Древние захоронения. Захоронения предков на территории приходов Южских и Холуйских церквей

Ю.Д. Павлов
Ю.Д. Павлов

   Постоянным читателям «Светлого пути», наверняка, знакомо имя нашего уважаемого автора Юрия Дмитриевича Павлова, чьи материалы по исследованию истории Южского края уже много раз публиковались на страницах районной газеты. Он наш земляк, родился в деревне Соино. Давно живет в Москве, но не теряет ни связи с Малой Родиной, ни интереса к ее прошлому и настоящему.

Сегодня мы начинаем публикацию очередного цикла исследовательских материалов Ю.Д. ПАВЛОВА.

«Статье, — пишет он в сопроводительномписьме в редакцию, — придаю важное значение,так как она не только содержит познавательную информацию, но и, на мой взгляд, можетиметь положительные последствия — решениепроблемы древних захоронений Южи, Холуя».

 

Предыстория.

Ведя речь о древности, следует заметить, что древность – понятие неопределенное. Зависит от знания истории в глубину веков, восприятия и понимания ее, отношения нас к предкам (если говорить о человеке), стараниями  которых появилась и существует история, существуем и мы.

Древность  истории предков, проживавших на ограниченной территории, связана и ограничена временем их поселения в данной местности, где они находили упокоение и погребение.

Тема древних захоронений многолика, и как ни покажется для некоторых странным, затрагивая серьезно современное поколение, ставит много вопросов. «И  МНОГО ЕЩЕ ПОЧЕМУ, в том числе по истории государства Российского» – предупреждал я читателей материала «Память. О близком далеком», который печатался в объективной газете «Светлый путь» с ноября 2008 года.

При похоронах усопших всегда можно наблюдать печаль и слезы у провожающих их в потусторонний мир – близких и друзей. Рвутся незримые узы, оставляя только память.

Наблюдая современное поколение, можно отметить достаточно активное посещение могил близких им родных, иногда друзей, знакомых, которых сохранила их память. Однако наряду с ухоженными могилами, например, отца и матери, рядом можно наблюдать заброшенные могилы дедушек и бабушек. Почему?

Почему ушло в небытие распространенное ранее емкое понятие «могилы предков», которые ассоциировались с понятием семьи, местом проживания, Родиной, защита которых иногда стоила жизни?

И наступил момент времени в современной России, когда стали умалять ее роль в  победе над фашизмом в ВОВ, когда замалчивались ее огромные человеческие и материальные потери. Это привело к развитию движения поисковиков, занимающихся поиском захоронений воинов ВОВ. Результат: найденные захоронения – капля в море по сравнению с числом погибших в войну. А захоронений воинов до ВОВ в России, как будто, и не было!

Но и страны – участники ВОВ с вражеской, фашистской, стороны не дремлют. Оказывается, они тоже занимаются поисками захоронений своих соотечественников, но на нашей, временно захваченной ими тогда территории, где творили хаос, издевательства и над мирным населением. Поисками захоронений на территории, где шли кровопролитные бои, а также в местах содержания военнопленных в нашем тылу.

Эти работы, видимо, хорошо оплачиваются бывшими нашими противниками. Результат – ухоженные и четко обозначенные их захоронения на нашей территории, а для них чужбине, а также рабское преклонение перед побежденными фашистами, нас – победителей. Ну почему мы себя так унижаем?!

Эпизодически по телевидению мы наблюдаем траурные события прощания с усопшими людьми, достойными уважения, в современном понимании. При этом непременно подчеркнуто сообщат о месте их захоронения. Если в Москве – на многовековых почитаемых кладбищах: Новодевичьем, Ваганьковском или в Донском монастыре, или… – на месте древних могил. Почему именно на этих кладбищах? Одна из причин – «власть имущие», утверждавшие такие правила, оценивая свои заслуги, как бы, заранее намекали на свое место захоронения, где будут охранять их могилы от вандализма и как бы, поддерживать память о них.

