Беспокойные сердца. Памяти И. Гусева, И. Хренова, В. Клокова посвящается

Во время краеведческих поездок по Южскому району, мне приходилось и приходится встречаться с разными людьми. Как-то во время одной из таких поездок на Ламненское-Богоявленское озеро, в селе Малая Ламна произошёл у меня разговор с одной женщиной-дачницей, проживавшей летом в Малой Ламне, основным же местом жительства её был город Иваново. Узнав о причине моей поездки в Малую Ламну (сбор сведений об исчезающих деревнях, о разрушающихся храмах) она удивилась и сказала, что в наше время это вряд-ли кому нужно и интересно. Я не стал с нею спорить, это было бы просто бесполезно.

Другой разговор у меня был с одним из моих друзей детства, в Юже, когда он узнал, что я собираю исторические сведения о Юже и Южском районе и хочу издать книгу. То он спросил:

-А зачем тебе это нужно?

А действительно, зачем?  Вопрос вроде бы простой, а с другой стороны очень сложный. Для чего собирал свои материалы Иван Васильевич Гусев? Имя этого человека вряд ли кому теперь известно в Юже, разве только любителям истории Южского края. А ведь он сделал очень много занимаясь сбором материалов по истории Южи и Южского района.

Была у этого энтузиаста-краеведа мечта, создать краеведческий музей в Юже.

Вот что писал об этом южский учитель Фёдор Александрович Осокин: «…Иван Васильевич /Гусев/ был не только кропотливым краеведом. Он загорелся замечательной мечтой – создать в Юже художественно-краеведческий музей. Пешком с тросточкой ходил старина по окрестным деревням. Большая сумка за плечами всегда сопровождала его. В неё он складывал старинную одежду, обувь, крестьянскую бытовую утварь, добываемую из старинных сундуков, чуланов, чердаков. Всё это он нёс за большие вёрсты к себе домой, чтобы превратить их со временем в музейные экспонаты. Договаривался с хозяевами крупных вещей, что он за ними обязательно приедет, как только предоставят ему помещение для музея.

К сожалению, его никто в создании музея не поддержал: ни райком, ни райисполком, ни горсовет, ни профсоюзы, ни районо, хотя он постоянно ходил по этим организациям, обивая их пороги, унижаясь, умоляя помочь ему, прося предоставить хоть какое-нибудь помещение для музея. Когда построили новую почту, он надеялся, что здание старой почты отдадут ему. Напрасно надеялся, никому, кроме него самого, музей не нужен был.

Школа №3  предоставила ему небольшую классную комнату на втором этаже. Он и этому был рад, начал перетаскивать вещи сюда и нумеровать их. Но радость была недолгой. По необходимости класс нужно было освободить. По одним сведениям, экспонаты были вынесены в школьный сарай. Туда же были перенесены большие картины, написанные Капустиной. Сарай сгорел, и всё содержимое в нём превратилось в пепел. Картины эти заменили малохудожественными творениями авангардного направления; картины же классического направления посчитали устаревшими, а они тоже могли бы стать украшением музея. По другим сведениям, все экспонаты Гусева якобы были перенесены в бывшую школу ФЗО. А где они сейчас, если были сохранены, никто, вероятно, не знает».

Кстати история с картинами, висевшими в коридорах школы №3 имеет подтверждение. В своё время об этом же рассказал мне ныне покойный учитель школы №3 Доброхотов Василий Александрович. А картины эти я помню.

В 1990-е годы, когда я собирал материалы для моей будущей книги, мне очень нужны были материалы из архива И.В. Гусева, увы, я их так и не нашёл.

Впрочем, также как и материалы Игоря Хренова, другого южского краеведа. Я встречался с его сыном, Владимиром Игоревичем, но всё было тщетно.

Но, мне очень помогли публикации в «Светлом пути» материалов И. Хренова касающиеся Борковской Николаевской пустыни, что вблизи Холуя.

Каким-то образом к И.Хренову попали печатные материалы 19 века мстёрского краеведа И. А. Голышева «Историческое описание Борковской Николаевской пустыни в Вязниковском уезде Владимирской губернии» /Владимир 1871г./.

Имя Ивана Александровича Голышева не раз встречалось мне в моих краеведческих поисках. Но конкретной информации о Голышеве у меня не было.

