Дорога к дому. Москва — Южа

(Продолжение. Начало в №№ 17, 19-20, 23, 25, 27, 34, 38, 46, 50, 61, 62, 68, 81, 83, 85, 91, 97, 5, 9, 13, 15, 19, 21, 23,  25, 28, 31, 32-33).

Между Кохмой и Шуей расстояние небольшое, и наш автобус подъезжает к пригороду Шуи, посёлку городского типа с интересным названием Китово.Название любопытное, Китово от слова «кит» – морское млекопитающее, животное? Маловероятно, где Шуйский район, а где «море-окиян»? Так откуда же это название? Откроем «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера, читаем: «…кита» — стебель с листьями, пучок сена, букет цветов, на украинском языке кита означает «кисть», на белорусском и болгарском китка — «пучок, кисть, букет», на словенском- кита- «коса», на чешском китка, китке- «букет, сноп». Также трактует слово кит, кита, «Словарь русского языка 11-17 веков», в нём слово «кита» означает нечто плетённое в пучок, в косу.

Вот что говорят по этому поводу китовские краеведы: «…Всем известно, что большая часть топонимов произошла от рода занятий жителей. Оказывается, на Владимирской земле было распространено слово «кит», означающее специальную травяную верёвку, которой таскают сенные омёты, то есть копны сена. Наверное, основатель Китова был большим мастером по сушке травы и складированию сена в копны и стога, и «киты» его были достаточно прочными».

Также по версии китовских краеведов, может быть, Китово было названо по аналогии с московским Китай-городом, слово «кита» означает плетень, высокий забор, который окружал центральную часть Москвы, рядом с Кремлём. Слово «кита» – это ещё и «центр», «срединная земля». Может быть поэтому и была названа земля, которая находилась в центре дроздовской сохи, о которой речь пойдёт далее.

Есть и ещё одна версия, по ней слово «кита» произошло от итальянского citta, полностью – cittadele- цитадель, укрепление. Если следовать этой версии, то можно дойти и до фашизма, ибо fascismo от fascio «пучок, связка, объединение», политологический термин, который является обобщающим наименованием крайне правых политических движений, идеологий, и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа (шутка автора).

А если серьёзно, то Китово существовало уже во второй половине 15 века.

Впервые оно упоминается в «духовной грамоте Ивана Перепеча-Посульщикова», относящейся к 1480-м годам.Указанная духовная грамота опубликована в «Актах феодального землевладения хозяйства 14-16 веков». Здесь ещё приведены два исторических документа, имеющих непосредственное отношение к селу Дроздову. Это –«Деловая грамота Юрия Борисовича и Фёдора Борисовича Перепечиных-Посульщиковых на их вотчину в суздальском уезде, село Дроздово, Китовский угол и Шепелевские и Кореневские деревни» (1519-1520 гг.), «Купчая грамота митрополичьего боярина Русина Фёдоровича Фомина на деревни, починки и пустоши в Суздальском уезде, проданные митрополиту Даниилу Юрием Борисовичем Перепечиным» (1526г.)

В данных грамотах, как видно из этих уже названий, речь идёт о землевладениях рода Перепечиных с центром в селе Дроздово. Эти вотчинные земли и носили названия «дроздовская соха». Дроздовская соха имела 4 составляющие: центральная часть (село Дроздово с деревнями), «Китовский угол» (деревня Китово и окружающие деревни), «Кореневский угол» (центр село Быково на Уводи),и «Шепелевский угол» (в окрестностях современного села Хозниково). Территория сохи довольно значительная, по приблизительным расчётам она составляет 150 кв. км.

«Сформировал» в таком виде дроздовскую соху Иван Перепеча Мартьянов Посульщиков, живший, по-видимому, в самом Дроздове. Дроздово с деревнями, Китовский угол и Шепелевские деревни он купил во второй половине 15 века у Ивана Фёдоровича Белки (родоначальника дворян Белкиных), а Кореневский угол выменял у Василия Андреевича Нохттева (Ногтева) из рода князей суздальских (род Ногтевых идёт от Дмитрия Ногтева – прямого потомка Андрея Ярославича).