Порядок не нов. Прототипом чинопочитания, например, может служить усыпальница царской фамилии.

В Праге существует высокое в стенах ограды еврейское кладбище – место захоронения пражских, компактно проживавших, иудеев. По документам оно существует, якобы с 1268 года. Согласно  дате на самом древнем памятнике – с 1439 по 1787 год, в котором было запрещено хоронить в черте города.

«Согласно Галахе – Традиции (свод законов и правил, содержащихся в Торе), евреи не могут уничтожать свои могилы. Также не допускается удаление надгробной плиты. Это приводило к тому, что как только на кладбище заканчивалось место, то на существующие могилы насыпали новый слой земли, а старые надгробные плиты вынимали и размещали сверху. Вот почему они расположены так близко друг к другу, хотя большая часть всё-таки «просела» в грунте, а деревянные — сгнили. Сейчас Старое еврейское кладбище имеет 12 слоёв захоронений, где, по оценкам историков, покоятся около 100 тысяч евреев. При этом надгробных плит сохранилось  «только» 11000».

Нужно отдать должное евреям. Чтя свои законы, уважая своих предков, они поставили большую веху (а это память), застолбив свое проживание в Праге. Место захоронения является частью Еврейского музея.

Невольно возникает вопрос: «Почему же в Москве в 1979 году при подготовке Олимпиады – 80 вдруг ринулись снимать на разных кладбищах с могил старые надгробья и устраивать из них музейную экспозицию на древнем – 1000-летнем кладбище Дъякова городища?» Ныне оно находится на территории музея Коломенское. Замшелые, затоптанные, некоторые разрушенные надгробные плиты валяются до сих пор близ церкви, символизируя потерю памяти. Однако в настоящее время проблема древнего кладбища сдвинулась с места. Потомки вновь начали обозначать разровненные бульдозером могилы предков.

Не праздный этический вопрос. Проводя новые захоронения на старых могилах, мы тревожим надгробные плиты или памятники, а главное – останки предков. Пусть имя их забыто, но это наши предки. Что мы должны делать с этими останками, и что реально делаем? Почему? Повторяясь, и много еще почему?

Ведя речь о захоронениях предков, о памяти, не хотелось бы углубляться в вопросы христианской и других религий. Это очень емкая, серьезная тема в необходимой и хорошо разработанной системе. Однако во избежание появления оппонентов из среды посещающих церковные службы, очень кратко, только коснусь ее.

В христианской религии память о предках решается через поминовение усопших в процессе церковной службы. «Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34,8; 1 Цар. 31, 13; 2 Макк. 12, 43). В Церкви христианской этот обычай известен с самых древних времён. В древних литургиях, дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенною ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские…». И это одна из огромнейших заслуг церкви, настойчиво напоминающей нам о провале в нашей памяти. Достаточно ли этого? Вероятно, нет, если ориентироваться на поведение «власть имущих», если память – это и веха векового проживания предков.

У евреев традиции поминовение усопших, памяти о предках обусловлены эсхатологией иудейской религии.

Эсхатоло?гия (от греч. ??????? — «конечный», «последний» + ????? — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

В христианской религии поминовение усопших, памяти о предках обусловлены эсхатологией христианской.

Частная эсхатология учит о посмертном бытии каждого человека, что, через психологическое воздействие, находит отражение в его земной жизни, находит отражение в жизни человеческого общества.

Если возникнет вопрос, что меня заставляет обращаться к этой проблемной теме – «захоронение предков», то ответ на него частично уже был поставлен и опубликован в 2008 году так же в газете «Светлый путь: «Не высказанная в свое время искренняя благодарность и любовь к родителям, усиливающиеся почему-то с годами, не уходящая память о них, отсутствие достаточной  информации о родителях и наших предках, о родовом гнезде и истории  местности, где оно располагалось, заставило меня заняться изучением родословной по линии отца и матери…. Поразительным оказалось, что березовая роща около церкви в «Старой Юже» была местом погребения  жителей прихода церкви, совершавшееся не одну сотню лет. А кто знает это, кто задумывался над этим?  Только моих предков оказывается там захоронено около 1000. К сожалению, топчем мы их косточки и тем самым как бы надругаемся над останками своих близких…».

