05 подъезжает автобус, водитель заходит в помещение вокзала…5,10 выходит садится в автобус и…уезжает на заправку…посадка в 5.20…зима,стужа и автобус еще и без отопления…
    Сейчас даже за грубое отношение с животными наказывают,а тут…

    И еще, если администрация расписывается в своей безпомощности в решении вопроса,значит на её месте должна быть другая администрация…

Comments are closed.