История Южи – в Балинском культурном центре

Пожарские Неопалимовские краеведческие чтения, ежегодно проводимые в Юже, в этот раз проходили в новой аудитории. Краеведов ожидали приятные сюрпризы.

Для участников чтений  свои двери на два дня распахнула вечерняя школа, расположившаяся на втором этаже исторического здания Южи – оно было построено в конце 19 века как богадельня и церковь при фабрике на средства владельцев “Товарищества мануфактур А.Я. Балина”.

Место проведения конференции было выбрано не случайно. К традиционным чтениям было приурочено открытие здесь же двух долгожданных для южан музейных экспозиций, организатором которых, как и конференции краеведов, стала администрация Южского района. Ею была проделана колоссальная работа – во-первых, по привлечению к общему делу искусствоведов, историков и краеведов, во-вторых, по сбору и систематизации бесценных документальных источников и, в-третьих, по подготовке помещений для будущего культурного центра, которому сразу нашлось название – Балинский. Но обо всем по порядку.

Интерес к изучению своего края растет

Конференцию краеведов открыли заместитель главы администрации Южского района В.А. Сысуева и председатель Ивановского областного краеведческого общества К.Е. Балдин, являющийся научным координатором южских чтений, он возглавляет их с момента основания в 2005 году. Форум вновь объединил научную интеллигенцию, музейных и архивных работников, священнослужителей, экологов, краеведов – всех, кто посвятил свои изыскания истории южской земли, собрав вместе представителей Ивановской, Московской, Нижегородской и Владимирской областей.

Как всегда, в этом году была соблюдена основная традиция чтений: издание сборника материалов, озвученных на предыдущей конференции. Презентацию очередного альманаха провел его редактор-составитель М.Б. Печкин. Сборник, ранее называвшийся Пожарским, теперь получил иное наименование – “Южский альманах”. Первый выпуск его посвящен двум датам, отмечаемым в этом году. Это тысячелетие успения святого равноапостольного князя Владимира, отмечаемое во всем православном мире. Другая касается нашего края: 365-летие со дня основания Борковской пустыни. Подчеркивалась символичность того, что в этом году осуществляется передача зданий монастыря Шуйской епархии. Материалы сборника посвящены истории и культуре южской земли, а также ее природе. Издание профинансировано администрацией Южского района и Шуйской епархией Русской Православной церкви.

Большая часть докладов и сообщений нынешней конференции уже “застолбили” себе место в будущем альманахе благодаря новизне представленных в них фактов. Профессор ИвГУ К.Е. Балдин обратился к теме института церковных старост на территории нынешнего Южского района во второй половине 19 века. Множество положительных откликов получило исследование краеведа из г. Владимира В.В. Барашкова об истоках библиотечного дела в южском крае, опять-таки заложенного на рубеже 19 и 20 веков. Целую серию разнотемных докладов представили историки из г. Москвы, “старожилы” Пожарских чтений Якушкины, Геннадий Радикович и Марина Михайловна. Одно из исследований М.М. Якушкиной посвящено исторической топографии торговых мест в Холуйской слободке середины 18-начала 19 веков. Нам стали известны некоторые споры жителей села за торговые места, иногда заканчивавшиеся “войнами” местных коммерсантов, и все это благодаря материалам Государственного исторического музея и Российского государственного архива древних актов. Специалисты отметили и своевременность источниковедческого обзора Н. Комочева по южской истории 16-17 веков.

Подводились итоги изучения как конкретных фактов нашего края, так и явлений или событий общероссийского значения. Профессор Нижегородского государственного университета Л.Ю. Варенцова, в частности, обратилась к теме “государевых  железоделательных” заводов в 17 веке. Биографиям известных и уже забытых исторических личностей были посвящены доклады некоторых участников. Среди них выделялись исследовательские работы М.Б. Печкина – об опытах с финифтью холуйского мастера П.Н. Киселева, Г.Р. Якушкина – о потомке стародубских князей А.Я. Хилкове, Э.В. Фроловой из г. Коврова – о поэте иеромонахе Викторе (Минервине). Еще один ковровчанин, Н.В. Фролов, обратился к истории рода дворян Кашинцевых, помещиков Южского края.

Очень внушительным выглядело представительство духовенства Шуйской епархии, в чьих сообщениях проходила линия сохранения духовной культуры. К трудам святого Макария (Невского), уроженца Ковровского уезда Владимирской губернии, обратился благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря игумен Иоанн (Руденко). С мероприятиями по сохранению святынь и памятных мест познакомил благочинный Южского района иерей Василий Смирнов. Интересно было узнать о современном состоянии свято-иверский пустыни из “первых уст” – от  игуменьи монастыря Силуаны.