Ситуация не изменилась. В 2010 году в той же газете проблема деликатно была обозначена повторно: «И вот в 65 раз наступит день ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ и ВЕЛИКОЙ СКОРБИ. Соберутся жители Южи, ее окрестностей, их гости у памятника воинам, погибшим в ВОВ 1941 – 1945 года.  Будут речи, воспоминания, слова благодарности, от которых возникнут слезы на глазах их слушающих. Да будут не забыты и те, кто ковал ПОБЕДУ в цехах, кормил народ, выращивая урожай и тех, кто спасал жизни и возвращал здоровье миллионам людей. Да будут не забыты предки, породившие и воспитавшие их в преданности Родине.

            С праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, пусть ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ будет памятью всем, обеспечившим победу над фашизмом».

Об этом кладбище я узнал в конце1960-х годов, после неудавшейся, но еще не забытой жителями,  попытки сорвать с помощью троса трактором крест с колокольни.

Две снохи – приехавшая из Москвы жена моего дяди (Шура Мальшинская – родом из деревни Маньшино) с моей матерью (Шурой Ребровской) попросили отвести их на кладбище в Старую Южу. Решили навестить могилы предков мужей и предков моей матери.

Границы кладбища не были обозначены, но размещалось оно, как бы, на большей площади, чем сейчас. Кладбище было в запустении без единого памятника, но гораздо в лучшем состоянии: еще горбились могилы, не плакали березы, но на могилах заметны были следы попоек (поблизости располагался магазинчик, где в изобилии продавалось спиртное)  и следы пастбища скота. В этой ситуации двум женщинам оставалось вспомнить только ориентировочно места захоронений свекрови и свекра. Если сейчас смотреть на кладбище с дороги на Мугреево, то, например, Павловы – Матрена Николаевна была захоронена ближе к дороге в левом углу, а Яков Михайлович – условно по диагонали (сзади, справа). Здесь же на этом кладбище и была мне открыта «тайна», что на этом кладбище захоронено много наших предков.

Проблема состояния древних захоронений, захоронений Малой Родины, где погребен в основном простой люд – крестьянство аграрной России, подтолкнуло узнать мнение по этому поводу у людей разного сословия (и священников тоже), разных национальностей, разных мест проживания, в том числе и у приезжих из других государств. У людей разного сословия и разного вероисповедания монотеистической религии. Опрошены десятки людей (опросы эпизодически продолжаю и в настоящее время).

Результат многолетнего опроса: ни одного, ни одного! одобрившего уничтожение древних кладбищ и вандализм на них.

В ноябре 2010 года в Юже на «Пожарских Неопалимовских чтениях» была представлена курсовая работа по перспективному развитию Южи, в том числе и Старой Южи, без учета существования в ней древних захоронений – кладбищ. И это на фоне обсуждений личностей и событий XVI-XVII веков, на чтениях, документально установивших уже существование Южи как поселение. Работа была представлена студентами Ивановского государственного архитектурно-строительного университета.

Мое сообщение о существующих в Юже древних кладбищах прозвучало на чтениях неожиданно.

После 20 мая 2011 года судьба свела меня с Главой Южского муниципального района Еленой Александровной Муратовой, к которой я обратился с терзавшими меня мыслями о состоянии древних захоронений предков в Южском районе и, в частности, Старой Юже.

