…На днях ко мне обратилась землячка, с просьбой, помочь ей отыскать деревню её матери Сереново. Точнее, не саму деревню, ибо деревни этой, как таковой давно уже нет даже на карте Южского района, а хотя бы отыскать место, где она находилась.
Как было сказано выше, на нынешней карте Южского района д. Сереново нет, но деревня есть на старинной карте Гороховецкого уезда (1792г. эпоха правления Екатерины Второй), так вот на этой карте д. Сереново отмечена между деревнями Родионово и Михалёво.
О деревне Сереново, также поведала мне моя мама Копрова (Майкова) Зоя Александровна. В 1950-х годах от Южской швейной фабрики, где она некоторое время работала, посылали на сельхоз. работы, как тогда говорили «в колхоз», и она некоторое время жила в Серенове, в одном из домов «на квартире», мама вспомнила даже фамилию хозяев дома – Большаковых. И ещё, мама дала мне ориентир д. Сереново, эта деревня находилась вблизи д. Остапово, через поле. В Серенове тогда было домов десять, деревня находилась на взгорке. А вот под горой, располагалась д. Остапово, довольно большая деревня, в которой тогда был магазин и клуб. Кстати Остапово до сих пор есть на карте Южского района, а значит, найти место, где было Сереново не составит особого труда.
Кроме этого, стал я вспоминать, где же я слышал об этой деревне, и вспомнил, что когда собирал материалы для книги «Тихая моя родина», как-то раз встретилось мне описание Балахонского тракта. В давние времена Балахонский тракт проходил через нынешний Южский край, и вот в описании тракта, ближе к Мугреевскому стану и встретилось мне название деревни Сереново. Если говорить образно, то деревня Сереново входила в «куст» деревень Могучево, Остапово, Зимёнки, Клёстово, Легково, Хохулино, Хмельниково, Филютино, Павловская, Родионово и Михалёво.
Кстати, об одном их этих селений – сельце Могучеве пишут в своём исследовании «Страницы истории Мугреевских владений Дмитрия Михайловича Пожарского» историки Г.Р. Якушкин и М.М. Якушкина – «…а в сельце Мугучем двор помещиков да к тому ж сельцу деревень: деревня Нестерово, деревня Поткино, деревня Фомина, деревня Кропивное, деревня Быково, деревня Погорелка, деревня Косино, деревня Столбово, пустошь монастырь Богоявленской с пустошьми. Сельцо Могучево описано среди вотчинных владений как принадлежащее стольникам Петру и Ивану Пожарским».
(Как много деревень было тогда и как мало осталось теперь).
Вдобавок ко всему, стал я смотреть списки церковных приходов и нашёл, что Сереново входило в приход храмов села Мугреево-Дмитриевского.
Ориентир д. Сереново также подсказал мне мой земляк, Сергей Валентинович Сосков, – на месте деревни остался пруд, на берегу которого растёт большая яблоня.
Если вы сейчас взгляните на нынешнюю карту Южского района, то не найдёте на ней очень многих деревень существовавших ещё в недавние 1960-70-е годы. А многие из тех оставшихся ещё на карте района доживают, можно сказать, последние дни.
Так от большого некогда села Большая Ламна осталось лишь 4-5 домов и одиноко стоящая колокольня храма Сретения Господня на берегу Ламненского (Богоявленского) озера.
А ведь Большая Ламна славилась в своё время ярмарками. А это о многом нам говорит. Кстати, когда я узнал о ярмарках в Большой Ламне, то подумал, а как же туда проезжали купцы, ведь, кругом, Большой Ламны сплошные можно сказать болота.
И вот совсем недавно, выше упомянутый С.В. Сосков, рассказал мне, что существовала в давние времена дорога, связывавшая между собой Холуй и Большую Ламну. И дорога эта проходила от Холуя, через Русино, Соино, на деревню Протасьевку и далее через д. Пашки (в которой нынче остался лишь один дом, в котором живёт Кочегаров Николай Дмитриевич) и на Большую Ламну. На этой дороге стояло, по крайней мере, три лесные сторожки. Перед Пашками была Соскова сторожка, жила в ней семья Сосковых. Дед Сергея Валентиновича, Алексей Иванович был лесником, сражался на фронтах Великой Отечественной, пропал без вести под Сталинградом, отец Валентин Алексеевич, инвалид Великой Отечественной войны также был лесником на обходе от Лисихи до районного просека у Рябо-озера. До них сторожка прежде Кокуриной называлась, жили там Кокурины Алексей и Нина.
Далее была Большакова сторожка жили в ней Большаков Яков с женой Анной, До Большаковых там жил А. Зернов. Ближе к Протасьевке находилась Бугаёва сторожка, в которой жили Вячеслав и Нина Бугаёвы, а до них жили Кондратьевы…
На другом берегу Ламненского озера находится село Малая Ламна, от села осталось три-четыре дома, неподалёку от них храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери с кладбищем.
В приход храма входили прежде деревни: Могучево, Высоково, Быково, Родионово, от Быкова остался один дом, Родионово сгорело перед Великой Отечественной войной и больше не возрождалось, также нет и Высокова.
Неподалёку от Могучева, была небольшая деревня с добрым, ласковым названием Зимёнки, некогда там находилась совхозная пасека. В Зимёнках, я был на заявке работая фотографом в Южском КБО. В те времена деревня ещё жила… Теперь и её не стало.
Не стало таких деревень как Подлесново и Ванюково, деревни эти находились в «кусте» деревень Ухолово, Костяево, Клёстово, Черемисино.
Для меня, одна из этих деревень – Подлесново, имеет особое значение, это малая родина моего деда Копрова Ксенофонта Ивановича. Так получилось, что при жизни моего отца Анатолия Ксенофонтовича я мало его расспрашивал о наших предках. Лишь знал, что Копровы были из деревни Подлесново. У прадеда Ивана семья была не богатая, но и не бедная, как тогда говорили «середняки», в хозяйстве имелась лошадь, а это в те времена было, что ныне иметь автомобиль.
Ещё я знал, что у моего отца был брат Виктор, вот и всё.
И лишь совсем недавно, я узнал, что оказывается у меня много родни по отцу.