 И.Голышев
И.Голышев

А совсем недавно мне удалось познакомиться со мстёрскими краеведами и они мне подарили книгу «Голышевские чтения».

В аннотации к книге такие слова «В память о заслугах перед отечественным музееведением и краеведением русского краеведа и литографа Ивана Александровича Голышева (1838-1896)».

В своём рассказе «Историк-литограф-краевед-И.А. Голышев. Его вклад в исследование региональной истории России 19 века», Татьяна Евгеньевна Коткова, искусствовед, заведующая научно-исследовательским, экспозиционно-выставочным  и экскурсионно-массовым отделом Мстёрского художественного музея, пишет:

«Наш разговор пойдёт о жизни и деятельности первого местного учёного, просветителя и общественного деятеля Мстёры, бывшего крепостного крестьянина Ивана Александровича Голышева.

На страницах ежегодника «Русская старина» в течение 10 лет были напечатаны воспоминания свыше 60 человек это и И.К. Айвазовского, М.А. Бестужева, М.И. Глинки, князя Трубецкого и других. В этой библиотеке записок можно видеть представителей всех сословий, от царедворца до монаха, от знаменитого художника, до простого труженика, тернистым путём достигшего известности.

В 1895г. издание «Русской старины» предложило читателю «Воспоминания И.А. Голышева», который благодаря своей любознательности и терпению и жажде знаний стал не только членом различных обществ, но и почётным гражданином. Голышев- это живое доказательство отрадной истины – в нашем Отечестве «Не оскудеют источники нравственных сил, представителями которых у нас в России были Посошковы, Ломоносовы, Кулибины и многие другие»/Русский вестник Т. 34. 1861г./

Род Голышевых, один из старинных во Владимирской области. В выписи из переписных Владимирских книг 1646 года в числе сторожей церкви во Владимире упоминается Олёшка Емельянов сын Голышев, с сыном Гришкою, означенный Григорий, вероятно, изучил во Владимире иконописание и переселился в слободу Мстёру в 1718 г. Голышевы были крепостными крестьянами. Их фамилия не раз упоминается в древних актах. Григорий Голышев в 1718 г. расписывал при княгине Настасье Борисовне Ромодановской иконостас домовой церкви.

Итак, наследственным занятием Голышевых, было иконописание. В 1732г. упоминается иконописец- Иван Семёнов Голышев. В 1737г. упоминается иконописец- Александр Семёнов Голышев. В 1741г. упоминается иконописец- Михайло Семёнов Голышев. В 1743г. упоминается иконописец – Семён Григорьев Голышев.

Дед Косьма Иванович Голышев был хорошим иконописцем, мастером финифти. Умер задолго до рождения внука в 1826г.

Иван Александрович Голышев родился 14(28) июня 1838г. в семье Александра Кузьмича Голышева. Отец был знатоком различных целебных трав, брал Ваню с собой в лес. Возвращались они с охапками трав зверобоя, череды и др. растений. Выписывал из Петербурга различные лечебники, занимался составлением гербариев. Собирал также различные коллекции бабочек и жуков.

Голышев старший был избран писарем в земском правлении и просидел над бумагами десять лет, затем был избран бурмистром, став первым человеком в слободе.

Первые уроки рисования, Ваня Голышев получил у своего отца, который, кроме занятий живописью, занимался выделкой мыла, духов, помады, фотографированием, раскрашиванием и продажей картинок.

В семье, кроме Вани, было ещё четверо детей. Ваня Голышев переболел в детстве корью и золотухой, из-за чего потерял зрение.

Подросток постоянно стремился к знаниям. Отец отвёз одиннадцатилетнего сына в Москву к литографу Лилье для обучения в рисовальной школе, учреждённой графом Строгановым. У Лилье мальчик был на посылках, перешёл в заведение Глушковых, а затем попал в заведение Лаврентьевой… Плата за обучение была 9 рублей в год.

В школе с учениками обращались грубо. После её окончания, документа, который бы избавил учеников от крепостной зависимости, не выдавалось. Как ни тяжело было ученье, Иван школу не бросал.

Осваивая литографское дело, пятнадцатилетний подросток, одновременно зарабатывал себе на хлеб. Чем он только не занимался: и землемерными работами, и сбором растений, делал черёмуховую воду для лечения крестьянам глаз.