В результате нашей беседы и благодаря инициативе Елены Александровны (добрые поступки достойны благодарности), проблема захоронений обрела как бы реальные контуры. На посланные запросы в Ивановский и Владимирский Государственные архивы, ею были получены официальные «Архивные справки» (о них речь ниже). Справки частично подтвердили историю деревянной и каменной церквей Старой Южи при древнем кладбище, а затем перенесенном на 350 саженей в сторону а так же, «что предки Ю.Д. Павлова, крестьяне д. Сойны, были прихожанами Смоленской церкви с. Южа Вязниковского уезда Владимирской губернии».

На посланный запрос в Архивный отдел администрации Южского муниципального района, пришел обескураживающий ответ: «Архивный отдел администрации Южского муниципального района сообщает, что сведениями о местонахождении кладбища в районе Старой Южи районный архив не располагает». А если не располагает, то и предки наши происхождением «из капусты», которых постоянно съедали «злые козлики», превращая в …. Нет похорон, нет кладбищ – удобно, выгодно и без заботы. Понятной становится и «ляп» в курсовой работе студентов Ивановского государственного архитектурно-строительного университета.

Считаю долгом отметить, что по проведенной в то время работе о проблеме древних захоронений и ее результатах я был официально информирован. В частности, Е.А. Муратова сообщила: «… По вопросу установки памятного знака в районе нахождения кладбища нами направлено обращение в администрацию Южского городского поселения, а также настоятелю храма». На обращение Е.А. Муратовой от Главы администрации Южского городского поселения А.В. Тихоновой был получен ответ: «Администрации Южского городского поселения рассмотрела Ваше обращение от 02.08.2011 года (вх. № 574 от 02.08. 2011 г.), в отношении проведения работ по установке памятного знака (постамента) в Южском городском поселении.

            Решением Совета Южского городского поселения второго созыва от 11.05 2011 года № 31 утверждено положение «О порядке установки памятников, мемориальных досок и других памятных знаков, присвоения наименований улицам, площадям, скверам в Южском городском поселении…».

В результате мною было получено предложение от Руководителя аппарата – юриста Е.В. Бесшапошникова (письмо от 19.08.2011. № 308 г. Южа, Павлову Ю.Д.)

«Уважаемый Юрий Дмитриевич!

            По результатам нашего обращения в администрацию Южского поселения об установка памятника на старом кладбище возле церкви в с. Старая Южа получен ответ (копию прилагаем). Просим Вас внимательно ознакомиться с условиями установки памятного знака и выразить желание либо не желание выступить инициатором его установки».

            Положение «О порядке установки памятников…» – это документ, регламентирующий порядок увековечения памяти достойных уважения личностей, каких-либо конкретных исторических событий и т.п., заслуги которых могут быть удостоверены документально. Однако каким документом можно доказать существование и, особенно, проживание на конкретной территории наших предков – в общей массе крестьян аграрной  России? Но и это не все.  Положение «О порядке установки памятников…» предусматривает, в принципе, обоснование заслуг наших многочисленных предков при многовековом их проживании. Где найти эти заслуги, если они, как правило, в отдельных случаях фиксировались лишь теми или иными поступками их господ.

И еще: ведь представленные в «комиссию по топонимике» материалы должны быть положительно восприняты не только ею. Главное, чтобы нас – потомков, эти материалы заставили вспомнить забытое нами уважение к нашему прошлому, к нашей истории, к предкам Малой Родины. Хотя история у каждого своя.

Если в этой непростой ситуации одним из доказательств существования и проживания предков могут служить древние захоронения – кладбища, то обоснование заслуг их, при отсутствии конкретных документальных подтверждений – это история государства Российского, создание и существование которого, со всем, что мы имеем сегодня – заслуга, в том числе, и самого многочисленного крестьянского сословия предков.

Наивно полагал первоначально, что в Юже для решения проблемы увековечения памяти о предках достаточно приведения в порядок хотя бы древних кладбищ, считая это обязанностью города при участи или при содействии общественных организаций. Однако после полученного «предложения», исполнение проблемы потребовало переосмысления и поиска решений применительно к требованиям положения «О порядке установки памятников…».