Это стало возможным в эпоху Интернета, на меня «вышла» моя троюродная сестра Валентина Решетникова (в девичестве Копрова) которая ныне проживает в республике Татарстан, и о которой я раньше совсем не знал.
Оказалось, что у моего деда Ксенофонта Ивановича было два брата – Фёдор и Тимофей, а также сестра Александра.
У Фёдора Ивановича было два сына Пётр и Николай и дочь Ольга.
У Петра, в свою очередь, были дочери Нина и Алевтина, и сын Геннадий.
Пётр Фёдорович с женой Анастасией, дочерью и сыном жили в Подлеснове.
У Николая Фёдоровича, три сына – Евгений, Александр и Сергей, а также четыре дочери – Татьяна, Валентина, Лидия и Тамара.
Николай Фёдорович с женой Таисией Григорьевной, сыновьями и дочерьми жил на Мостах.
У Тимофея Ивановича был сын Михаил и три дочери Ирина, Павлина и Александра. Жили они в деревне Ухолово и Бобрихе.
У Михаила Тимофеевича сыновья – Николай, Валентин, Александр, Анатолий, Борис и дочери Лидия, Валентина и Галина.
У Анатолия Михайловича – сын Сергей. У Николая Михайловича сын Вадим.
И это я так думаю далеко не полный список моей родни по отцовской линии.
Для чего я дал полный список своей родни? Да для того чтобы на примере показать, какие были раньше большие семьи в наших деревнях.
Дед мой Ксенофонт Иванович переехал в Южу, с женой (моей бабушкой) Екатериной Ивановной и двумя сыновьями Виктором и Анатолием, они жили в конце 4-й Рабочей улицы в небольшом доме у пруда.
Про деревню Подлесново известно, что она существовала где-то до 1970-х годов и была небольшая.
В ней жили семьи Копровых, Гричковых, Макаровых, Шамовых, Тороповых, Капустиных и Ракитовых.
В деревне был хороший пруд, называли его Кургановским, говорили, что выкопал его некий состоятельный человек, значит в Подлеснове были ещё и Кургановы.
Подлесново было на расстоянии от Ухолова, около километра. В 1968 году на месте д. Подлесново уже не было ни одного дома. Да и Ухолова в сущности уже нет, хотя на карте оно есть, но также как и в Подлеснове ныне нет ни одного дома.
Вот что сообщил мне мой земляк Виктор Торопов (ныне живущий в Нижнем Новгороде)-
«… Подлесново было маленькой, из пяти дворов деревушкой, находящейся близко к лесу. спланировано в два порядка, на одной стороне – три дома, на другой – два.
Жили там семьи: Шамовых, Копровых, Ракитовых, Тороповых и одинокая старушка с фамилией Устинова.
Посередине проходила дорога, ведущая на Моста. На стороне, где было два дома посередине красовался колодец с навесом, а ближе к дому Шамовых круглый пруд в котором по весне распевали лягушки. Рядом с прудом рос большой, красивый дуб, неизвестно кем посаженый. У нашего дома, вдоль дороги Ванюково – Китайново, была аллея из тополей и лип, уходящая в сторону Китайнова. Помню каждую весну летал тополиный пух и пахло медом от цветущих лип. В полукилометре, у леса возвышалась 35 метровая деревянная вышка (вероятно построенная в военных целях) любимое место детворы, да и взрослые вечерком были не против взобраться на площадку последнего этажа и полюбоваться местными красотами. Сверху хорошо была видна Южа и поселки просматривались. В темное время кругом были видны огоньки населенных пунктов. Окрестные леса были богаты дичью, грибами и ягодами. Поля были засеяны разнообразными культурами, сады цвели по весне и кормили по осени. Кругом был порядок и в лесах, и в полях. Бывая в тех краях, сейчас не перестаю удивляться заброшенным полям, пастбищам. Все потихоньку превращается в заросли кустарника… Никто не сеет, никто не пашет, никто не косит????
После распада Подлеснова, три семьи переселились в Ухолово, Копровы в Кочергино, а бабушка Марфа Устинова скончалась. В Ухолове уже было электричество к тому времени, проведенное где-то в том же 1962 году летом. Была начальная школа, только, к сожалению, закрыли в 1966 году. Дети, даже первоклашки, стали ходить в Мугреево-Никольское. В Ухолове тоже была семья Копровых Михаил с Софьей. И детей у них было много. Если мне не изменяет память – 4-сына и две дочери. Четыре семьи Рябцовых, две Тороповых, Кукушкины, Панфиловы, Малаховы, Зинины, Корючкины, Макаровы и одиночка бездетная старушка по фамилии Горичкова. Многие, так или иначе, являлись родственниками. Потом распалось и Ухолово года 33-34 назад…»
Найти места, где были эти деревни всё-таки ещё можно, Ухолово находится (находилось) вблизи Мугреево-Никольского, всего в 2-х км. от него, справа от талицкой дороги. Примерно здесь же находились деревни Максимово (что интересно, ещё одно Максимово находится неподалёку от Хотимля) и Ванюково.
Деревня Потанино находилась вблизи д. Черемисино, эти две деревни прежде разделяла липовая аллея и берёзовая роща посаженная рядами. И аллея, и роща посажены были ещё при помещике Дианове, которому принадлежало Черемисино. Ванюково находилось рядом с Ванюковским болотом, видимо болото и получило своё название от деревни, вблизи которой находилось.
Ныне, исчезновение грозит и таким деревням как Черемисино и Клёстово.
В Черемисине остался всего один дом, в Клёстове 2-3 дома. |
Не так давно, после пожаров 2010 года на месте где было Подлесново побывал мой родственник Геннадий Копров, он рассказал, что всю местность перепахали и даже пруд засыпали…
Вот так… исчезают деревни и скоро даже места их расположения бывшего невозможно будет отыскать.
Да что говорить, такая тенденция исчезновения деревень характерна не только для Южского района и Ивановской области, но и большинства областей России.
Постепенно вымирают не только малые деревни, но и довольно большие, такие например как Домнино, год назад был я в Домнине, вместе с мамой, она родилась в этой деревне и здесь прошли её детство и юность. Да и я в детстве жил в Домнине подолгу у бабушки с дедушкой, тогда жизнь в деревне как говорится била ключом…
Мы шли по деревне, смотрели на дома, многие из них сильно обветшали и покосились, но есть и довольно крепкие, но вот населения в деревне становится всё меньше и меньше, из молодёжи почти никого. Мы встретили в Домнино, двух пожилых женщин, бывших подруг моей мамы и они рассказали нам, что летом в Домнине ещё есть народ, приезжают дачники, а вот зимой в деревне совсем пустынно.