Богачи раскольники в 1856г. решили отдать Ивана Голышева в армию, отец не был на службе и его брат не был, третий из семьи должен служить. «Красная шапка» доставалась Ивану. Раскольники злорадно толковали, что де «московскому школьнику забреем лоб». Отец, как за единственного сына представил в вотчинное правление за четверть рекрута 150 рублей. По этому взносу одиночки навсегда освобождались от рекрутского набора. Деньги не приняли. Отец с Иваном поехали в Санкт-Петербург к графу Панину. Александр Кузьмич поднёс графу картину «Виды храмов Мстёры». Рисунки Ивана ему понравились. В.Н. Панин уважил просьбу отца и предписал во Мстёру, чтобы деньги за Ивана (150 рублей) были приняты.

К 1857г. у Голышева набралось до 30 литографских камней с рисунками. Иван окончательно переселился жить во Мстёру. Отец обратился к помещику о дозволении просить разрешения губернатора открыть литографию. Министерство внутренних дел в 1858г. дало разрешение губернатору Е. Теличееву открыть литографию на имя отца.

В 1858г. в селе Барское Татарово близ Мстёры Голышевым была открыта одна из первых русских сельских литографий…

Молодой Голышев целиком занялся издательской работой: он составлял рисунки, переносил их на литографские камни. В этой работе ему помогали мстёрские художники иконописцы. Многие оказались хорошими рисовальщиками. Десять из них потом переехали в Москву и, работая в литографиях, получали до 70 рублей серебром в месяц.

Техника нанесения рисунка заключалась в следующем: сначала камень долго шлифовали морским песком. Затем на гладкую поверхность наносили рисунок специальной тушью. Потом с камня делали отпечатки на тонкой серой бумаге. Отпечаток получался чёрно-белый. Такие картинки при всём их достоинстве, не имели хорошего сбыта. И их стали раскрашивать от руки в определённые цвета, которых было четыре: малиновый, зелёный, жёлтый, красный. Краски разводились на яичном желтке и имели приятный блеск.

Работа по раскраске была очень простая, платили за неё мало, выполнение не требовало особой квалификации, а желание заработать больше приводило к неряшливости в исполнении. Края цветовых пятен нередко выходили за контуры печатного рисунка.

Страницы лубка-это своего рода летопись, бесхитростная иллюстрация прошлого. Лубок наглядно знакомит с подробностями крестьянской бытовой обстановки, с устным народным творчеством. Лубочные картинки по праву могут быть отнесены не только к изобразительному, но и к словесному искусству. Лубок служил не только развлекательной картинкой, но и средством распространения грамотности среди населения.

Широкие слои русских крестьян и городских ремесленников, именно с лубочных картинок начинали своё знакомство с творениями Пушкина, Некрасова, Кольцова и других поэтов.

В мастерской Голышева сотни раз переиздавались  широко известные картинки «О Ерше-сыне Щетинникове» и «Как мыши кота погребают».

Много интересных лубков было создано И.А. Голышевым на сюжеты русских народных сказок, песен. Сам к ним разрабатывал тексты. Он постоянно записывал народные обряды, обычаи, поговорки, сказки, песни, и использовал их при создании литографических картинок.

Через некоторое время в литографию Голышева были приобретены печатные станки, правда, очень примитивные, но с их помощью можно было увеличить выпуск картинок, кроме того, на них можно было печатать книги. В литографии постоянно работало 5 ручных станков, выпуская ежедневно до 3000 народных картинок. В заведении появились и печатники. В числе интересных изданий можно назвать такие – «Памятники старинной русской резьбы по дереву», «Атлас старинных пряничных досок», «Памятники русской старины», «Древности Богоявленской церкви», книга «Богоявленская слобода Мстёра».

По всей Руси, книги, картинки, издаваемые в литографии Голышева, распространяли бродячие торговцы-офени. Офени были разного достатка: бедные-ходили по Руси пешком с коробом за спиной, богатые-ездили на лошадях и нанимали для выполнения самых трудных работ батраков, работников. Таких бродячих торговцев называли коробейниками.

Через бродячего офеню Ерёму о существовании литографии в Мстёре узнал русский поэт Н.А. Некрасов. В 1861 г. возвращаясь в Петербург, он заехал во Мстёру. С большим интересом Некрасов осмотрел литографию, книжки и литографские картинки и сказал, что И.А. Голышев делает очень полезное для народа дело.

