В государственном музее холуйского искусства продолжает свою работу юбилейная выставка Александра Смирнова, открывшаяся в феврале и до сих пор собиравшая поклонников таланта ведущего художника-миниатюриста. За время работы экспозиции около четырехсот человек посетили музей. В Южской районной газете была опубликована серия статей о замечательном человеке и художнике.
Выставка «Смирнов и сыновья» посвящена 70-летию художника и стала уникальной возможностью познакомиться с богатым творческим наследием не только самого Александра Алексеевича, но и его талантливых сыновей – Дмитрия и Алексея. В экспозиции представлено более 100 произведений лаковой миниатюры, графики и живописи, которые отражают мастерство и индивидуальный стиль художников. Выставка подчеркивает важность семейных традиций в искусстве и передачи знаний от поколения к поколению.
Сотрудники государственного музея холуйского искусства исследовали творческий путь Александра Смирнова и рассказывают о том, как художник шел к созданию лаковых миниатюр, которые вдохновляют и восхищают:
Детские годы
Александр Алексеевич родился 28 февраля 1955 года в деревне Окатиха Пучежского района Ивановской области. Деревня находилась на берегу реки Волги, и её живописные пейзажи привлекали художников, которые приезжали сюда, чтобы запечатлеть красоту природы на холсте. С ранних лет Александр с восторгом наблюдал, как под кистью мастеров создавались великолепные картины. Возможно, именно в тот момент у него и зародилась мечта стать настоящим художником. «Мальчик я был впечатлительный. Ходил по берегу, искал красивые камни, ловил бабочек, собирал цветы. Любил смотреть в небо, наблюдать, как плывут облака, и жизнь, казалось, будет продолжаться так всегда» – вспоминает своё детство художник. Деревня была небольшая, всего двенадцать домов. Дом, в котором жила семья художника, был на две семьи. «Около дома стояла роскошная ива. Вот почему в моих работах это дерево часто присутствует. Мне оно очень нравится за свою пластичность. В нём есть какая-то грусть и лирика» – с теплотой отметил Александр Алексеевич. Родители мать Антонина Яковлевна и отец Алексей Петрович работали в колхозе. В роду ни по линии отца, ни по линии матери художников не было. С особым трепетом он вспоминает деревню, в которой он жил. Им создан цикл рисунков о воспоминаниях детства: «Масленица», «Гроза идёт», «Уха на три деревни», «Кино привезли».
Когда Александру исполнилось семь лет, мать, старший брат и он сам переехали в посёлок Новые Горки Шуйского района. Прожили они там десять лет, с первого класса по десятый. Это событие ознаменовало начало тяжёлых времён для семьи. Они были вынуждены сменить несколько частных квартир, что добавляло дополнительный стресс и неопределённость в их жизнь. Художник вспоминает: «Походили с чемоданами по матушке Руси. В моих работах часто встречаются эти ходоки по Руси». Этот опыт оставил глубокий след в его творчестве, и в его работах часто встречаются образы странствующих людей, символизирующих поиски и перемещения. Одной из таких работ является «Сны голи перекатной», созданной в 1994 году, где художник передаёт атмосферу тех непростых лет, наполненных надеждами и мечтами о лучшем будущем.
Тяга к рисованию у художника проявилась с раннего детства. В школе он учился средне, но истинная страсть его заключалась именно в рисовании. У него был замечательный преподаватель, который заметил его талант и поддержал стремление к искусству. Будучи в седьмом классе Александр в одном из киосков в городе Шуе увидел Палехские открытки. «Я не мог оторваться от этого чуда. С этого момента я заболел лаковой миниатюрой. Мне нравился этот необычный мир, как это было здорово сделано, пластично и тонко». Этот момент стал значимым шагом на пути к его творческой карьере. «В моём сознании слово Палех было больше чем Рим или Москва. Я очень сильно волновался». На тот момент Александр Алексеевич еще не знал о Холуе. После восьмого класса он отправился подавать документы в Палех, но по чистой случайности опоздал на экзамены. Пришлось идти в девятый класс. Судьба приготовила для него что-то иное. Позже случилось так, что в соседнюю квартиру, где они жили, к соседке приезжает родственница. Когда семьи собрались вечером на кухне, при разговоре выяснилось, что девушка закончила строчевышивальное отделение в Холуйской профтехшколе, и там есть ещё отделение для художников. Тут то Александр и узнал о Холуйской лаковой миниатюре. Девушка попросила показать рисунки, они ей понравились, а потом посоветовала ехать и поступать в Холуй. Появилась надежда.