Выступить инициатором в воскрешении памяти о предках Малой Родины почетно и ответственно. Морально был готов к этому. Более того, считал себя, как бы, быть обязанным принимать участие в воскрешении памяти о предках, выполняя данное слово покойной жене – Зое Васильевне. Она это одобряла и поощряла. Ее Малая Родина в ВОВ была под оккупацией фашистов (под Волоколамском) и следы ее предков сожгла война. Моя Родина была ее второй Родиной, которую она посещала десятки раз.

Мой, к сожалению, единственный ребенок – сын Михаил многие годы детства и отрочества в летние месяцы проводил в Юже. Достойный потомок древних предков нашей Малой Родины, он полюбил окружавшую ее природу, образ жизни, добрых и отзывчивых соседей, друзей по мальчишеским забавам, боготворил родных, считавших его членом своей семьи. Южа была так же второй его родиной. Ни годы учебы, ни годы работы хирургом и онкологом, ни житейские радости и трудности не сгладили в его памяти Южу. Воспоминания о ней, храня в своей душе, он унес с собой, скончавшись 14. 08.2012 года.

Ему, сыну, Павлову Михаилу Юрьевичу, посвящаю этот тяжелый труд.

Связь с Южей не прерывается и в настоящее время. Ее поддерживают внучки –  Анна и Александра (названная сыном в честь бабушки – бабы Сани, бабуси, отдавшей ему, как и другим ее внучкам – Любе и Наде много добра и любви). Об Юже знают семьи внучек, а главное, правнучка – Лиза.

Стоял трудный вопрос, какой  материал переубеждения и убеждения должен быть предоставлен в комиссию. И при том, чтобы материал был доходчив, убедителен и для жителей Южи, округи ее, особенно потомков крепостных крестьян прихода церкви Старой Южи, многовековое проживание предков которых под крепостью господской сделало нас практически всех родственниками.

Семейные невзгоды затянули по времени исполнение проблемы в переосмыслении и поиске решений применительно к требованиям положения «О порядке установки памятников…».

Для убеждения будущих (надеюсь) оппонентов сообщаю, что появление представляемого материала, доказывающего не только целесообразность, но и необходимость увековечения памяти наших предков, не случайно. Это результат десятков лет размышлений. Учеба и окончание (с отличием) философского факультета УНИВЕРСИТЕТА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА  МГК КПСС (диплом № 0439 от 20.05.1977 года). В последние годы – более 10-лет непрерывной работы над историей и своей родословной – в прошлом крепостных крестьян.

Первоначальная цель работы – докопаться до фактических причин сталинских репрессий (наивно?), оставив потомкам, по человечески, светлую память о расстрелянных в 1937 году отце, его братьях, земляках, о нашем роде. Причем, при изучении материала получаемая информация воспринималась мною с позиций крепостного крестьянина.

Изучение направления работы (по методу конструкторов – разработчиков новейших систем и изделий оборонной техники) увело в глубину тысячелетий, в историю религии, историю рода человеческого, и более подробно историю Православной Руси, России в царствование Рюриковичей, заложившей основу ее существования, Романовых, не сумевших сохранить достояние предков. Особо, стоят радикальные революционные партии, революции, октябрьский переворот. Попутно, при необходимости, более подробно шло ознакомление с климатологией, геологией, астрономией и другими дисциплинами. Перечень литературы по данному направлению занял бы не одну страницу.

Недоступные в прошлом и появившиеся новые материалы вскрыли новые пласты мировой истории и, главное, истории государства России и СССР. Вскрылись причины «задуривания» русского мужика, а также его роли в истории государства от истоков образования его – Православной Руси.  С чего и начинается изложение материала.

Предлагаемый материал является частью многовариантной работы предварительно озаглавленной: «Мужик! Ты кто?!».

