ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ ПОБЕДИТЕЛЬНАЯ.

21 сентября Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии.
21 сентября Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии.

21 сентября Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии.

 

Однажды, в книге «Отец Арсений», прочёл я очень интересную историю.

Перескажу её кратко, саму суть. Итак, однажды вечером девушка Мария возвращалась поздно вечером от подруги. Идти было недалеко, сперва дачными улицами и только лишь у станции пришлось идти минут семь леском. Было уже темно, от провожатых она отказалась. Идёт и думает: мама сердиться будет, что поздно пришла, а завтра вставать рано к ранней обедне, а потом дел невпроворот. Шла она быстро, улицы прошла и вбежала в лесок. Темно, мрачно и, конечно страшно, но ничего, тропка широкая, не раз хоженая. Вошла и чувствует: домашним духом тянет, а людей никого. Бежит, и вдруг её кто-то сзади схватил за руки и на голову что-то накинул. Стала вырываться, кричать хотела, но ей рукой через тряпку рот зажали. Как она не брыкалась, ни вырывалась всё было бесполезно, её чем-то сильно ударили по голове и она затихла…

Оттащили её от тропинки вглубь леса, с головы материю сняли, потом она поняла, что это был пиджак, но рот тряпкой всё ещё зажимали. Мужской голос сказал: «Пикнешь – зарежем!» – и нож перед глазами появился. «Ложись, дура, будешь тихо себя вести не убьём», смотрит она на человека и в сумраке видит, один низкий, другой высокий, и от обеих вином пахнет. «Ложись!», – рот разжали и толкают на землю, Мария шёпотом им говорит: «Отпустите, пощадите!» –  рванулась, а высокий приставил нож к груди и колет. Поняла Мария, что её уже ничто не спасёт. Высокий парень сказал другому: «Пойди шагов за 30 к тропке. Справлюсь с ней, тебя крикну», – невысокий ушёл.

Стоит Мария и понимает отчётливо, что нет ей сейчас спасения, никто помочь не может. Что делать? Как защититься? И вся мысль ушла к Богу: «Помоги, Господи!». Молитвы все вдруг из головы вылетели, и только откуда-то в подсознании внезапно возникла одна, к Богородице, и Мария поняла: одна Матерь Божия может её спасти, и стала в исступлении читать: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная», а в это время высокий повалил Марию на землю и стал срывать одежду. Сорвал, наклонился над ней, нож в руке держит. Мария это отчетливо видела и в то же время продолжает исступлённо молиться Богородице.  И, вероятно молилась вслух. Наклонился высокий над ней и вдруг спросил её: «Ты что там бормочешь?» – а она всё молится, а парень вновь сказал: «Спрашиваю, чего?» – и тут же выпрямился и стал смотреть куда-то над Марией. Посмотрел внимательно, взглянул на Марию и со злобой ударил её ногой в бок, поднял с земли и сказал: «Пойдём отсюда», – и, держа нож в руке и сорванное с меня бельё, повёл куда-то в сторону. Затем вновь бросил Марию на землю, опять наклонился над ней, а она всё молится и молится.

Стоит высокий над Марией и всё в сумрак вглядывается, а Мария всё призывает Матерь Божию, и вдруг чувствует, что уже ничего не боится. Парень стоит и смотрит куда-то в лес, потом взглянул на Марию и сказал: «Чего ей здесь, в лесу, ночью надо?».

Поднял он Марию, отбросил нож и повёл её в лес. Шли они недолго, показались огни станции, парень отдал Марии одежду и велел одеться. Пошли они с ним на станцию, взял он билеты до Москвы, подвёл Марию к бачку с водой и платком вытер ей лицо. Сели в поезд, доехали до Москвы, проводил он Марию до дома, до квартиры и ушёл…

Через год, раздался звонок, в квартире была  Мария и её мама, мама  открыла, и позвала Марию, – на пороге вновь стоял тот парень. Мария словно одеревенела, а он вошёл почему-то осмотрел комнату, и, не обращая на Марию внимания, рванулся в угол, где висела цветная литография с иконы Владимирской Божией Матери.