В 1860г. Голышев познакомился с редактором «Владимирских губернских ведомостей» К.Н. Тихонравовым. Это был энтузиаст, знаток и любитель владимирской старины. Под его влиянием Иван Александрович с увлечением принялся изучать историю родного края, много читал, начал собирать, изучать и коллекционировать предметы исторического и художественного характера, документы, книги.

В 1861 г. Голышев был избран действительным членом статистического губернского комитета. Это был первый случай избрания в его члены крестьянина, да к тому же бывшего крепостного.

За свою деятельность Голышев был избран членом 12 различных обществ: Русского археологического, русского географического, истории древностей Российских при Московском университете и активно сотрудничал в них.

Более 600 статей Голышева помещено было в различных российских изданиях. Кроме того им написано 19 книг исторического содержания.

В 1864г. отца сняли с должности старшины за растрату 1652 руб.

В это время помещик Протасьев дал согласие продать Ивану Голышеву 13 десятин 1, 800 сажень земли за наделом крестьян рядом со слободой Мстёра.

Чтобы выйти из крестьянского сообщества, крестьянин должен был приобретать в собственность, равную трём душевным наделам. Надел в Мстёре составлял 1,8003/4 на одну ревизскую душу. У Голышева он превышал в 18 раз.

Благодаря деятельности нашего местного археолога Ивана Александровича Голышева мы располагаем надёжными историческими сведениями о Мстёре.

В 1862 г. Голышевым была открыта в Мстёре рисовальная школа и библиотека для крестьянских детей.

Школа разместилась в комнатах волостного правления.

В классы школы записалось 28 человек. Дети обучались Голышевым бесплатно.  Занятия проходили с 11 до 15 часов, в зависимости от погоды. В ненастье они продолжались дольше, чтобы при хорошей погоде дети могли дольше гулять. «Им нравились преподаваемые мною приёмы рисования по правилам столичного преподавания, так как они все дети иконописцев бедных семейств, то прилежно занимались и рисовали».

Все необходимые материалы: бумагу, карандаши, краски, кисти Голышев И.А. покупал на свои деньги. Иван Александрович пожертвовал школе 100 оригиналов и все принадлежности для рисования, 20 учебников и 20 прописей по чистописанию, а библиотеке-200 книг и 5 наименований периодических изданий.

Около 300 человек записалось в Голышевскую библиотеку. Книги выдавались на дом по воскресным дням.

Вначале школа процветала. Число учеников увеличилось до 60. Школа и библиотека требовали от Голышева немалых средств. Но поддержки среди начальства он не находил, у него не нашлось ни одного помощника, и материально его никто не поддержал. (Сторожа на месте часто не было, ребятишки приходили зимой к закрытому зданию и возвращались домой). После пятилетних трудов, не видя никакой общественной поддержки, Голышев вынужден был оставить школьные занятия.

Всё имущество школы и библиотеки И.А. Голышев подарил в народные училища округи и в Мстёрскую благочинную библиотеку, а это более 700 книг.

Созданием Воскресной школы и библиотеки в 60-е годы 19 века Иван Александрович положил начало художественному образованию в Мстёре и способствовал приобщению жителей слободы к чтению и пользованию библиотекой.

6 апреля 1865 г. вышел новый закон о печати, по которому воспрещалась книжная торговля в сельской местностью за недостаточностью полицейского надзора. Дозволения на книжную торговлю у Голышева не было, и местные власти запретили не только её, но и литографию.

В С.Петербурге за открытие литографии и книжной торговли в Мстёре хлопотали: академик В.П. Безобразов, генерал-лейтенант А.П. Самсонов, статские советники-П.П. Семёнов, В.К. Ржевский, императорское географическое общество.

В 1866г. И.А. Голышева избрали членом-корреспондентом Московского археологического общества. С председателем общества А.И. Артемьевым он познакомился на археологическом съезде. На съезде Голышев был две недели – слушал речи учёных, на выставке рассматривал предметы старины. Сфотографировался на память с К.Н. Тихонравовым. Фотографии с участниками съезда подарили графу А.С. Уварову. Голышева с Тихонравовым прозвали «владимирскими близнецами». Голышеву за работу в археологическом обществе была вручена бронзовая медаль.

