Трепетное чувство испытываешь, когда берешь в руки пожелтевшие листочки фронтовых писем и читаешь слова надежды, тревоги, мечтаний, любви, которыми делились со своими родными, близкими, любимыми бойцы Красной армии, находящиеся на передовой.
Недавно в редакцию «Светлого пути» пришел наш постоянный читатель С.Н. Филиппов и принес несколько таких писем. Они попали к нему почти случайно. «Приехали» эти письма в Южу из Кинешмы. Найденные нынешними хозяевами одного старенького дома на чердаке, они были переданы Сергею Николаевичу, «чтобы пристроить куда-нибудь в музей».
Эти письма адресованы Таисье Хайдуковой, проживавшей раньше в этом доме. Видимо, девушка 1918 года рождения переписывалась с несколькими ровесниками. Неизвестно, как сложилась ее судьба, жива ли она сейчас…
И хотя, возможно, она никакого отношения к Юже не имела, мы сочли необходимым опубликовать выдержки из писем с фронта (сохранены оригинальный стиль и орфография). В этих посланиях «другу и любимому человеку», написанных чернилами или карандашом, хранится частичка истории Великой Отечественной войны, истории страны, нашей общей истории.
Итак, давайте откроем небольшие потемневшие от времени конверты со штампом полевой почты.
Павел, пос. Саккиярви (Ленинградская обл.), 7.07.1941г.:
«Живу на старом месте где и жили до войны. Только жизнь проходит совсем иначе. В настоящее время работаем по укреплению территории от нападения финляндии… На нашем фронте пока проходят небольшие нападения фашистских псов на нашу территорию, но они конечно заканчиваются безрезультатно, всюду получают сокрушительный отпор наших пограничников…».
М. Соловьев, г. Москва, 15.10.1941г.:
«Тася… прибыл в пересыльный пункт, где народ распределяется по частям на фронт кто не служил… Я чувствую не сегодня завтра буду там. В Москве побыл одни сутки но уже слышатся очень часто зенитные выстрелы против германской авиации… Я очень был доволен что вы пришли меня провожать…».
М. Соловьев, Ленинградский фронт Волховского направления, 21.09.1942г.:
«… Тася у меня сейчас свободное время и можно сказать настроение так ничего… Нахожусь на фронте и уже 7 месяцев работаю зав складом горюче смазочных материалов. Снабжаю дивизион горючим… Это дело происходит в 2-3 км от передовой. Иногда приходится доставку делать под ураганным огнем…».
Далее писем нет (или не сохранились) до самого 1945г., в этих посланиях последнего года войны с фронта в каждой строчке отзвуки победы. Вот одно из них.
И.К. Маринин, Чехословакия, май 1945г.:
«Тася друг ну вот и дождались и кончилась война, которой мы всегда были так недовольны, и были одни мечты когда ей конец. Ну вот она кончилась, я тоже остался жив… Нахожусь в Чехословакии недалеко от Праги… Народ здесь очень хороший по русски многие говорят… Придется еще побыть в армии любимой еще месяца 3, но ведь это пустяки были 3 года с лишком под обстрелом, а теперь уже посмотришь все тихо и спокойно как будто находишься в глубоком тылу».