Еще одно направление южской конференции относилось к природе нашего края. С биологическим разнообразием озера Западное слушателей знакомила профессор ИвГУ Е.А. Борисова. В первый день силен был и “детский” акцент: в гости к южанам из соседнего Ковровского района приехали делегации центра детско-юношеского технического творчества “Азимут” и дворца творчества детей и молодёжи. Юные слушатели краеведческих чтений поделились результатами научной экспедиции “Стародуб-2015”, наблюдений за популяциями серых журавлей в Клязьминском заказнике, водного путешествия по р. Лух. Многие участники отмечали масштаб конференции, сравнивая ее с известными дискуссионными площадками: “В Ивановской области в глубинке на подобном уровне краеведческая конференция проходит лишь в Кинешме” (биолог М.П. Шилов).

Не обошлось без обязательных путешествий – в Холуй, как и в прошлом году, где любители русской старины побывали в доме-музее художника В.Д. Пузанова-Молева и Государственном музее Холуйского искусства.

Феномен Балиных и самобытность  народных художников

– Мы, южане, гордимся тем, что сделала семья Балиных для нашего города: она его создала, она сформировала его облик, – сказала, предваряя открытие Балинского культурного центра, один из главных инициаторов его создания В.А. Сысуева.

На рубеже 19-20 веков Южская фабрика стала одним из крупнейших предприятий текстильного края. Купленную в 1865 году купцом Асигкритом Яковлевичем Балиным на Нижегородской ярмарке у помещика И.А. Протасьева бумагопрядильную фабрику обслуживали 633 рабочих. К 1910 году на Балиных работала 8041 человек.

Для рабочих была создана вся социальная инфраструктура – построены казармы, создан больничный комплекс с бесплатной медицинской помощью. Гордостью Южи можно считать Народный дом (ныне – районный Дом культуры), богадельню (сейчас школа искусств и вечерняя школа), здание училища (школа №3), парк.

Балинский культурный центр расположился в здании, построенном “Товариществом мануфактуры А.Я. Балина”, и начал свою работу с открытия целых трех музейных экспозиций. Работа по их наполнению началась давно. Поездки членов рабочей группы в Москву к потомкам фабрикантов и меценатов Балиных помогли заручиться их поддержкой и обогатить выставочный зал ценнейшими документами, уникальными фотографиями.

На основе подлинных документальных и вещественных экспонатов в одном из залов бывшей богадельни – храма создана экспозиция, названная “Фабриканты Балины: южский феномен”. Она рассказывает об истории текстильного предприятия, о традициях благотворительности, о внимании к нуждам фабричных рабочих, что было характерно для династии фабрикантов Балиных. Домашнему укладу в семьях А.Я. Балина и его детей также отведено заметное место на постоянной выставке.

На ее открытии экспозицию оживили своим ярким выступлением артисты Южского народного театра, основанного в балинские времена.  В них “перенеслись” первые посетители, осматривая семейные фотографии Балиных, их переписку, фабричные документы, предметы интерьера членов правления Товарищества и их служащих.

Открытие центра привлекло внимание и потомков фабрикантов: на Пожарские чтения и открытие культурного центра приехали Ольга Ростиславовна Ильина, проживающая в г. Костроме и уже бывавшая ранее в Юже, сестры Елена Борисовна и Марина Борисовна Балины из Москвы, которых порадовало отношение местной власти и краеведов к сохранению наследия южских меценатов. Балины готовы к дальнейшему сотрудничеству, есть надежда, что экспозиция будет расширяться благодаря их семейным архивам.

Вместе с Балиными из столицы прибыла заместитель главы российского общества купцов и промышленников Л.Л. Фролова. Эта общественная организация ведет энциклопедию российского купечества, в которой почетное место занимает династия Балиных. Обществом были предоставлены ценные сведения из родословной семьи промышленников, сумевших воплотить в жизнь идею города – сада. Л.Л. Фролова отметила уникальность экспозиции, посвящённой “великим Балиным”.

Для почетных гостей сотрудники районной администрации организовали обзорную экскурсию по городу с посещением прядильно-ткацкой фабрики, Народного дома, дачи Балиных (сейчас здесь детский сад), парка – в общем, тех исторических мест, которые неразрывно связаны с именем династии основателей Южи, крупного рабочего поселка с 15-тысячным населением в начале 20 века.

Еще один зал в культурном центре был отдан экспозициям, посвященным южским художникам-самородкам И.Ф. Чапкину и Н.И. Спириной.

Такая свежесть чувств,

Такая с миром связь,

И космос по плечу,

И за людей боязнь.

