В рамках серии о новых молодых губернаторах-выдвиженцах президента “Вести в субботу” рассказывают о таком регионе, который вроде у всех на слуху, но куда, чтобы добраться, требуется приложить просто неимоверные усилия, хотя вроде он расположен в Центральной России. Что это за регион?
https://vk.com/video-101685153_456239950
В театре какого города провел свой первый профессиональный сезон Борис Бабочкин, будущий “Чапаев”, а потом играл и Пётр Вельяминов? Первым главой какого региона был Михаил Фрунзе? Из какой области военачальник, маршал Победы Василевский? Где родился нарком просвещения Бубнов, который перед тем, как быть репрессированным, успел провести в СССР своего рода реабилитацию Пушкина? Наконец, в библиотеке какой российской области хранятся оригиналы чертежей Эйфелевой башни? Все это — Ивановская область.
Ее герб включает и те символы, которые появились еще на советском гербе Иваново: факел, правда, сегодня он символизирует не революцию и не первый Совет, а просвещение, и, конечно же, ткацкий челнок, ведь Иваново — это “русский Манчестер”, крупнейший центр текстильной промышленности.
Иваново имеет удивительное расположение: 107 километров до Ярославля, 107 километров до Владимира и 107 до Кинешмы на волжском берегу. То есть вроде как в центре. Но, согласимся, про это больше знают не в остальной стране. Для остальной страны это где-то на периферии: Иваново, бывший Иваново-Вознесенск.
Был Иваново-Вознесенск, стал Иваново-Воскресенск, потому что фамилия у назначенного туда Путиным нового исполняющего обязанности губернатора Воскресенский. Опять молодой — 41 год. Да еще и москвич. Что от него ждать области? И как она его встретила?
Это будет, наверное, самый шумный эпизод во всей истории программы “Вести в субботу”. Мы — посреди ткацкого производства в городе Родники Ивановской области. Даже самое современное производство — такое шумное. Вы представляете, как здесь выдержать смену с несколько часов?!
Ждем вновь назначенного исполняющего обязанности губернатора Станислава Воскресенского. Ему, конечно, надо еще во многое вникнуть. Взять хотя бы одну только эту наклейку с надписью “шпулярник”. Это стеллаж, где размещают бобины, с которых подается нить. Пока Воскресенский вникает, заглянем в местную историю.
Дуся и Маруся Виноградовы — ивановские ткачихи-многостаночницы, которые побили сначала всесоюзный, а потом всемирный (американский) рекорд одновременного обслуживания более 70 станков.
В пореформенные времена могло показаться, что романсы, а то и откровенный блатняк, местного уроженца Аркадия Северного — все, что осталось здесь петь, ведь песни о ткачихах стало и негде исполнять: когда одна ткацкая фабрика за другой стали закрываться, а статус “города невест” обернулся каким-то такими игрищами, что, кажется, неудобно было всем, кто это видел. Те, кто переживал на репутацию города, отвечали, наверное, инстинктивно. Сначала местная команда регби “Белые акулы” выпустила клип. И, конечно, подключилась местная легендарная библиотека.
Основа фонда редкостей — то, что еще в Первую мировую и в революцию было вывезено из Риги. Например, оригинальные чертежи Эйфелевой башни. А рядом — залежи “Искры”, той, которая была не большевистская газета, а дореволюционный сатирический журнал.
В первый выезд в районы москвича Воскресенского повезли по не самым лучшими дорогам, но в новенькую поликлинику 2012 года постройки, что в городе Родники.
Когда он обращался к начальству, разговор начинался какой-то сразу очень конкретный. Где его этому научили? На самом деле многие молодые президентские выдвиженцы в губернаторы тихо-тихо, но прошли недавно специальные курсы. Конкретно у Воскресенского за плечами — опыт работы и замминистра в Москве, и замполпреда президента в Северо-Западном федеральном округе по тоже непростой Калининградской области.
“Сейчас пришлось заниматься уже и отопительным сезоном, планирую в ближайшие встречу с дольщиками, которые пострадали. Это все интересно, это — реальная работа на земле, реальная работа в поле”, — говорит новый губернатор.
Вообще пластов политических в Ивановской губернии хватает. Комиссар крейсера “Аврора” — уроженец Ивановской области, залп “Авроры” дал комиссар Белышев он из Палеха. Если взять Михаила Васильевича Фрунзе, он был военкомом нашей большой территори
и — от Иваново до Белого моря, потом был главнокомандующим.