В «духовной грамоте» Иван Перепеча завещал эти земли жене Федосье и сыну Борису. У Бориса же из рода Перепечи было два сына – Юрий и Фёдор, поэтому в дальнейшем «дроздовскую соху» пришлось делить на две части. Юрию досталось Дроздово с деревнями и Кореневский угол, а Фёдору — Китовский угол и Шепелевский угол.

Как известно, деревни в 14-16 веках были, как правило, малодворные (один-три двора) и поэтому единица земли «соха», состоявшая из 64 крестьянских дворов, включала в себя примерно такое же количество деревень и починков.

Вместе же с пустошами, число селений, упоминаемых в текстах грамот, составляет порядка 120. Есть в этих грамотах множество географических названий: река Уводь, Кохомский рубеж, Шуйский рубеж и др.

Разделение на «Дроздово с деревнями Дроздовскими» и «Китовский угол и деревни Китовские» прошло по всем векам до нашего времени. В 19 в. существовали Дроздовский и Китовский приходы, а в советское время – Дроздовский и Китовский сельсоветы.

На территории современного Шуйского района в 15-16 веках находилось около 40 деревень, входивших в состав «дроздовской сохи». Все названия славянские, часть их имеет достаточно «прозрачный» смысл. Есть названия, связанные с местными природными и географическими особенностями – Заболотино, Взгорок и др., со славянскими именами – Петрилово, Фоминское, Федорково, Алексеево.

Есть деревни, указывающие своим названием на характер деятельности проживающих здесь людей:  Кожевниково, Кадниково, Разбойниково, Ворожино, Балакерево («балакирь»-горшечник), Китово (от слова «кит»).

В 1539 г. близ Китова была стоянка одного из отрядов казанского хана Сафа-Гирея. Несколько дней стояли здесь татары, жгли костры, готовясь взять Шую. С тех пор около Китова существует поле, называемое в народе «татарским».

Лучшая земля и лес в окрестностях Китова были собственностью фабрикантов Балиных.

Согласно принятой в русской истории классификации, выделяют 3 основных типа сельского поселения:село, сельцо, деревня. В начале 16 века Китово являлось деревней. Селом оно стало в конце 16 века, когда в нём впервые появилась деревянная церковь. Её приход принял иерей Григорий. Народное предание сохранило также имя его дочери Евфросиньи и учеников Дмитрия и Артемия. Много добрых дел совершили эти люди для Китова и всей округи и недавно были канонизированы Русской Православной Церковью. После пожара 17 мая 1659 года, когда дотла выгорели Китово и его храм, бесследно были уничтожены и бесценные исторические документы. Но деревянная церковь была восстановлена и простояла ещё два с лишним века.

В 19 веке, летом 1826г. началось строительство новой Благовещенской церкви рядом со старой. Только в 1839 году все работы были закончены, и храм освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1866 году усилиями священника Н. Виноградова и купчихи А.В. Гарелиной близ церкви была устроена деревянная часовня во имя Казанской иконы Божией Матери. Икона эта с давних пор находилась в Китове и почиталась местными жителями как чудотворная.

В 1848 году была выстроена каменная колокольня. В храме Благовещения несколько раз служил священник Владимир Цветаев, дед поэтессы Марины Цветаевой. /по материалам краеведов посёлка Китово/

О посёлке Китово пишет и В.И. Баделин в своей книге «Золото Церкви»:

«Кто хоть раз не проезжал Китово по дороге из Иванова в Шую? Сегодня это посёлок городского типа на въезде в Шую, в нём с десяток пятиэтажных домов, он славен птицефабрикой. Если бы не ровный порядок одноэтажных рубленых домов вдоль асфальтового полотна, да остатков разрушенной каменной церкви, то ничего бы не напоминало, что прежде это было село Китово «на три поприща от Шуи».

Китово имеет богатую, не менее чем пятивековую, историю. Уже в конце 16 столетия и в последующие полвека в селе красовалась деревянная церковь, носившая по отрывочным сведениям название Благовещенской. И жили здесь священноиерей Григорий, два его последователя Дмитрий и Артемий, дочь иерея- Евфросинья, которые своим богоугодным поведением, ознаменовавшимся чудодейственными явлениями, заслужили по кончине церковного чествования на месте их подвигов, как святых подвижников. Мощи их были признаны чудотворными, имена представлены в древние иконописные подлинники.