Голышев просил губернатора В.С. Струкова за работу в статистическом комитете ходатайствовать об освобождении его из крестьян. Как живущий на своей усадьбе, он мог, получить увольнительное свидетельство, затем приписаться в мещане и удостоится звания почётного гражданина.  Это ходатайство о переходе в звание было затруднено, так как это право предоставлялось только городскому сословию, но не крестьянскому.

Отец Ивана упрекал сына за то, что тот пустился в учёность, живёт барином. Когда Иван попросил у отца разрешения выйти из общества крестьян, отец заявил, что даст согласие, если тот подпишет ему купленную землю. Голышев старший часто дрался, выказывал свою ненависть, магазин перевёл в свой дом, денег сыну не давал. Весь заработок с литографии брал себе, читал его переписку.

В феврале 1871 г. Иван составил отчёт о работе в статистическом комитете за 10 лет.

20 апреля 1871г. Тихонравов вручил Голышеву официальное уведомление Губернатора о том, что Государь Император всемилостивейшее пожаловал Голышева званием почётного гражданина. Объявил о распоряжении исключить Голышева из крестьян и причислить к жителям г. Вязники.

Отец сразу же заболел и просил каждый день у сына прощения, твердя одно и тоже – «прости меня Христа ради».

-«…Бог с ним, я обязан ему своим воспитанием в Москве…»

Вклад И.А. Голышева в исследование региональной истории России 19 в. очень велик.

Он создал первую сельскую литографию в России (1858г.).

Открыл Воскресную рисовальную школу для детей и библиотеку (1862г.). Был избран членом 12 –ти различных обществ: Русского археологического, русского географического, истории древностей Российских при Московском университете и т.д., в которых активно сотрудничал. Более 600 статей Голышева помещено в различных российских изданиях. Кроме того им написано 19 книг исторического содержания. Самой ценной книгой является «Богоявленская слобода Мстёра» (1865г.). Был избран членом-корреспондентом Комитета грамотности в С. Петербурге.

Его литографии и сегодня используются в выставках крупными музеями России, например, его лубки выставлены в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А на проходившей в Москве выставке «Святая гора Афон» в ноябре 2011г. в Историческом музее экспонировалась литография И.А. Голышева «Святая гора Афон» (Мстёра, 1873г. бумага китайская).

Ценность его трудов состоит не только в собирании предметов старины, но и описании истории края. Голышев не только описывает происходящее, но и анализирует.

В 1866г. с женой они заложили парк с редкими растениями. Парку на сегодняшний день 145 лет, который требует внимания и заботы со стороны жителей Мстёры и с. Барское Татарово.

В период с 1861г. по 1878 за время избрания Голышева членом статистического комитета в Губернских ведомостях помещено статей:

-по статистике и этнографии-108

-истории и археологии-143

-современной хронике 107

старинных актов бывших неизвестными-80

Итгого-338.

Для музея статистического комитета принесено в дар этнографических предметов и сочинений-84, литографских рисунков-28 в 6400 экземплярах для изданий комитета.

В московское географическое общество-64 предмета, в географическое общество-47предметов.

Звания почётного гражданина Голышев удостоен по Министерству народного образования и медали на Станиславской ленте. Со стороны его Величества Императора было пожаловано 2 серебряные медали для ношения на Станиславской и Аннинской лентах.

Голышев приносил посильную пользу русской науке. Сила Ивана Голышева была в пламенной любви к Родине».

Литературным наследием И.А. Голышева являются: Сочинения.: Серапионова пустынь Владимирской губ. Вязниковского уезда. Владимир, 1869; Древности Богоявленской церкви. XVII в. в слободе Мстёре. Владимир, 1870; Борковская Николаевская пустынь во Владимирской губ. Владимир, 1871; Изображения икон св. Флора, Лавра, Модеста и Власия и значение этих образов в народе. [Владимир, 1871]; Мифические изображения 12-ти лихорадок. Владимир, 1871; Атлас рисунков со старинных пряничных досок Вязниковского уезда. Мстёра, 1874; Древняя науза или амулет с изображением Крещения Господня XIII-XIV вв. Владимир, 1876; Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губ. Мстёра, 1877;

В конце этого рассказа, вернусь к заданному вопросу «Для чего всё это мне нужно?»

Для чего была мною издана книга «Тихая моя родина»? Да для того, чтобы собранные мною краеведческие материалы не пропали. Чтобы тем краеведам, что придут после меня, было легче разобраться в истории родного края.

В.Копров