21 сентября Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии.
Однажды, в книге «Отец Арсений», прочёл я очень интересную историю.
Перескажу её кратко, саму суть. Итак, однажды вечером девушка Мария возвращалась поздно вечером от подруги. Идти было недалеко, сперва дачными улицами и только лишь у станции пришлось идти минут семь леском. Было уже темно, от провожатых она отказалась. Идёт и думает: мама сердиться будет, что поздно пришла, а завтра вставать рано к ранней обедне, а потом дел невпроворот. Шла она быстро, улицы прошла и вбежала в лесок. Темно, мрачно и, конечно страшно, но ничего, тропка широкая, не раз хоженая. Вошла и чувствует: домашним духом тянет, а людей никого. Бежит, и вдруг её кто-то сзади схватил за руки и на голову что-то накинул. Стала вырываться, кричать хотела, но ей рукой через тряпку рот зажали. Как она не брыкалась, ни вырывалась всё было бесполезно, её чем-то сильно ударили по голове и она затихла…
Оттащили её от тропинки вглубь леса, с головы материю сняли, потом она поняла, что это был пиджак, но рот тряпкой всё ещё зажимали. Мужской голос сказал: «Пикнешь – зарежем!» – и нож перед глазами появился. «Ложись, дура, будешь тихо себя вести не убьём», смотрит она на человека и в сумраке видит, один низкий, другой высокий, и от обеих вином пахнет. «Ложись!», – рот разжали и толкают на землю, Мария шёпотом им говорит: «Отпустите, пощадите!» – рванулась, а высокий приставил нож к груди и колет. Поняла Мария, что её уже ничто не спасёт. Высокий парень сказал другому: «Пойди шагов за 30 к тропке. Справлюсь с ней, тебя крикну», – невысокий ушёл.
Стоит Мария и понимает отчётливо, что нет ей сейчас спасения, никто помочь не может. Что делать? Как защититься? И вся мысль ушла к Богу: «Помоги, Господи!». Молитвы все вдруг из головы вылетели, и только откуда-то в подсознании внезапно возникла одна, к Богородице, и Мария поняла: одна Матерь Божия может её спасти, и стала в исступлении читать: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная», а в это время высокий повалил Марию на землю и стал срывать одежду. Сорвал, наклонился над ней, нож в руке держит. Мария это отчетливо видела и в то же время продолжает исступлённо молиться Богородице. И, вероятно молилась вслух. Наклонился высокий над ней и вдруг спросил её: «Ты что там бормочешь?» – а она всё молится, а парень вновь сказал: «Спрашиваю, чего?» – и тут же выпрямился и стал смотреть куда-то над Марией. Посмотрел внимательно, взглянул на Марию и со злобой ударил её ногой в бок, поднял с земли и сказал: «Пойдём отсюда», – и, держа нож в руке и сорванное с меня бельё, повёл куда-то в сторону. Затем вновь бросил Марию на землю, опять наклонился над ней, а она всё молится и молится.
Стоит высокий над Марией и всё в сумрак вглядывается, а Мария всё призывает Матерь Божию, и вдруг чувствует, что уже ничего не боится. Парень стоит и смотрит куда-то в лес, потом взглянул на Марию и сказал: «Чего ей здесь, в лесу, ночью надо?».
Поднял он Марию, отбросил нож и повёл её в лес. Шли они недолго, показались огни станции, парень отдал Марии одежду и велел одеться. Пошли они с ним на станцию, взял он билеты до Москвы, подвёл Марию к бачку с водой и платком вытер ей лицо. Сели в поезд, доехали до Москвы, проводил он Марию до дома, до квартиры и ушёл…
Через год, раздался звонок, в квартире была Мария и её мама, мама открыла, и позвала Марию, – на пороге вновь стоял тот парень. Мария словно одеревенела, а он вошёл почему-то осмотрел комнату, и, не обращая на Марию внимания, рванулся в угол, где висела цветная литография с иконы Владимирской Божией Матери.
Подошёл, посмотрел и сказал: «Она».
Постоял некоторое время и подошёл к Марии: «Не бойтесь меня, я пришёл попросить у Вас прощения. Простите меня. Виноват я перед вами страшно. Простите…
Парень этот узнал на иконе Ту Женщину, которая помешала ему в лесу совершить преступление… Это была Пресвятая Богородица.
Затем была война и парень этот, будучи уже в звании лейтенанта, спас от голодной смерти Марию и её маму…
Мама Марии была человеком исключительной души и веры и ещё до прихода Андрея (так звали парня), последний раз говорила Марии: «Мария! Матерь Божия явила этому человеку великое чудо, не тебе, а ему. Для тебя это был страх и ужас, и ты не знала, почему Господь отвёл от тебя насилие. Ты верила, что тебя спасла молитва, а его сама Матерь Господа остановила. Поверь мне, плохому человеку такого бы явления не было. Матерь Божия никогда не оставит Андрея, и ты должна простить его».
Потом, после войны было письмо от Андрея, в котором он писал: «Спасибо, спасибо вам всем. Знаю, страшен я был для вас, но вы не отбросили меня, а в одну из самых тяжёлых минут поддержали прощением своим. Только Матерь Божия была вам и мне помощницей и покровительницей. Ей и только Ей вы обязаны жизнью, а я ещё больше – верой, дающей две жизни – человеческую и духовную. Она дала веру и спасла меня на военных дорогах. Спаси, сохрани вас Матерь Божия. Наконец-то я живу христианином. Андрей.»
Это только один случай, когда Пресвятая Богородица пришла на помощь, с верой Ей молящейся, а таких случаев сотни, тысячи, а может и миллионы.
О Матери Божией в Священном писании сказано совсем немного.
Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн поминают Пресвятую Деву Марию в описании Рождества Христова; Благовещении от архангела Гавриила; бегства святого Семейства в Египет от царя Ирода; браке в Кане галилейской, когда Спаситель претворил воду в вино; во время Сретения (встречи) старца Симеона с Девой Марией и Богомладенцем-Господом нашим Иисусом Христом, когда мудрый старец Симеон предсказал, что, Богомладенец Иисус будет Светом к просвещению язычников и славу народа своего. А Деве Марии старец Симеон сказал, что, Младенец сей лежит на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.
А также, что Пресвятой Богородице оружие пройдёт душу, – да отроются помышления многих сердец (Лк. 2 гл. ст.25-35).
Также сказано у евангелиста Луки, что, Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём (Лк.. Гл.2 ст. 51).
Все предсказания старца сбылись: «оружие прошло» душу, Матери Божией, когда Господа нашего Иисуса Христа схватили иудеи и предали Его на распятие.
Матерь Божия присутствовала при Крестной казни и стояла у Креста, на котором был распят Её Божественный Сын:
«При Кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Иоанн 19гл. ст. 25-27).
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там, у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Вот что пишет епископ Александр (Милеант): « …зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат “Непорочного зачатия.” Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на, то никаких данных, ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.
Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом – от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, “из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”
В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Мы приведем только мнение проф. Киевской Духовной Академии, прот. И. М. Скворцова, сказавшего: “Евангелие свидетельствует, что Св. Дух нисшел на Св. Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее – свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Св. Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа*** (фраза не закончена). Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное.”
Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. День Рождества Богородицы открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.
/Когда едешь из Южи по ковровской дороге, то перед селом Лучкиным, справа от дороги над лесом видны купола и кресты церквей, – это храмы Рождества Пресвятой Богородицы и святых Богоотец Иоакима и Анны в селе Алексино/.
В.Копров