Это оклик неких существ, летающих на фантастических аппаратах – типа «Яйца Фаберже» над территорией земли, с целью узнать о каких-то там живущих существах по названию – мужик. Вот его, мужика, и окликают с целью узнать, кто или что он. Но нет ответа. Почему?

Работа над материалом «Мужик! Ты кто?!» позволила сделать сообщение на «Пожарских Неопалимовских чтениях» в этом 2013 году, на котором мне предложено было озвучить так необходимую для Южской округи, тему: «Захоронения предков», по уточнению названия: «Древние захоронения. Захоронения предков на территории приходов Южских и Холуйских церквей».

К чести студентов Ивановского государственного архитектурно-строительного университета, «ляп», допущенный не по их вине, была устранен. В великолепно оформленном дипломном проекте на тему в прошлом курсового проекта, «перенесенное» кладбище обозначено на месте его существования.

После окончания чтений, на вопрос об актуальности поднятой проблемы о состоянии древних захоронений, от одного из оппонентов был получен ответ: «Этот вопрос давно стоит», на что в тон пришлось ответить: «Стоит потому, что не двигают».

На одном из предыдущих чтений на вопрос, почему пишем, в основном, о прошлом богатых личностей и не пишем о прошлом простого люда, крестьян, был получен ответ: «А что писать о простых людях, все они одинаковы». Заблуждаются – все они разные, если взглянуть на них с другого ракурса. И материала о них, вероятно, предостаточно как в областных, так и в районных архивах. Нужно желание, к сожалению, не всегда поощряемое. А вот  богатые – «все одного поля ягодки», велика забота их о себе. Пытаясь задобрить церковь из кошелька, заполняемого простым людом, как бы откупая свои грехи, стремясь быть захороненным либо на лучшем месте, либо на элитном кладбище, наивно полагают, что тем обеспечивают себе место в раю.

                                     ПРАВОСЛАВНАЯ  РУСЬ.

Говоря сегодня о древних захоронениях православной Руси, России, о захоронениях обезличенного простого народа, которыми усыпана вся матушка Россия, видя их современное состояние, невольно возникает мнение, что это захоронения людей, не достойных ни уважения, ни памяти о них. А ведь это захоронения наших предков, родивших, вскормивших, воспитавших нас, защищавших от внутригосударственных и внешних недругов. Предков, результатом неусыпного труда которых является наша Родина. Казалось бы, как просто, но как трудно показать их заслуги перед Отечеством, чтобы они были восприняты достойными почета и уважения нашими современникам.

Какое государство хотел построить князь Владимир «Триада» князя Владимира.

Путь Руси, России начинался с пути племен (княжеств) древних славянских народов. Первый росток современной России – Киевская Русь. Но выросла Россия из зернышка, в которое входили земли современного Нечерноземья, где мы проживали и проживаем.

Для православной Руси, России (и для нас) началом отсчета древней истории является время, когда по образу многонациональной Византии в Киевской Руси стало воплощаться три единообразия («триада»). Самодержец (Император) – во главе государственной системы империи (государства), Патриарх как самодержец религиозной системы монотеистической религии, в которой Бог един (и все под Богом живем) –  это управляющие системы единообразия. Народ, население государства, которое следовало привести, управляя им, к единому вероисповеданию, признанию единообразия и исполнению обязанностей по обеспечению существования государства.

Именно, государственная и религиозная системы с опорой на народ, как единоутробный ребенок, зародившиеся в момент зачатия государства – Руси и прожившей до правления Петра I, положили начало объединенного существования самодержавной Руси и Православного Христианства с принципом управлении государством, так называемого, «единоначалия».

С тех пор и стала произрастать Русь, множась территорией, народами разных племен и разных национальностей, разного вероисповедания – мужиками. Прирастать мужиками с разными взглядами на жизнь, с разным восприятием прошлого, настоящего и будущего своего. Прирастать мужиками, объединителями которых, в основном, были климатические условия, стремление к выживанию, производительный труд и религия – Православие.