Поля в округе стоят поросшие высокой травой, от животноводческих ферм одни камни фундаментов.
Да что говорить о Домнине, если центральная усадьба совхоза «Луговое» в которое входит Домнино, село Преображенское переживает ныне далеко не лучшие времена…
/А во времена советской власти «Луговое» было процветавшим и известным далеко за пределами Ивановской области овощеводческим хозяйством, поставлявшим свою продукцию в Южу, Шую и Иваново и другие промышленные центры. Были времена, когда это одно из крупнейших предприятий Южского района имело 6100гектаров сельхозугодий, в том числе 2500 гектаров пашни и 1200 сенокосов /.
Причина проста, молодёжь уезжает из села, не видя здесь перспектив для своего будущего.
Исчезли деревни здешней округи: Фофаново, Марьинка, Мешаловка, Жуковка…
Ещё живут такие деревни как, Максимово, Тараканово, Федьково, Круглово, Суземье…
В Тараканове, прежде довольно большой деревне, действовала начальная школа, работал магазин…в Федькове осталось 5-7 домов, в которых летом живут только дачники. В Максимове, сохранились ещё остатки дома с мезонином купцов Хаминых. Ныне в Максимове живут постоянно три семьи. Кстати из этой деревни корни моих родственников по маме, Майоровых, муж маминой двоюродной сестры Надежды Николаевны Майоровой (Смирновой), Константин Родионович Майоров родился в д. Максимово.
Рядом с Максимовом находится деревня Круглово, в ней осталось 5-6 жилых домов. В этой деревне родился мой добрый знакомый- учитель Станислав Васильевич Комаров. Сейчас в деревне осталось 5-6 домов, а прежде, в 1940-х годах было более 30-ти. В деревне жили семьи Комаровых, Журавлёвых, Виноградовых, Романовых, Коростелёвых, Козловых. В Круглове, до 2012-13 гг. работала ферма (коровы, телята), но после разорения колхоза им. Фрунзе, прошлой зимой её купил частник, обещал возродить, затем всё распродал, саму ферму начинают разбирать на кирпич…
Выше я упомянул главную усадьбу бывшего совхоза «Луговое» село Преображенское. Прежде богатое село Преображенское находится вблизи довольно оживлённой автотрассы Южа-Иваново, казалось бы, оно должно было развиваться, но, к сожалению, пока происходит обратный процесс…
Было бы несправедливостью обойти и село Хотимль, которое очень дорого моему сердцу, и о котором я часто вспоминаю…
Хотимль находится, куда в менее выгодном положении, чем Преображенское. Если от Южи до Преображенского можно добраться по довольно добротному асфальтовому шоссе, то до Хотимля, от Преображенского дорога далека от совершенства. Это ощущаешь на себе, когда едешь по этой дороге на автобусе. А от Преображенского до Хотимля около 10 километров. Немногим меньше, чем от Южи до Преображенского.
В Хотимле я бываю ежегодно, здесь на сельском кладбище, под сенью вековых деревьев, вблизи храма св. Николая Чудотворца покоятся мои родственники по линии мамы, дед и бабушка, Майковы Александр Константинович и Александра Дмитриевна с детьми.
Так чем же сейчас живёт Хотимль?
Этот вопрос я задал его жителям, будучи в Хотимле прошлым летом.
Ответ был прост, – Хотимль, прежде богатое село, славившееся своей широкой Успенской ярмаркой, своими прекрасными храмами, возвышающимися на высоком холме над красавицей Тезой-рекой, ныне не живёт, а доживает. Это заметно и по храму Успения Пресвятой Богородицы, постепенно разрушающемуся,/ в своё время об этом храме было сказано, что такой храм сделал бы честь и большому городу! В 1829 году было закончено его сооружение, прототипом послужили Успенские соборы Москвы, Владимира и Рязани. По своим размерам он и сам напоминал собор и являлся одним из самых больших храмов Владимирской губернии. Кресты его пяти куполов были выше креста соседней Никольской церкви, достигая 48-метровой высоты. Одновременно вместить храм мог более 500 верующих,/ да и Никольский храм, находящийся по соседству переживает не лучшие свои времена. Отец Александр (Поздняков), настоятель Никольского храма, прилагает все свои силы и как может, сохраняет храмы, но что он может с небольшим своим приходом, его прихожане, в основном пожилые люди и рады бы помочь своим храмам, да им это не под силу… А молодёжь почти вся уехала из села в поисках лучшей жизни…
В США корреспондент задаёт вопрос актрисе Елене Соловей,
– Вот вы уехали из России, спасли свою семью. А как быть старушке живущей в полузаброшенной деревушке, стоящей у замшелого колодца с неполным ведром воды?
Соловей, – «Я не знаю…»
Никто не знает…
Вспоминаю село Хотимль конца 1970-х, начала 1980-х годов.
В те времена я часто бывал в селе. От южского КБО, где я некоторое время работал фотографом, нас в качестве шефской помощи посылали в Хотимль на сельхозработы, тогда побывал я и в Погорелке, и в Суземье и в Максимове. Это была пора самого расцвета колхоза им. Фрунзе, колхоз богател день ото дня, в страдную пору кипела работа на полях, трудились люди на фермах, шло бурное строительство не только в центральной усадьбе, но и в деревнях, строились новые животноводческие фермы при помощи Южской организации «Межколхозстрой».
Улицы Хотимля одевались в асфальт.
В новый детский садик на 75 мест не вмещались все ребятишки. Планировалась, а затем и была построена новая кирпичная школа…
Прошло совсем немного времени… и во всё то, что было, верится с трудом. В прошлом году, после многочисленных реорганизаций, окончательно растаял колхоз. Растворилось на просторах страны большинство жителей, тех, кто помоложе.
Всем известно, что человек без работы, теряет уверенность в завтрашнем дне, в Хотимле работать совершенно негде. Немногочисленные организации (почта, школа, больница) значительно сократили число своих сотрудников. Те, кто не успел выйти на пенсию и не уехал из родного села, «работают на вахте», «стоят на бирже», просто живут за счёт родственников.