Один из парадоксов местной истории: именно большевик Фрунзе спас, к сожалению, мало кому известную даже в Центральной России удивительную коллекцию местного дореволюционного мецената Бурылина, в чьем музее мы и записывали это интервью. Жемчужина музея — универсальные часы герцога Альбы.
– Я когда поставил навигатор в Москве в автомобиле, получилось пять с половиной часов ехать. Если на поезде, — семь. Вроде близко – 250 километров. Как бы решить проблему транспортной доступности Иваново?
– Она действительно есть, — признается Воскресенский. — Лучший способ до нас добраться — это “Ласточкой” или “Стриж” до Владимира, а там на машинах. У нас скоро планируется визит главы “Российских железных дорог” Олега Белозерова.
Воскресенский говорит: надо еще посмотреть, какие будут варианты. Но за проблему взялся. В конце концов не Иваново ли с его удивительными кварталами русского конструктивизма, построенного в раннесоветские времена, — за то, что город этот был родиной первого Совета, стать ближе для туристов? Но есть и по-настоящему местные текущие проблемы.
Губернатора ждут местные учителя. Что они простят? “Денег на учебники”, — говорят педагоги. Где-где, а в школах в глубинке стараются. Где-то в таких школах дети получают воспитание лучше, чем в столице. Но есть и свои хитрости.
Воскресенский проигнорировал стенд, где оперативно вывесили его фотографию. А Когда его привели в школьный спортзал, отказался от нашего предложения присоединиться. Груша висела прекрасная. Но Воскресенский, несмотря на относительную молодость, знает, на какие федеральные шутки реагировать, а на какие — нет.
– А если представить себе, что это Минфин. А из него как раз выбивать.
– Работать надо вместе, а не против, — уверен глава региона.
Наверное, сейчас таджики-гастарбайтеры есть и в Ивановской области. Но та миграция, которую сразу обнаружили здесь мы, — другая.
У ткачих, оказывается, — дефицит кадров — отрасль опять стала развиваться.
Вичуга — то самое место, где работали ткачихи Виноградовы. Не в Вичуге, но в окрестностях, в особой промышленной зоне “Родники”, эту очень шумную, но очень важную отрасль, похоже, удается возрождать. Но есть в Ивановской области и такое, что совсем в запустении.
Завод-производитель знаменитых когда-то автокранов “Ивановец” — печаль. К счастью, сейчас предприятие взялась спасать хорошо знакомая Воскресенскому команда менеджеров, которая уже вытащила из бездны “ИжАвто”. Однако есть чем заняться и новому врио: ускорить выплаты по задолженности по зарплатам.
“Я считаю, что должна появиться отдельная экспортная стратегия, потому что надо восстановить позиции на внутреннем рынке, а также смотреть дальше, чтобы создавать больше высококвалифицированных рабочих мест. И себе тоже повышать планку по качеству надо, потому есть вопросы по качеству продукции, которая выпускалась”, — отметил Станислав Воскресенский.
Надежды — высокие. В свою землю здесь верят не только библиотекари. Воскресенскому есть на кого опереться, в том числе и на молодежь.
Спрашиваю на правах давнего знакомого.
– Вы похудели. Вы вообще спите в эти дни?
– Я сплю, но во сне прокручиваю какие-то решения, совещания и так далее. Честно говоря, меня это не настораживает, скорее, даже наоборот, — отмечает Воскресенский.
– Москва уже перестала сниться?
– Москва давно не снится.
– Давно — это всего неделю?
– Да.
Дел действительно непочатый край.
Почему раньше Иваново-Вознесенск называли “русским Манчестером”? В XIX-XX веках именно английский Манчестер был главным в мире центром текстильной промышленности. Для справки: сегодня в Манчестере текстильная отрасль умерла, нет ни одной фабрики. А в Иваново отрасль держится. Это к тому, что, во-первых, не все так плохо. Во-вторых, и в России, конечно же, есть чем заняться. Вот что о своих молодых выдвиженцах-губернаторах сказал на “Валдае” президент.
“У нас есть уникальная возможность приводить к власти в регионах в конечном итоге через волеизъявление людей, которые живут на этих территориях. Но все-таки предъявить людям этих людей, дать им возможность показать, на что они способны, затем вывести их на избирательную кампанию, провести через горнило избирательных кампаний. Каждый шаг важен. Но все-таки важно создать новый губернаторский корпус из молодых, перспективных, современных людей, которые думают о будущем региона и всей России. Но это не значит, что мы делаем это огульно, что я не доволен работой тех губернаторов, которые сменили место работы либо на пенсию уходят. Такие тоже есть. По состоянию здоровья кто-то уходит. В принципе, это естественный процесс”, — отметил Владимир Путин.