Заканчивается перепись населения. А переписчики подбивают итоги и снова ходят по тем адресам, где не удалось задать людям вопросы переписной анкеты. Работа у них такая. Непростая. Сегодня – о ней и о впечатлениях переписчиков.
У Ольги М. переписной участок в центре Иванова. Она рассказывает, что самым результативным для нее «переписным» временем оказался совсем короткий период – с 19 до 21 часа, когда люди уже добрались с работы домой.
Проблемы начинаются с вопроса, как попасть в подъезд. Зачастую звонок по домофону – не гарантия, что откроют, или потом пустят в квартиру. Поэтому приходится ждать, когда кто-то из жильцов войдет или выйдет.
А в подъезде проблемы тоже не заканчиваются – на этажах много железных дверей с кодовыми замками и индивидуальным входом под ключ, даже звонка нет: увы, сегодня люди отгораживаются от мира наглухо.
Ольга часто прямо на улице очень вежливо обращалась к людям из подъезда с просьбой уделить немного времени. Обычно соглашаются минут на 5, не больше. При этом она заметила, что откликаются на просьбу люди постарше. А самое старшее поколение от 60 до 80, воспитанное в советское время, знавшее понятие «гражданский долг» – просто люди активные. Прочитав оставленную памятку от переписчика с номером его телефона, куда можно позвонить, многие аккуратно перезванивали: а вы когда к нам придете?
Молодежь зачастую отвечает одинаково: меня это не интересует, мне некогда. Бывало, что люди среднего возраста, грозно требовали показать им документы.
И очень многие отказываются от переписи, объясняя это нерешенными жилищными проблемами, пандемией, политическим нигилизмом.
– Зачастую для жильцов переписчик – человек, ассоциирующийся с органами власти, который должен выслушать их проблемы. Но ведь это не так, мы просто делаем статистическую работу, – вздыхает Ольга.
Оксана С. живет и работает переписчиком в «спальном» районе Иванова. Переписывать очень трудно, потому что настрой большинства жителей негативный из-за пандемии, проблем экономических, ивановцы замкнулись в своем личном пространстве. Но есть такая проблема: даже если переписчика сопровождают ответственные по дому, во многих квартирах двери вообще не открывают, потому что там живут снимающие это жилье. Хозяева опасаются налоговой проверки, предупреждают их, чтобы никому не открывали. Некоторые жильцы домов из числа мигрантов не открывают двери под предлогом, что не знают русского языка, даже когда им предлагают переводчика.
Оксана планшет освоила быстро. Больше проблем видит в человеческом факторе:
– Очень обидно, что переписчику приходится встречать непонимание, а иной раз и резкие слова слышать. Но ведь мои коллеги по району – добросовестные люди, по нескольку раз прошли все свои адреса, пытаясь убедить людей переписаться. И грозных собак в подъездах не боятся, и в неблагополучные квартиры звонят.
Алена Ф. живет в сельском поселении, там и работала на переписи. У нее это второй опыт работы переписчиком после переписи 2010 года. Говорит, что очень все изменилось, особенно отношение людей к переписи. Если в то время категорические отказы участвовать в переписи были исключительными, то сейчас – частыми. Конечно, прошло 11 лет, многое изменилось в менталитете и в образе жизни, и в демографии. И увеличился объем переписного участка для переписчика, тяжеловато обойти за месяц 550 адресов.
– Переписчикам сейчас предъявляют какие-то социальные претензии. А иногда раздражение вызывает даже безобидная форма с шарфиком и жилетом, – говорит Алена. – А тогда не боялись приглашать в дом, разговаривали уважительно. Конечно, сегодня труднее. При возможности переписи в интернете, без переписчика все равно не обойтись. А тут пандемия, изоляция.
Переписчику нужно быть в какой-то степени психологом. В ходе работы все поняли, что нужно говорить вежливо и очень коротко. Чтобы потом не выйти из рабочего состояния и не принимать близко к сердцу неуважительное отношение.
Обычно для общей безопасности Алена не заходит в квартиру, записывает ответы в подъезде или общем коридоре.
Алена считает, что ей в чем-то легче, чем тем переписчикам, у кого участок в центре города – ее в поселке многие знают, своя. Говорят, перепишемся, только давай побыстрее. Обычно, работая на планшете, она быстро справляется.
Она по профессии программист, и планшет ей понравился. Удобный, зарядка держится три дня. Немного тяжеловат, ведь держишь навесу в левой руке, а под конец дня руки немеют. Неплохо было бы подумать над усовершенствованием и сделать, например, планшет на ремешке, чтобы освободить руки переписчика.
Валентина Александровна А. работала переписчиком в районе Сортировки. Она на пенсии, но активный по жизни человек, была председателем ТОСа, поэтому решила себя попробовать, да и немного подзаработать. Совсем не владела компьютерной техникой, но смело пошла испытывать себя: быстро освоила планшет, все данные внесла в него. Первое, что она поняла – эта работа требует подготовки и особых качеств. Не получится у тех, кто не умеет разговаривать с людьми, кто сразу же уходит, получив отказ.
Ей помог ее жизненный опыт и знание людей в своем районе.
– Да, случались ситуации, когда, разговаривая из-за двери,жильцы не в очень вежливой форме отказывались пройти перепись. Что ж, всякое может быть, терпения у людей сегодня немного, – приходила к ним и второй раз, и третий. Часто ситуация менялась. Где-то пошутишь, где-то найдешь нужные слова, и получится.
Валентина Александровна результативно поработала на своем участке, где отказов от переписи совсем немного, потом даже помогла коллегам – прошла по домам, где ее знают. И у нее теперь есть свои предложения к организации следующей переписи населения по подбору и обучению сложной работе переписчика.
Перепись продолжается до 14 ноября. Вас ждут на портале «Госуслуги», на переписных участках, в МФЦ, на «горячей линии» по телефонам: 8(4932) – 37- 66 – 83 и 37- 46 – 08. И приглашают воспользоваться помощью переписчики!
Отдел информации Ивановостата
На снимке: переписчик Вадим Чесноков уже закончил работу на своем участке в Лежневском районе