В осенне-зимний период на улицах тихо-тихо, нечасто увидишь прохожего, а вечером, особенно на Центральной улице, во многих домах не светятся окошки.
Но, слава Богу, не всё так грустно, в местном Никольском храме идут службы, в клубе проходят вечера и концерты, в сельской библиотеке раз в неделю собираются для общения бабушки, проводятся праздники.
В выходные и праздники, летом, село веселеет, приезжают гости, дети и внуки, гудят машины, играет музыка…
Одна из наиболее животрепещущих для хотимлян тем – проведение природного газа в село. Ждут его тут более 30 лет.
/И что интересно, на Запад за большие деньги гонят «голубое топливо», а в России-матушке до сих пор в сельской местности во многих регионах жители страдают из-за отсутствия природного газа.
В Интернете, на сайте «Миртесен», читаем: «Газпром» и газификация России: монополия гонит газ в Европу, а в России на селе хозяева более 50% частных домов вынуждены отапливаться дровами и углем»
…На днях заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев, заявил о том, что к 2020 году Россия будет газифицирована „до идеального уровня“. То есть труба дотянется до 85% населённых пунктов страны. В то время как сейчас уровень газификации составляет 63,2%. Доступ к голубому топливу имеет 70% городских жителей и меньше половины (46,8%) – сельских…
Между тем, ещё в 2006 году премьер-министр Дмитрий Медведев объявил газификацию России» пятым нацпроектом».
– Такая мощная газовая держава, как Россия не может допустить, чтобы уровень газификации ее граждан оставался таким низким. Поэтому «Газпром» реализует программу газификации регионов как социальную, — сказал тогда Медведев.
А в 2009 году уже, будучи президентом, он пообещал закончить всеобщую газификацию к 2015 году. По его словам, главная цель программы — подать газ во все деревни и города до 2015 года.
«У нас есть просто очень удаленные места, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, деревни, которые расположены на расстоянии сотен километров. Но все равно газ нужно тянуть и туда», — рассуждал Дмитрий Анатольевич.
Однако, как водится, наступление светлого газифицированного будущего отодвинули до очередной круглой даты…
Причём газ до сих пор не пришёл не, только в глухие деревни «в три дома», но и в довольно крупные населённые пункты. Отсутствие газа является смертным приговором для некоторых из них. Например, на густонаселённой Кубани можно наблюдать, как пустеют хутора и станицы, куда не пришло голубое топливо – люди стремятся переехать туда, где есть газ, а, значит, и минимальный набор бытовых удобств.
Валерий Голубев, пообещал, что «Газпром» в наступившем году потратит на „пятый нацпроект“ около 37 миллиардов рублей. Между тем, как стало известно во вторник, дополнительные вложения этой компании в строительство газопровода „Южный поток“ составят 509 миллиардов рублей. А общая стоимость этого довольно сомнительного проекта достигла уже 40 миллиардов долларов. Как говорится, почувствуйте разницу/.
А пока, заготовка дров для жителей Хотимля до сих пор самая насущная потребность. Нет, выписать-то их, конечно, можно, хоть и канительное это дело, туда-сюда наездишься-набегаешься, а вот выпилить, вывезти, переколоть многим уже не под силу. И нанять особо некого, трудоспособных мужчин, раз-два и обчёлся. Ну, как-то справляются пока…
/Когда работал над этой статьёй, услышал по телевидению, что в Кинешемском районе, местные предприниматели помогают малоимущим в заготовке дров, делают очень благое дело!/
О том, что душа болит при виде зарастающих полей, это особая тема… И заброшенные дома, разваливающиеся общественные здания глаз не радуют. Да что уж тут!
Автобусное сообщение с райцентром крайне не устойчивое, что окончательно отбивает желание пользоваться рейсовым автобусом, то не уедешь, то уедешь, но не приедешь (говорят теперь наладится, три раза в неделю будет ходить. /Эту автобусную проблему я и сам не раз испытывал на себе, иногда приходилось от Преображенского пешком идти до Хотимля. А как-то раз пришлось пешим ходом идти и до Южи. Дошёл от Хотимля, до Преображенского пешком, здесь надеялся сесть на попутку, но тщетно, водители нынче опасаются останавливаться, да я их и не осуждаю, люди разные бывают… А автобуса с Иванова ждать было долго, так и дошёл до Южи…/
Но одно утешает, не теряет наш народ оптимизма. Не смотря на трудности, живёт, надеясь на лучшее, как известно – надежда умирает последней…
Однажды, будучи с паломниками в Оптиной пустыни, в монастырской книжной лавке я приобрёл небольшую книжку «Русский крест», автором этой книги является Николай Мельников.
«Русский крест» – так называется поэма, которую автор предваряет стихотворением «Поставьте памятник деревне»
Поставьте памятник деревне
на Красной площади в Москве,
там будут старые деревья,
там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
давно лежащего в пыли.
И пусть поёт в тоске и боли
Непротрезвевший гармонист
о непонятной «русской доле»
под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
что в деревнях ещё растут,
наследство их на белом свете –
всё тот же чёрный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет, как всегда –
и сапоги, и телогрейки,
и взгляд, потухший… в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать, хотя бы раз
то, как покорно, как безгневно
деревня ждёт свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
но, ни протестов, ни борьбы,
одно лишь «Господи помилуй!»
и вера в праведность судьбы.
Прочитав это стихотворение, а затем и всю поэму, я был просто поражён, как просто и как в то же время сильно Николай Мельников выразил свою любовь и боль за русский народ. Думаю, что тот, кто знаком с этой поэмой согласится со мной. Позже я ближе познакомился с творчеством Николая Алексеевича Мельникова, ни одно его стихотворение не может оставить равнодушным того, кому не безразлична судьба русского народа.
Н. А. Мельников родился 6 марта 1966 года, в селе Лысые Брянской области. В 1990г. закончил ГИТИС им. А.В. Луначарского. Актёр, режиссёр. Член Союза Писателей России с 1995г. лауреат литературной премии им. А. Фатьянова 1996 года.