Мощи китовских праведников покоились под спудом, в местной сельской церкве. Но в 1659 году случилась беда. «В нынешнем году, мая в 17 день, село Китово выгорело и церковь Божия сгорела…чудотворные мощи были в гробницах, и от огненного запаления те гробницы сгорели, а ныне де мощи святых лежат никем не брегомии», – доносил преосвященному Стефану, архиепископу Суздальскому и Юрьевскому (1658-1679гг.) главный надзиратель за церквами Шуйского округа архимандрит Павел.

По обоснованному мнению священника Н. Миловского, архимандрит Павел не смог посетить Китово сразу после пожара и писал в Суздаль из Николо-Шартомского монастыря с чужих слов. Поэтому в донесении была допущена неточность – сгорели не гробницы, а надгробья (мощи-то уцелели).

Вплоть до конца 17 века церкви в крае были почти сплошь деревянные, и при нередких пожарах в них сгорали бесценные документы. Так было и на этот раз. Вместе с Китовской церковью сгорели бумаги, рассказывающие о жизни и чудодействах святых праведных Григория, Артемия, Дмитрия и Евфросиньи. Когда в Китове выстроили новую церковь, также деревянную, в ней были устроены новые гробницы с мощами подвижников. И 30 сентября (по ст. стилю) жители города Шуи, Китова и окрестных деревень собирались сюда в этот день для празднования памяти святых праведных.

Церковное чествование Шуйских (Китовских) святых было прекращено в первой половине 18 века по указу Петра Первого о проверке местных «маловедомых» «сумнительных» святых. Сомнительными признавались все официально не утверждённые и не имеющие документальных жизнеописаний, со свидетельствами их чудес, подвижники. По указу из Санкт- Петербурга мощи таких святых тайно перезахоранивались. « В настоящее время, – писал ещё Н. Миловский, – неизвестно место, где покоятся Китовские праведники: одни говорят, что мощи их сокрыты в том же селе Китове, по словам же других, мощи эти будто бы находятся в соседнем селе Дроздове…»

История на этом не закончилась. Предание о святых сохранялось в здешних местах до середины 19 века. Одна благочестивая старица, жившая против Китовской церкви, видела иногда во время своих полуночных молитв над церковью и погостом дивный свет, в виде большой ярко горящей свечи над сокрытыми поблизости, по её убеждению, мощами подвижников. В 1843 году в Китово приехал «по распределению» молодой священник Н.А. Виноградов. Встретив уважение местного населения к сохранившемуся преданию, он регулярно упоминал имена Китовских праведных в своих службах. Помнили о них люди и во времена священника Н. Миловского.

Наступивший революционный 20 век с его воинствующим безбожием, казалось, навсегда поставил точку на святых из Китова.

Но справедливость восторжествовала. В последние годы в связи с крахом коммунизма в нашей стране, возрождением интереса к прошлому России, вере православной, её ценностям, вспомнили и о «неканонизированных» святых из Китова.

В «Хронологическом списке Русских святых и подвижников благочестия 9-20 веков», составленным Мансуровым, «нашлось» место и для них. В списке святых за 17 век можно прочесть:

Святой праведный Григорий иерей Шуйский.

Святой праведный Димитрий Шуйский.

Святой праведный Артемий Шуйский.

Святая праведная Евфросиния Шуйская.

Царство им небесное!»

В. КОПРОВ

(Продолжение следует)

 

2 Comments

  1. Присоединяюсь к благодарности. С удовольствием прочитала все статьи, что смогла отследить. Хотя большая часть жизни уже прожита в другом месте, интересно всё, что касается как истории, так и современности края, откуда родом.

  2. Большое спасибо В.Копрову за публикации. В апреле проехала этот маршрут. Побывала в Юже, где жила моя прабабушка. Очень интересуюсь историей края.. Если возможно, прошу рассылку об очередной статье. А если у автора выйдет книга, то прошу сообщить. С благодарностью – ОльгаНиколаевна

Comments are closed.