Депутаты Государственной Думы вплотную приступили к обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Впервые этот закон был вынесен на обсуждение в 2010 году, и с тех пор в него было внесено более 20 тысяч поправок, с учетом которых он дорабатывался и перерабатывался.
Необходимость изменения законодательства в сфере образования была вызвана объективными обстоятельствами. Действующий закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для своего времени был очень прогрессивным – он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских программ и методик. Но за 20 лет страна стала другой, и документ перестал отвечать требованиям времени, а практика внесения в него дальнейших поправок исчерпала свой ресурс, поэтому был разработан проект нового федерального закона об образовании.
Об особенностях нового закона и его принципиальных отличиях от старого — беседа с депутатом Государственной Думы ФС РФ шестого созыва Валерием ИВАНОВЫМ.
– Валерий Викторович, в чем принципиальное отличие нового закона от старого?
– Новый законопроект учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в нашей стране, закрепляет все последние изменения, произошедшие в нашей системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем. При этом образование на всех уровнях – от дошкольного до высшего – остается бесплатным.
Новый закон ставит во главу угла человека и создание условий для его самореализации, цель нового закона – предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование.
Новый закон прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения, по сути, он написан гражданами России.
– Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?
– На мой взгляд, их много, назову лишь основные.
Дошкольное образование можно будет получить без очереди и в различных формах: на дому, в детсаду, в дошкольных группах при школах – это обеспечит равный уровень подготовки детей к школе.
В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, семейное и сетевое обучение, то есть значительно расширены возможности получения знаний.
Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно бесплатно получить образование: бюджетное финансирование получат и те, кто обучается в негосударственных школах и вузах.
Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем, не только в своем учебном заведении, но и за его пределами.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным, а уровень начального профобразования повышен: оно включено в систему среднего профобразования.
Расширятся полномочия общественных формирований, посредством которых родители, учащиеся и работодатели могут влиять на образовательный процесс и его организацию.
Для студентов будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики.
Расширятся возможности для внедрения уникальных образовательных программ – в сфере культуры и искусства, для детей-инвалидов и во многих других сферах.
– Какие права обеспечивает новый закон?
– Прежде всего, право каждого на образование. Кроме этого – право на получение основного общего образования на родном языке, на выбор языка обучения в рамках возможностей системы образования, на поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование, право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.
– Какие уровни образования включает новый закон?
– Общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее) и профессиональное (среднее профессиональное, высшее – бакалавриат, высшее – специалитет, магистратура и высшее – подготовка кадров высшей квалификации).
Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
– Есть мнение, что новые образовательные программы, которые будут введены после принятия нового закона об образовании, предусматривают экзамены для детей после детского сада. Так ли это?
– Нет. Новым законом не предусмотрено проведение экзаменов или каких-то других форм оценивания детей по результатам дошкольного образования.
– Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?
– Да, безусловно. Закон гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания, а это значит, что все нормы, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.
– Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
– Система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в вузы, будет упорядочена для того, чтобы обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам.
В новом законе предусмотрена замена права на поступление в вуз вне конкурса формами господдержки. Их три: прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний, обучение за счет бюджета на подготовительном отделении и преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
– Кто же может воспользоваться льготами при поступлении в вуз?
– Дети-инвалиды и инвалиды I и II групп будут иметь право на все три формы господдержки, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получат право на обучение на подготовительных отделениях государственных вузов или преимущественное право зачисления. Льготами также смогут воспользоваться другие категории граждан, которым льготы при приеме в вузы предоставлены федеральным законодательством.
– Валерий Викторович, уже не одно десятилетие в нашей стране обсуждается проблема падения престижа учительской профессии, негативного освещения работы учителя в СМИ и кинематографе, нежелание выпускников школ выбирать эту профессию из-за ее низкого рейтинга. Как Вы считаете, будет ли новый закон способствовать повышению статуса педагога?
– Да, потому что в этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников.
Закон гарантирует право преподавателей и учителей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя и детально прописывает меры социальной поддержки педагогических работников во всех сферах, где ведется образовательная деятельность, включая, к примеру, медицинские организации и организации соцзащиты.
– Вернется ли распределение выпускников?
– Обязательное распределение выпускников нарушает право человека на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.
В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией-работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и работодателем. Закон закрепляет меры соцподдержки такого студента работодателем – например, материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, оплата жилья в период обучения, обязательства работодателя по организации практики и трудоустройству.
– Сегодня никого не приходится убеждать в необходимости учиться. Молодые люди, всерьез озабоченные своим будущим, стремятся получить как можно лучшее и как можно более универсальное образование иногда сразу в нескольких вузах и вступают в трудовую жизнь, имея два, а то и три диплома. Расширяются и границы образования, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Будет ли новый закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?
– Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. В новом законе международному сотрудничеству посвящена отдельная глава, которая предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ.
Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.
Интервью провела И. ЛАЗАРЕВ