Жизнь Николая Мельникова оборвалась в самом расцвете его сил и творчества. Н.А. Мельников 24 мая 1996г. был найден мёртвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти-сердечная недостаточность. В это время Мельников участвовал в съёмках фильма по его сценарию, о героических псковских десантниках, которые держали неравный бой с группировкой боевиков в Аргунском ущелье. Фильм «Русская жертва» завершили товарищи Н. А. Мельникова. В фильме снимались такие актёры как А. Михайлов, А. Ливанов, Б. Клюев, Л. Зайцева.
Согласно завещанию, похоронен на кладбище родного села Лысые. Кстати, в его смерти много неясностей.
Кончина Николая Алексеевича была оплакана оптинским старцем схиигуменом Илией, давшим благословение на издание поэмы «Русский крест».
В предисловии к поэме есть такие слова «…В минувший трагический век Господь дал народу нашему тяжкое испытание. Из него вынесли веру даже те, кто от рождения о ней не слыхивал ни от родителей, ни от дедов своих.
Жажда чистоты душевной побуждает молодёжь искать веры в Бога, а старшее поколение, на памяти которого все ужасы безверия, и убеждать не надо.
Эта дорога поисков силы и смысла жизни изложена в замечательной поэме «Русский Крест», написанной светлым и певучим языком. И не следует рассматривать эту поэму, как историю жизни русской деревни. Эта жизнь всех нас, погибающих в безверии, и из руин возрождающихся. Нет, мы не можем умереть – мы такой народ – русский, те, кто живёт на этой чудесной земле».
Судьба героя поэмы Ивана Ростка и автора очень созвучны. Оба несут свой Крест и у обоих одинаковая участь – пострадать за всех.
Признаюсь дорогие мои читатели, когда я впервые читал поэму «Русский Крест» не раз по моим щекам бежали слёзы.
О трагедии русского народа было много сказано и написано нашими русскими писателями Ф. М. Достоевским и Л.Н.Толстым в их произведениях, вошедших в «золотой» фонд русской литературы, трагичность судеб русского народа особенно ярко представлена в романах Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Бесы» и, конечно же «Преступление и наказание».
Священник Андрей Горбунов так говорит об исторической миссии русского народа: «…Не будем сомневаться в том, что исполнятся предсказания многих святых и подвижников благочестия о воскресении Святой Руси. «Явлено будет великое чудо Божие, – говорил, например преподобный Анатолий Оптинский. – И все щепки, и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путём, Богом предназначенным». А святой праведный Иоанн Кронштадский предсказывал: «Будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету князя Владимира – как единая Церковь».
…Сегодня с новой силой должен прозвучать в России знаменитый призыв великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». Эта идея наилучшим образом воплощена в иконе преподобного Андрея Рублёва «Живоначальная Троица», которая отобразила неизреченную взаимную любовь Трёх Божественных Лиц (Личностей) – Отца, Сына и Святого Духа, Их бесконечное соединение Друг с Другом. Эту икону справедливо считают самым лучшим изображением русской национальной идеи; именно эта чудотворная икона в своё время спасла истерзанную Русь, помогла собрать её во едино».
Я не зря упомянул выше Ф, М. Достоевского, в романе «Идиот» Достоевский говорит устами князя Мышкина: «…Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им, неся, мы должны теперь стать перед ними… Откройте жаждущим и воспалённым Колумбовым спутникам берег «Нового Света», откройте русскому человеку русский «Свет», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумлённым миром, изумлённым и испуганным, потому что они ждут от нас лишь меча и насилия, потому что они представить нас не могут, судя по себе, без варварства…»
Вот такими русскими чудо-богатырями, могучими и правдивыми, мудрыми и кроткими были предки главного героя поэмы «Русский Крест» Ивана Ростка:
…Говорят, что все Ростовы
ростом были велики,
лошадиные подковы
гнули эти мужики!
Толк в крестьянстве понимали,
жили Верой и трудом,
и Отечество спасали,
если враг врывался в дом.
Божий Крест несли со всеми…
Кто же думал, что потом,
изойдёт Ростовых племя, –
станет пьяненьким Ростком!
Ну что тут скажешь? Идёт вырождение русской нации?! Как давно оно началось и в чём причина?
Вопросы не простые и сейчас очень многие задают себе подобные вопросы.
Русский мужик крепкий, выносливый, терпеливый. За многие годы русской истории много он повидал, много и тяжело трудился. Часто приходилось ему менять соху на меч и вставать на защиту родного края.
Казалось силы его неиссякаемы, так оно и было до недавнего времени, потому что был у него внутренний «стержень» основа-основ, его русская душа, в которой Бог, вера в Бога занимала основное, главенствующее место.
Но вот пришли такие времена, когда
«…разверзлись с треском небеса
с визгом ринулись оттуда
ломая головы Церквам
и славя нового «царя»,
новоявленные иуды…
Гражданская война, когда сын шёл на отца, отец на сына, брат на брата, когда русская нация оказалась разделённой на два враждебных лагеря. Затем коллективизация, из русского мужика выжимали последние силы. И русский мужик не выдержал – «сломался».
Был такой русский учёный Александр Васильевич Чаянов, кстати, корни его родовые из Ивановского края, из г. Кохмы. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян.
То, что случилось с великим русским учёным – аграрником, объяснимо тем, что его понимание кооперации, кстати, нормального явления, когда люди добровольно объединяются в определённые хозяйства – артели, шло вразрез со сталинской политикой полной коллективизации крестьянского хозяйства. Чаянов понимал русского крестьянина и прекрасно разбирался в его жизни. Вот что пишет С. Миронов: «Наиболее известную часть наследия учёного /Чаянова/ составляют модели семейного крестьянского хозяйства, работающего без использования невосполнимых источников энергии и лишённого существенных добавочных ресурсов в виде тягловой силы и крупных наделов. Такое семейно-трудовое крестьянское хозяйство в его взаимоотношениях с окружающей экономической средой и стало главным предметом исследований А.В. Чаянова. По сути, он открыл закон, на котором основано поведение крестьян России, доказав, что чрезмерная тягость труда может стать существенным ограничителем роста продолжительности труда. В этом плане в России играла резко выраженная сезонность сельскохозяйственных работ. Закон Чаянова является следствием закона Милова, который звучит так: вследствие очень короткого лета напряжённость полевых работ в сельском хозяйстве России очень велика, вследствие чего тягостность сельскохозяйственного труда летом в России чрезмерна».
