Сделайте свой выбор – спасите чью-то жизнь!

Замечательный вопрос был задан знатокам в одном из выпусков телепередачи «Что? Где? Когда?»: у кого время бежит в сто раз быстрее, чем у обычного человека? А ответ верный смогли бы дать в Южском филиале областной станции переливания крови — как работники, так и постоянные доноры. О людях, ждущих помощи и время для которых бежит быстрее, думают все сдающие свою кровь в процедурном зале.

14 июня отмечался Международный день доноров, людей, которые не жалеют собственной крови, чтобы спасти жизни совсем незнакомых им людей.

В Ивановской области восемь пунктов, где можно сдавать кровь, и один из них — в Юже (ул. Советская, 13, здание стационара Южской ЦРБ). И везде без исключения активно внедряются современное оборудование и новые методы обеспечения вирусной безопасности препаратов крови и ее компонентов, везде сформирована система «кадровых» доноров, добровольно и безвозмездно делящихся своей кровью с теми, у кого «побежало время».

Как известно читателю из предыдущих публикаций о службе крови, даже современные консерванты не позволяют хранить кровь более пятидесяти суток. Процедура выделения из нее плазмы, или плазмоферез, позволила увеличить срок хранения этой составляющей (чаще всего и требуемой больному) до трех лет — при помощи заморозки до минус тридцати градусов.

— Наше отделение полностью оснащено новым современным оборудованием, полученным благодаря региональной программе модернизации службы крови в 2014 — начале 2015 годов, —

сообщила заведующая Южским филиалом Ивановской областной станции переливания крови Г.А. Яшина. — У нас заново переоснащена лаборатория, имеется специальное холодильное оборудование. Ценно то, что в лаборатории большую часть работы специалиста делают электронные анализаторы. За несколько минут такой аппарат выдает результат подготовленной крови: ее группа, клинический анализ и т.д. Таким аппаратом не все районные больницы располагают. Южская станция переливания крови имеет два аппарата плазмофереза, где автоматизирован весь цикл взятия крови и возврата части ее донору. И даже если что не так с донором, например, давление упало, компьютер сигнализирует медику-оператору.

При плазмоферезе собранная кровь разделяется на две части, и одна из них возвращается человеку. И так три цикла. Раньше для отделения плазмы использовалась центрифуга (и сейчас она требуется при большом количестве доноров, сдающих свою кровь в одно время) — большая работа, сопряженная с различными нюансами из-за прерывания циклов, длящаяся полтора часа. Автоматизация процесса обеспечивает закрытый цикл, снижая риски, отслеживая состояние здоровья, уменьшив процедуру до сорока минут.

Все новшества позволяют качественно и быстро оказывать и платные услуги для не являющихся донорами людей: достаточно актуально для нашего края, имеющего большую миграцию трудоспособного населения, часть которого зарабатывает «на стороне». Анализ крови, проверка ее на вирусную безопасность требуются не только донорам.

Сейчас служба крови в регионах объединена в федеральную информационную систему с единой донорской базой. В ней заложена информация о любом доноре, даже лишь однажды побывавшем на станции переливания, и выявленных у него заболеваниях: безопасность на первом месте. Поэтому скрыть информацию об образе жизни или состоянии здоровья (это и так бы не удалось после обследования) не получится. В службе крови настаивают: регулярно дающий кровь донор — человек, кровь которого наиболее безопасна в силу регулярного обследования и наблюдения за состоянием его здоровья. Не зря внедрена и шестимесячная карантинизация плазмы.

Приходя в службу крови с желанием помочь заболевшему родственнику или другу, донор поможет все-таки другим нуждающимся. Вся эта продукция требует тщательной проверки. Такие объяснения приходится персоналу станции переливания крови давать всем обращавшимся добровольным донорам.

Так было недавно, когда на призыв в социальных сетях о помощи тяжелобольному жителю Южи, нуждающемуся во вливаниях крови, на станцию за несколько дней пришли около полусотни горожан. Обычно в медицинских учреждениях звучат просьбы к родственникам больного о пополнении запасов крови, многие идут на эту процедуру. Здесь беда вышла за пределы семьи, клич нашел отклик среди многочисленных друзей и знакомых. Не все смогли стать донором, но 20 человек прошли первоначальные процедуры, спустя полгода повторное обследование покажет, сможет ли их кровь, а точнее — плазма, помочь кому-то, пусть даже это будет не сосед или друг. Их же общему знакомому сейчас помогают другие неизвестные доноры.

Сейчас, к сожалению, не та социальная активность у населения, какая была пару десятилетий назад, когда и ответственность чувствовали люди, считая за честь поделиться частицей себя для спасения чьей-то жизни, и господдержка донорства была лучше. Одним из показателей активности населения в качестве доноров является следующий критерий: их количество на тысячу человек. В Южском районе он колеблется в пределах 10,3 (для сравнения: в Иванове 17,5). И причин недостаточных темпов возрождения регулярного безвозмездного донорства много — это социальный уровень, большое число людей с хроническими заболеваниями, трудовая миграция населения. Казалось бы, в Юже хватает отзывчивых людей — и последний тому пример с полусотней добровольцев, но к постоянному донорству мало кто стремится.

И все же они есть, те десять человек из каждой тысячи южан, идущих на помощь — из раза в раз регулярно, не требуя льгот или платы за сданную кровь. Единственное, на что они могут претендовать — это компенсация в виде продуктового набора или суммы в размере 443 рубля на обед, для поддержания здоровья. И еще почет за такую жизненную позицию.

Всего в Южском районе на начало июня насчитывается 248 активных доноров. 225 человек имеют звание Почетного донора. Недавно к ним прибавилось четверо Почетных доноров — Светлана Александровна Охапкина, Наталья Анатольевна Гранёва, Елена Вячеславовна Афонина и Наталья Петровна Козынченко. Чтобы стать Почетным донором, необходимо как минимум 40 раз сдать кровь или 60 раз плазму.

Донорами можно становиться с 18 лет. Верхнего возрастного ценза не имеется, лишь бы здоров был донор. Бывали на Южской станции и 60-летние здоровяки. Но ждут здесь, в первую очередь, и молодых людей, понимающих свою социальную ответственность, делающих выбор в пользу донорства.

Н. Костров