Обширные земли Руси позволяли мирно уживаться и охотникам, и скотоводам, и землепашцам – крестьянам разных племен и народов. Происходила их мирная ассимиляция – слияние одного народа с другим.

Если заглянуть в те далекие времена – века начала II тысячелетия, века становления на Руси христианства, то уже в то время перемешались племена славянские с племенами, проживавшими на нашей территории. Монголо-татарское нашествие добавило нам крови народов, пришедших с востока, времена взаимных с соседями набегов, войн и пленений дополнили это.

Задумавшись, чья же в нас течет кровь, каких племен и народностей в нас больше, то вряд ли можно найти верный ответ. Все мы можем оказаться родственниками по крови, но настолько далекими, что возьмем это только себе на заметку.

Под «мужиком» понимается не человеческая особь мужского пола, а просто человек, житель государства российского, в основном это крестьянин аграрной страны – России. Ибо даже после замены при Петре I  в 1717 (1724) году «Подворного» налогообложения на «Подушную подать», по которой за единицу учета была принята «душа мужского пола» – мужик, с «душой» этой в семьях совместно проживали и женщины, и дети, и старики (здоровые и больные), как и до произошедшего события. У крестьян эта единица учета дожила до 1920-х годов.

Однако из всего этого смешения народов выделился русский народ, русский мужик.

Доказательства существования управляющих систем единообразия Руси, России, – Государственной и Религиозной, позволяющие оценить их значимость, воплощены, в частности, во многих исторических документах, литературе, культовых зданиях, дворцах, поместьях и пр. и пр., что мы видим и наблюдаем сегодня.

Доказательством существования русского мужика (первоначально охотника, рыбака, бортника и пр., затем и хлебороба) – как основы, фундамента, управляющих систем, основы государства может быть (в основном) вся история государства российского, создание и защита которого без участия и воли на то мужика была не возможна.

Кроме того, доказательством  могут быть и все утраченные и не утраченные памятники былых времен и главными из них являются кладбища наших предков, захоронения на которых иногда производились непрерывно многие века.

В последующем, уже  в аграрном государстве – Руси, России – мужик (и как кормилец) был главным строителем всех сфер деятельности государства, он олицетворял (должен был олицетворять) государство.

Ни одно значимое событие не миновало мужика, его производительного труда, обеспечивавшего существование государства. Не миновало  мужика даже и народное просвещение, в котором, например, через «Народность» в «триаде» С.С. Уварова была сделана попытка привлечь его к народному воспитанию.

В 1833 году Министр народного просвещения С.С. Уваров в докладе императору Николаю I пишет: «…собственными началами России являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить» и что «в соединённом духе с этими началами должно осуществляться в России и народное воспитание». Но внутригосударственная обстановка помешала осуществлению задуманного.

Как видим, та же «триада», что и при князе Владимире, что также подтверждает, в частности, одну из главных ролей мужика в существовании российского государства.

Поэтому существование русского мужика должно рассматриваться обязательно с позиций существования российского государства, начало которому было положено образованием Православной Киевской Руси, 1125-летие которой недавно было отмечено Православной церковью.

Был мужик – было государство, было государство – был мужик.

One Comment

  1. Затронута очень серьезная и очень глубокая тема, которая, по моему мнению, касается абсолютно каждого человека, и не только в России. Но, к сожалению, именно в России, учитывая ее историю, она особенно актуальна. И меня очень порадовало то, что, оказывается, еще есть такие неравнодушные, инициативные люди, как автор этой статьи Павлов Юрий Дмитриевич, готовые позаботиться не только о памяти своих близких, но и о памяти наших общих безвестных предков. Очень хочется надеяться, что статья найдет своего читателя и голос автора будет услышан не только в масштабах газеты “Светлый путь”. А газете большое спасибо за интерес к изложенной теме!

Comments are closed.