/Испокон веков, тяжёлую летнюю работу земледельца, главную часть которой составляла жатва- сбор с нивы хлебов, не зря называли «страдой». От слова «страдать».
А слово «страдание», определяется следующим образом: совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки. /
Если говорить простым языком, то А.В. Чаянов встал на защиту русского мужика и это в то время, когда модными словами стали «бешеный темп», «бешеная энергия». И ярче всего эта бешеная гонка проявилась в коллективизации.
В этих условиях учёные становились лишними. Впрочем, на них удобно было свалить всю вину за издержки, неудачи, просчёты, ошибки, которых становилось всё больше.
В такой обстановке логично завершился 1929 г. В конце декабря состоялась знаменитая конференция аграрников-марксистов. С речью выступил И. В. Сталин, который отметил отставание работы на идеологическом фронте от задач классовой борьбы, подверг резкой критике, так называемые мелкобуржуазные теории в аграрном вопросе. Он упрощал теорию до примитивизма. Представлял очевидным то, что требовало доказательств. Раздел доклада «Теория «устойчивости» мелкокрестьянского хозяйства» – наглядный пример тому.
“ В самом деле, что привязывало, привязывает и будет ещё привязывать мелкого крестьянина в Западной Европе к его мелкому товарному хозяйству?» – спрашивал он и отвечал: « Прежде всего, и главным образом наличие своего собственного клочка земли, наличие частной собственности на землю… Можно ли сказать, что этот фактор в таком его виде продолжает действовать и у нас, в условиях советских порядков? Нет, нельзя сказать. Нельзя сказать, так как у нас нет частной собственности на землю, у нас нет и той рабской приверженности крестьянина к клочку земли, которая имеется на Западе. И это обстоятельство не может не облегчить перехода мелкокрестьянского хозяйства на рельсы колхозов».
В колхозы загоняли буквально любыми способами, в том числе и угрозами тюремного заключения и высылки в Сибирь. Так, например, моего деда Александра Константиновича Майкова едва вместе с семьёй не выслали за Урал, за то, что он упорно не хотел вступать в колхоз. А сколько высланных семей погибло на пути в Сибирь и в самой Сибири!
По данным писателя Ю.Д. Черниченко, на 1931 год была поставлена задача довести общий охват крестьянских хозяйств коллективизацией по основным зерновым районам до 80%.
Таким образом, русского мужика насильно загоняли в «светлое будущее».
На мой взгляд, когда Сталин говорил о том, что для русского человека не характерна приверженность к «клочку земли» он сильно лукавил, а вот то, что в условиях советских порядков тяга к частной собственности не только не приветствовалась но и буквально подавлялась, в этом «вождь всех времён и народов» был прав.
Для русского крестьянина земля являлась матушкой-кормилицей, земля – главная опора крестьянина, не зря и называл он её ласково – «землица».
А что до колхозов, конечно до октябрьской революции 1917 года их не было. А вот кооперативы крестьянские существовали, но было это делом сугубо добровольным.
Вот что пишет вологодский писатель В.И. Белов в своей статье «Возродить в крестьянстве крестьянское»: « …Горько об этом говорить, но во многих хозяйствах сейчас нечем платить зарплату. Где взять деньги? Молока мало – его не хватает, чтобы покрыть все издержки. Надо ждать осени: откормят молодняк, уберут и продадут урожай – тогда появятся средства. А как быть до этого? Я боюсь, что люди, вновь побегут в города и посёлки, где можно ежемесячно получать твёрдую зарплату. (эти слова были сказаны писателем в конце 1980-х годов, а сейчас и на города надежда слабая, горожанам самим порой не хватает работы).
Если вникнуть в эту проблему, то и винить их нельзя…
Говоря о производственных кооперативах, чувствую, какие нелёгкие заботы ждут сельских руководителей. О кооперации в деревне просто забыли. Многие вековые традиции крестьянства прерваны. Наша историческая наука умалчивает о том, что ещё до революции в России была создана мощная кооперативная система. По опубликованным в печати данным, на 1 января 1917 года насчитывалось до 63 тысяч кооперативов, объединявших 24 миллиона членов – пайщиков.
Взять сибирские кооперативы, они осуществляли грандиозные обороты, торговали с заграницей. У нас на Вологодчине первый кооператив возник в селе Ошта в начале века. Кооперативное движение имело народную основу, хотя правительство, естественно тоже помогало. Был, к примеру, учреждён крестьянский банк. Крестьянин мог на льготных условиях взять кредит. Создавались маслоартели, мелиоративные организации, машинные товарищества. Опять же инициатива шла снизу, а не сверху. С 1921 по 1928 год число кооперативов резко увеличилось. В этот период ежегодный прирост сельскохозяйственной продукции составлял 10 процентов. Если бы кооперативному движению не помешали «сверху», деревня легко, без натуги, обеспечила бы страну не только продовольствием и сырьём для лёгкой промышленности, но и трудовыми ресурсами. Совершенно безболезненно стали бы высвобождаться рабочие руки, необходимые для индустриализации».
К этим словам В. И. Белова добавлю слова С.В. Комарова, учителя из села Новоклязьменского: «…Вязниковская газета «Пролетарий» пестрела заголовками: «Каждый колхоз должен излишнюю рабсилу передать стройке», « организуем сталинский призыв отходников», « колхоз должен стать организатором отходничества среди единоличников – бедняков и середняков, зорко следя за тем, чтобы на фабрики и заводы не пробрался кулак», « к ответу тех, кто задерживает отходничество колхозников», « Добричевский колхоз из 111 рабочих выделил на стройку 51 рабочего».