Стихотворные строки заслуженного деятеля культуры России Ф.И. Кагана посвящены Игнатию Федоровичу и написаны к 75-летию художника в 1998 году. Через год его не стало. Как отметила В.А. Сысуева, “мы очень виноваты перед Чапкиным, при жизни художник не был замечен. Он незаслуженно забыт”. Большинство своих работ народный художник отдал в Вязниковский музей. Теперь началось “возвращение художника” в Южу. Пока работ Чапкина в галерее немного, в основном, его талант представлен в виде так называемых линогравюр. Здесь же знаменитый чапкинский самодельный печатный станок, позволявший снимать копии гравюр. От лирических пейзажей до острых социальных сюжетов – таков жанровый диапазон. Представлена и одна живописная работа, “Древо жизни”, написанная в последний год жизни и одна из самых сильных в творчестве И.Ф. Чапкина, подчеркнул Ф.И. Каган, знакомивший посетителей с выставкой.

Ярко рассказывал он и о другом южском творце-самородке, Н.И. Спириной, чьи работы также нашли достойное место в художественной галерее Балинского культурного центра

– Феномен Надежды Ивановны – это яркий пример наивного художника, однако ее “наивность” лишь в том, что она самостоятельно искала пути к овладению искусством лепки и живописи, – пояснил Феликс Иосифович, знаток творчества Н.И. Спириной. – Все началось с куска местной глины, из которого лепила для своей внучки фигурки. Постепенно увлеклась скульптурой, причем технологию освоила сама, затем и живописью маслом. Все делалось по наитию, каждая ее работа исполнена глубины и поиском смысла бытия, даже поиском человека внутри него самого.

Художница с удовольствием предоставила свои творения для музейной экспозиции и приняла участие в ее открытии вместе с тремя своими внуками.

Открытие трех экспозиций – лишь первый этап создания в Юже Балинского культурного центра, необходимого для изучения истории края и развития туризма. По словам В.А. Сысуевой, собран богатый материал, в первую очередь, южскими архивистами, который также найдет свое место в будущих выставочных экспозициях.

 

 

Из первых уст

Елена Борисовна Балина, внучка Василия Асигкритовича Балина (г. Москва):

– Впечатлений от приезда в Южу много и кратко изложить их вряд ли возможно. В первую очередь, скажу, что для нас очень важно создание этого музея. Причин этому много: у представителей нашей семьи достаточно сложная история, отпечаток наложило забвение. Например, я узнала, где похоронен дедушка Василий Балин после расстрела, только несколько лет назад. Возникновение музея – это восстановление исторической справедливости и, конечно, сохранение памяти о семье, о моих предках.

У Балинского культурного центра имеется потенциал для развития. Я планирую передать документальные материалы для музея – фотографии, вещи. Считаю, что основа уже сейчас заложена хорошая.

Поиск своих корней для меня лично – очень непростая история. Мои вопросы папе о его родителях остались без ответов: “Об этом лучше не говорить – они были богатые люди, их нет в живых. Не будем обсуждать”. Поскольку папа умер рано, когда мне не было и 18 лет, я так и не узнала от него напрямую о дедушке с бабушкой. В перестроечное время мой дядя, его брат, когда был еще жив, начал рассказывать. Родословная постепенно стала открываться для меня. С его смертью я разобрала материалы и фотографии, которые остались, и создала для себя представление о своих корнях, начав почти с нуля.

Это первый мой приезд в Южу. Давно хотелось здесь побывать и мне, и сестре Марине Борисовне, но дорога не близкая, да и работа не позволяла, поэтому не получалось выбраться. Но мы с сестрами общались с некоторыми южанами: троюродная сестра Татьяна Дмитриевна Венедиктова, которая не смогла приехать, поддерживает связь с отцом Алексием Лихачевым. Общаемся с Евгением Сметаниным, и с некоторых пор с Михаилом Печкиным, Еленой Чернигиной – в связи с созданием экспозиции. Обязательно вновь побываем в Юже.

Что касается краеведческих чтений, то когда мы обменивались между собой мнениями, отметили большой энтузиазм увлеченных людей, здесь проживающих. Нас очень порадовало отношение к достоянию, оставшемуся от нашей семьи.

Мнение

Николай Фролов, краевед и журналист, постоянный участник Пожарских краеведческих чтений (г. Ковров):

– Вместе с супругой участвуем в чтениях с момента их основания. Элла Фролова – профессиональный историк, кандидат наук, возглавляет краеведческий музей в течение 18 лет. Я – журналист, но занимаюсь краеведением четверть века. Часть Южского района входила в Ковровский и Вязниковский уезды, поэтому история этого края нам очень любопытна. Изучаем эту территорию довольно давно, в частности, историю сословий – дворянства, духовенства и т.д. Наработок много. И когда есть возможность, всегда с удовольствием сюда приезжаем, чтобы поделиться находками.

Пожелание к организаторам конференции: интерес представляет историческая конкретика, найденные факты, исследовательская работа. От рассуждений общего толка краеведению мало пользы – хотелось бы больше новых находок. Главное, что интерес к истории своего края в Юже не пропадает, и открытие музейных экспозиций тому пример.

Материал подготовил Н. Костров