Холуйская профтехшкола
В 1972 году Александр Алексеевич поступает в Холуйскую профтехшколу на отделение лаковая миниатюра, успешно сдав вступительные экзамены по рисунку и живописи. Конкурс был четыре человека на место. Принимал экзамены Владимир Павлович Бугаёв. На втором курсе в 1973 году А.А. Смирнова призвали в армию, где он служил в пожарных войсках города Москвы.
Армейская жизнь оказалась очень тяжелой и опасной. Иногда приходилось совершать по двенадцать выездов в день. В 1975 году демобилизовался. Вернувшись в Холуй, он попадает на курс Владимира Тимофеевича Фиськова. Далее его преподавателями были Живностка Людвиг Матяшевич и Семёнов Анатолий Иванович. Ещё одним из самых любимых учителей для него был Белов Владимир Андреевич. Он преподавал композицию. «В общем, мне с учёбой, я бы сказал, повезло. Время, наверно, было такое. Время сильных преподавателей, ну и, естественно, сильных учеников», – отметил художник.
Обучение своё завершил в 1978 году написанием дипломной работы по произведению Александра Грина «Алые паруса». «В центре композиции сидит девушка и мечтает. Образом мечты я изобразил Синюю птицу, которая взмывает вверх и огибает корабль с Алыми парусами… Только вот Синяя птица по движению была похожа на жар-птицу Владимира Андреевича Белова – моего учителя» – вспоминает художник.
Работа и семья
После окончания учебы устроился работать на Холуйскую фабрику лаковой миниатюры в молодёжную творческую группу, возглавляемую Беловым Владимиром Андреевичем. Позже встретил свою будущую супругу Нину Алексеевну, создал семью, родились два сына. «Супруга Нина Алексеевна является фундаментом нашей семьи. Без неё я не состоялся бы как художник» – с благодарностью отмечает художник.
Два сына Александра Алексеевича Смирнова — Дмитрий и Алексей — продолжают семейные традиции, следуя по стопам своего отца. Каждый из них пробует себя в различных направлениях искусства, включая лаковую миниатюру и живопись. Их творчество охватывает широкий спектр тем, таких как сказки, литература, история, иконопись и портрет. На данный момент братья активно участвуют в росписи храмов по всей России. Творческий путь Дмитрия и Алексея полон вдохновения и стремления к самовыражению, что свидетельствует о том, что семейные ценности и любовь к искусству продолжают жить в их работах.
Салтыков-Щедрин
В творчестве Александра Алексеевича Смирнова гармонично сочетаются мудрость и доброта, лиризм русского народа, а также горечь и сарказм, отражающие современные реалии жизни. Его стиль уникален и не имеет аналогов среди других мастеров. Изначально он не испытывал особого влечения к сказкам и писал их лишь для совершенствования своей техники.
Однако, когда он уже работал в Холуе, на ярмарке приобрёл книгу Салтыкова-Щедрина — одного из самых известных сатириков XIX века. Начав читать, обнаружил, что философия этого писателя ему близка. Так появились на свет такие его работы как: «Правители города Глупова» (2018 г.), «Богатырь» (2008 г.), «Дикий помещик» (1987 г.), «Соседи» (1984 г.). Смирнов создаёт уникальные многофигурные произведения, каждое из которых наполнено глубоким смыслом и оригинальными идеями.
Все свои работы мастер любит, но есть среди них особенные: «Житие одного города», «Русский Вавилон», «Осада русского города». Каждая из них, судя по описанию, является не только художественным выражением, но и глубоким размышлением о жизни и культуре. Автор явно стремится к тому, чтобы его творчество вызывало у зрителя сильные эмоции и провоцировало на размышления.
Безграничная фантазия народа
В своих произведениях мастер раскрывает перед нами безграничную фантазию народа, рассказывая об этом с ироничным юмором, как в произведениях “Небывальщина” и “Небылицы про щуку из Белого озера”. Он также передает богатство русских былин и сказок, подчеркивая героизм и стойкость народа в трудные времена.
Сейчас художник работает над панно под названием «Русская Атлантида». Это произведение стало для него не просто художественным проектом, но и глубоким размышлением о судьбе России и её заброшенных уголках. В нём он стремится передать не только красоту ушедшей деревни, но и ту боль утраты, которая ощущается в каждом уголке нашей страны. Композиция символизирует память о местах, которые были домом для многих поколений, и призывает осмыслить наше отношение к культурному наследию России. Важно помнить, что каждая утраченная деревня — это не просто точка на карте, а целая история, полная жизни и надежд. «Русская Атлантида» — это дань ушедшему и надежда на возрождение того, что еще можно спасти.
Выставка в холуйском музее продлится до 20 апреля 2025 года и рассчитана на широкий круг посетителей (6+).