Раскулачивание и отходничество стали причинами голода 1932-33гг., так как из деревни исчезали часто самые бережливые и трудолюбивые…»
Далее В.И. Белов пишет: «…Русский крестьянин был главной опорой огромного государства – в экономическом, военном, духовном, культурном смыслах. После революции бойцов в Красную Армию рекрутировали из крестьянства, кадры для промышленности тоже. В Великую Отечественную войну основные тяготы легли опять же на крестьянство. Не случайно А.В. Чаянов сравнивал крестьянство с Атлантом, на плечах которого держатся всё и вся…не любить крестьянство – значит не любить самого себя…Не понимать или унижать его – значит рубить сук, на котором сидим. Что, впрочем, мы нередко и делали…
В пятидесятых годах «раскрестьянивание» воплотилось в укрупнение колхозов. Это было вредным явлением – уничтожались лучшие коллективные хозяйства. В нашем Харовском районе на Вологодчине одним из крепких всегда считался колхоз «Нива». Даже в войну люди там не бедствовали. Но вот хозяйство укрупнили – оно стало протяжённостью в 45 км. И это в нашей то лесной зоне, где контурность поля не превышала двух-трёх гектаров! Что же вышло? «Нива» по сути, завяла. Прекрасные земли запущены, зарастают лозой. Крепкие ещё и поныне дома (надёжно строили деды) гниют и пустуют…
Ну а потом началась кукурузная компания, перегнойные горшочки, кролики и т.д. Взялись за различные реорганизации в руководстве. И наконец, доплыли мы до неперспективных деревень. Я считаю, что люди, которые готовили, « протаскивали» идею неперспективности, преподносили её правительству, должны понести государственную, административную ответственность. Это было преступление против крестьянства. У нас на Вологодчине из-за «неперспективности» прекратило существование несколько тысяч деревень. А по Северо-западу – десятки тысяч. Вдумаемся: из 140 тысяч нечернозёмных сёл предполагалось оставить лишь 29 тысяч! Трагические потрясения, пережитые деревней за короткий исторический срок, не могли, конечно, не сказаться на духовном, нравственном устоях народа. Культура и нравственность немыслимы без материальной основы.
Крестьянские трудовые и культурные традиции являлись по существу общенародными. И сегодня не косность, а великую нравственную силу черпаем мы в народе. В то же время в колхозы нередко высылают из городов всякого рода рецидивистов и проституток – некому, мол, коров доить, пасти. Как это понимать? Где испортили девчонку, там бы и надо её перевоспитывать. От таких новоявленных «животноводов» один вред…»
Об этом же пишет и Н.А. Мельников в своей поэме «Русский Крест»:
…Словно мусор в полноводье
Их несло и принесло, –
непонятное «безродье»
в наше русское село.
Ничего им здесь не свято –
Ни родных тебе могил,
Ни сестры тебе, ни брата,
и живи, как раньше жил.
Раньше пил – и здесь не бросишь,
Где-то крал – кради опять!
Что ты вспашешь, Что накосишь?
Не приучен ты пахать!
Как-то быстро и беспечно
Мой народ к тебе привык,
И к твоим похмельям вечным,
и к повадкам, и язык
Твой блатной не режет слуха,
И тебе же продаёт
Полунищая старуха
Самогон, и – и тем живёт.
Но никто не ужаснётся
и руками не всплеснёт,
и безумью поддаётся
всеми брошенный народ.
Никого не удивляет
то, что даже бабы сплошь
по неделям запивают,
унося последний грош…
Сколько ж это будет это длиться –
молодой, в расцвете лет,
не нашёл опохмелиться
и покинул белый свет?
И при всём честном народе
в борозду, к земле упал.
Был ты весел, всем угоден…
Но ушёл…Сгорел,… Пропал…
А во след тебе без счёта,
души новые летят…
Что потом, в конце полёта?
Что там? Рай? Иль снова ад?
Неприкаянные дети,
без тепла и без царя
вы помыкались на свете
и ушли. За так. За зря.
Без креста, без покаянья,
и кому теперь нужны
ваши мысли и страданья,
ваши слёзы, ваши сны?
Слез, Россия не считает –
все века в слезах живёт…
Но уже заметно тает
несгибаемый народ…
Что ни строка, то сущая, правда!
В краеведческих поездках по родному краю, я повидал немало полузаброшенных деревень,- Большая и Малая Ламны, Ирыхово, Быково, Клёстово, Зимёнки, список можно продолжать и продолжать… Брошенные, запущенные поля, зарастающие очень быстро мелколесьем, остовы животноводческих ферм. И это не только в Ивановской, но и в соседних областях – вымирают деревни…
Но что говорить о деревнях, если в городах также неблагополучно. Когда практически была закончена эта статья, по радио услышал неутешительную информацию: в России большая смертность среди населения возрастом с 25 до 40 лет, самый деятельный возраст! Причин в этом множество.
Как остановить это вымирание, как восстановить запущенное наше сельское хозяйство и нашу промышленность?
Для этого нужно чтобы изменилось мировоззрение наше, наших государственных деятелей.
Чтобы поняли они, что на одном импорте далеко не уедешь!
Есть такое понятие – «Продовольственная безопасность»- ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питанияв соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.
Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности – непрерывный процесс. При этом для её достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики.
Уважаемый читатель, а вы чувствуете себя в продовольственной безопасности? Лично я, – нет!
Когда работало, слажено наше сельское хозяйство ощущение такой безопасности было, сейчас же нет.
Нас буквально завалили импортом, а импортёрам глубоко наплевать на здоровье русского человека. У них на главном месте прибыль.
Вы заметили насколько высоко поднялся уровень онкологических заболеваний и это далеко неспроста.
Вот что пишет Диана Нигматулина в своей статье «Импортные продукты: хорошо или плохо?» от 20 сентября 2012 г. /Русское Агентство Новостей. Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»/
«…Тем, кто ещё не знает ответа на сей простой вопрос, необходимо ознакомиться с этими заметками. Иностранные поставщики, ошалев от полной безнаказанности, присылают нам самую настоящую отраву, за которую мы платим свои деньги…
В продуктах из США и ЕС обнаружены листерии и мышьяк.
Россельхознадзор с 12 сентября вводит ограничения на поставки мясной продукции американских компаний TysonFreshMeats и TriumphFoods. Компании не выполняют требования Россельхознадзора по качеству и безопасности продукции.