Подошёл, посмотрел и сказал: «Она».

Постоял некоторое время и подошёл к Марии: «Не бойтесь меня, я пришёл попросить у Вас прощения. Простите меня. Виноват я перед вами страшно. Простите…

Парень этот узнал на иконе Ту Женщину, которая помешала ему в лесу совершить преступление… Это была Пресвятая Богородица.

Затем была война и парень этот, будучи уже в звании лейтенанта, спас от голодной смерти Марию и её маму…

Мама Марии была человеком исключительной души и веры и ещё до прихода Андрея (так звали парня), последний раз говорила Марии: «Мария! Матерь Божия явила этому человеку великое чудо, не тебе, а ему. Для тебя это был страх и ужас, и ты не знала, почему Господь отвёл от тебя насилие. Ты верила, что тебя спасла молитва, а его сама Матерь Господа остановила. Поверь мне, плохому человеку такого бы явления не было. Матерь Божия никогда не оставит Андрея, и ты должна простить его».

Потом, после войны было письмо от Андрея, в котором он писал: «Спасибо, спасибо вам всем. Знаю, страшен я был для вас, но вы не отбросили меня, а в одну из самых тяжёлых минут поддержали прощением своим. Только Матерь Божия была вам и мне помощницей и покровительницей. Ей и только Ей вы обязаны жизнью, а я ещё больше – верой, дающей две жизни – человеческую и духовную. Она дала веру и спасла меня на военных дорогах. Спаси, сохрани вас Матерь Божия. Наконец-то я живу христианином. Андрей.»

Это только один случай, когда Пресвятая Богородица пришла на помощь, с верой Ей молящейся, а таких случаев сотни, тысячи, а может и миллионы.

О Матери Божией в Священном писании сказано совсем немного.

Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн поминают Пресвятую Деву Марию в описании Рождества Христова; Благовещении от архангела Гавриила; бегства святого Семейства в Египет от царя Ирода; браке в Кане галилейской, когда Спаситель претворил воду в вино; во время Сретения (встречи)  старца Симеона с  Девой  Марией и  Богомладенцем-Господом нашим  Иисусом  Христом, когда мудрый старец Симеон предсказал, что, Богомладенец Иисус будет Светом к просвещению язычников и славу народа своего. А Деве Марии старец Симеон сказал, что, Младенец сей лежит на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.

А также, что Пресвятой Богородице оружие пройдёт душу, – да отроются помышления многих сердец (Лк. 2 гл. ст.25-35).

Также сказано у евангелиста Луки, что, Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём (Лк.. Гл.2 ст. 51).

Все предсказания старца сбылись: «оружие прошло» душу, Матери Божией, когда Господа нашего Иисуса Христа схватили иудеи и предали Его на распятие.

Матерь Божия присутствовала при Крестной казни и стояла у Креста, на котором был распят Её Божественный Сын:

«При Кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Иоанн 19гл. ст. 25-27).

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там, у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Вот что пишет епископ Александр (Милеант): « …зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат “Непорочного зачатия.” Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на, то никаких данных, ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом – от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, “из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”

В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Мы приведем только мнение проф. Киевской Духовной Академии, прот. И. М. Скворцова, сказавшего: “Евангелие свидетельствует, что Св. Дух нисшел на Св. Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее – свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Св. Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа*** (фраза не закончена). Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное.”

Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. День Рождества Богородицы  открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается с  появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.

/Когда едешь из Южи по ковровской дороге, то перед селом Лучкиным, справа от дороги над лесом видны купола и кресты церквей, – это храмы Рождества Пресвятой Богородицы и святых Богоотец Иоакима и Анны в селе Алексино/.

 

В.Копров