В связи с выявлением листерий (род грамположительных палочковидных бактерий. Некоторые виды являются возбудителями заболеваний животных и человека), в партии мороженой свинины без костей, поступившей из США (предприятие №244 W (Tyson Fresh Meats), антибиотиков тетрациклина и хлортетрациклина в партии свинины поступившей из США (предприятие № 31965 (Triumph Foods), бактерий кишечной палочки в партии мяса мидий, поступившей из Чили (предприятие № 10754 (BLUE SHELL S.A), с 12 сентября 2012г. Россельхознадзор ввёл временные ограничения на ввоз в Россию продукции с этих предприятий. Кроме того, в связи с выявлением ртути в партии рыбопродукции (мороженое филе масляной рыбы) из Китая, нитрофуранов в партии филе тиляпии из Китая, мышьяка в партии морепродукции (креветки варёно-мороженые) из Дании, тетрациклина и хлортетрациклина в партии свиных субпродуктов (хвосты) из Австрии, тетрациклина и хлортетрациклина в партии мороженой свинины из Канады.
Бактерий кишечной палочки в партии филе тиляпии из Китая и в партии бескостной мороженой говядины из Парагвая, в отношении предприятий, которые произвели данную продукцию, также введён режим усиленного лабораторного контроля…»…
Ну и как Вам это, уважаемый читатель.
/В связи с этим, вспоминаю Южский рынок (Большой базар в Старой Юже), где южские крестьяне и колхозники торговали экологически чистой отечественной сельхозпродукцией в больших количествах. И за всем этим осуществлялся строгий контроль.
Конечно и сейчас на Южском рынке бывает местная сельхозпродукция, но это капля в море импорта/.
Многие капиталисты, которые производят продукты питания для широкого круга потребителей, для личного потребления используют продукты, выращенные и произведённые в странах, где нет высоких технологий. Где нет химии, минеральных удобрений, стимуляторов роста, пищевых добавок, консервантов и т.д. Характерный случай произошёл в Донецкой области. В одно из сёл приехали турки и закупили стадо баранов. Жители спросили у купцов:
– А разве у вас в Турции бараны не растут?
– Растут! – ответили они. – Только наших баранов выращивают на стимуляторах роста, а ваши питаются натуральными кормами, зелёную травку щиплют. Ваших баранов мы будем кушать сами, а нашими будем кормить вас, когда вы приедете к нам отдыхать…
Больших успехов в производстве стимуляторов роста достигла Франция. Французы первыми научились выращивать искусственные белки на химических заводах. Этими белками они стали кормить всю живность: коров, свиней, баранов, гусей, кур. Живность росла, как на дрожжах. Быстро выращенное мясо пустили в продажу в одном специально выбранном для этой цели регионе Франции и стали наблюдать. Через некоторое время в этом регионе в несколько раз выросло заболевание онкологическими болезнями.
Американцы построили птицефабрики, где при помощи стимуляторов роста научились быстро производить мясо индокурей. Национальное блюдо американцев – индейка. А все восточные медицины считают индейку очень плохим мясом. Эта пища порождает такие болезни: аллергия, экзема, псориаз, дерматит, нейродермит, золотуха, диатез, красная волчанка, витилиго, эпидермолис, склеродермия и т.д. Недаром в Америке одних аллергетиков около 38 миллионов.
Немцы вкладывают в колбасу столько пищевых добавок, что для восточного славянина она оказывается несъедобной – восточный славянин не привык кушать резину, которую немцы считают колбасой. Американцы и поляки картофель обрабатывают цезием, чтобы он весной не проростал. Употребление такого продукта опасно для здоровья.
Во многих развитых странах производство продуктов питания налажено на безотходной технологии. Отходы, которые в других странах выбрасывают, там идут в дело. Например, на мясокомбинатах после разделки коровьей туши кости, рога и копыта перетирают на порошок и потом добавляют его в колбасы, паштеты, фарши, скармливают коровам. На наших рынках мы можем встретить польский и турецкий картофель огромных, неестественных размеров, такие же итальянские и французские яблоки. Это свидетельствует о наличии в них нитратов, нитритов и других удобрений и консервантов. Для здоровья такие овощи и фрукты опасны.
Иностранные продукты питания, на которых написано: срок хранения 5 лет – это вместилище консервантов. Для здоровья они крайне опасны. Кроме того, все развитые страны обычно выпускают продукты трёх категорий качества:
а) для внутреннего потребления – это самые качественные продукты.
б) для развитых стран – продукты качеством чуть пониже.
в) для третьих стран, к которым относятся и Украина, и Россия – самые плохие продукты. В них вкладывают столько вредных для здоровья человека консервантов, пищевых добавок и разных наполнителей, что в развитых странах продавать их запрещено. На рынках нашей страны реализуется 80% таких продуктов и табачных изделий, а также 90% медицинских препаратов.
Лишь 1% россиян предпочитает иностранные продукты отечественным.
МОСКВА, 15 июня – РИА Новости. Подавляющее большинство россиян (69%) предпочитают покупать продукты российского производства, трети граждан происхождение продуктов безразлично и только 1% предпочитает иностранные, свидетельствуют представленные в пятницу итоги опроса Фонда Общественного Мнения (ФОМ). «Две трети опрошенных предпочитают покупать российские продукты: “качество всё-таки”, аргументируют они. Отдают предпочтение продуктам, произведённым за рубежом, только 1%. В случае с непродовольственными товарами, предпочитающие российское – в меньшинстве», – говорится в сообщении.
Интерес к иностранным непродовольственным товарам у россиян гораздо выше (36%), российские товары выбирают 13% респондентов. Согласно результатам опроса, почти все россияне считают, что отечественным компаниям государство должно оказывать поддержку: 44% полагают, что поддержка должна оказываться всем российским производителям, 24% – что наиболее слабым компаниям, 10% – что сильнейшим. При этом только 2% сограждан не считают господдержку отечественных компаний необходимой.
Опрос ФОМ был проведён 19-20 мая в 43 регионах России среди 1,5 тысячи респондентов».
Уинстону Черчиллю приписывают следующие слова: «Страна, не способная себя прокормить и зависимая от импорта продовольствия, не может считаться серьёзным военным противником».
Эта фраза стала особенно актуальной в наши дни, когда США и страны Западной Европы грозят нам различными санкциями.
Не знаю, возможен ли в ближайшее время подъём отечественного сельского хозяйства, вряд ли… но как знать…
Хотя, Россия не раз была разорена, и всё же, как легендарная птица Феникс вновь и вновь, возрождалась из пепла.
Все, же надеюсь на то, что здравый смысл возобладает у наших государственных деятелей, и они не допустят вымирание русской нации.
В. Копров