Есть у меня знакомый паренёк – Саня. Неунывающий и вечно улыбающийся парнишка, вполне по-буддистски относящийся к проблемам: если можно решить, то надо решать, а если нельзя, то и переживать ни к чему.
Частенько он мне попадается то на велосипеде, целеустремлённо крутя педали так, что я и не успеваю его спросить ни о чём, то с тележкой и какими-то вёдрами, как оказывается – сдавал металлолом. А на днях, он меня ещё не увидел – с кем-то разговаривал, я случайно подслушал чужой разговор. Саня отказывался пойти вечером гулять, потому что он рано ложился. Тут я не вытерпел, потому что мальчишка в 14 лет, ложащийся летом спать в восемь вечера, в любые времена выглядит странно, и окликнул его:
– А зачем так рано ложишься, Саша?
– Вставать рано!
– На рыбалку собрался, что ли?
– Нет, я ягоды собираю, сдаю..
Честно сказать, я ещё больше зауважал парня. Всё-таки, когда кончатся деньги, выживут те, кто умеет и хочет работать. Работать, действительно производя что-то, и отрадно видеть, когда люди учатся этому ещё в детстве.
Кто-то из детей вполне спокойненько ломает новые навороченные телефоны и, попереживав несколько секунд, машет ручкой – дескать, скоро праздники, день рождения, выморщу у родителей новенький, ещё круче (“15 000 всего!”); кто-то всерьёз заводит блоги в интернете, переживая до депрессии, почему же так мало просмотров набрал новый фокус со взорванной микроволновкой; кто-то просто, веря в свою исключительность, ждёт, когда же сверху, наконец, откроется рог изобилия, и весь мир будет у ног…
Деньги… Достаточно эфемерная условность, вполне попадающая под определение: “Не так с ними хорошо, как без них плохо!”, только ниоткуда они не берутся, у них другое свойство – они деваются в никуда. Куда же можно приложить свои силы и терпение тем школьникам, кто понимает, где кончается денежная реальность и начинается денежная фантастика? И как дать понять тем, для кого любая сумма – это лишь “всего-то..”, откуда же они появляются. Тем более, 90 дней летних каникул вполне всерьёз дают осознать и радость отдыха, и горе от безделья.
Давно уже канули в лету учебно-курсовые комбинаты с обязательным профессиональным обучением старшеклассников профессиям, с почти 100%-м охватом, когда каждый выпускник средней школы получал ещё и свидетельство о присвоении разряда ткача, ленточника, жестянщика или водителя категории “С”. Не видно школьников, разносящих почту – теперь письма пишут в интернете; и не помогают теперь дети родителям торговать мороженым с лотков – санитарные нормы надо соблюдать. Что же теперь можно предложить детям, пытающимся вживую познать постулаты марксистской экономики “товар-деньги-товар” и “деньги-товар-деньги”? C этим вопросом обратимся к директору ОГКУ “Южский ЦЗН” Юрию Соколову:
– Юрий Александрович, наверняка проблема летнего трудоустройства несовершеннолетних – проблема не только для самих несовершеннолетних. Какие трудности возникают при этом?
– Совершенно верно. Несовершеннолетние, подростки, в силу своего физического и психического развития, да и недостатка профессионального образования, вернее, в силу его практически полного отсутствия, не могут выполнять многие виды работ. Погрузочно-разгрузочные работы, например, жёстко регламентируются действующим законодательством, запрещено несовершеннолетним выполнять так называемую “взрослую” норму; действует запрет на привлечение таких работников в ночное время, на тяжёлых и вредных производствах, что, в общем-то, и понятно: дети – это наше будущее, как бы это пафосно ни звучало, и нельзя относиться к ним, как к расходному материалу. Законодательство чётко оговаривает, что нельзя привлекать несовершеннолетних “на работах, способных причинить вред здоровью и нравственности”.
– То есть желание школьника попытаться официально заработать во время школьных каникул – такая же фантастика, как и поездки на машине времени?
– Нет, так категорично никто не говорит, поскольку летняя занятость подростков – задача не только самих подростков, но и государственная. Здесь нам на помощь приходят образовательные учреждения – школы, заключающие договоры с центром занятости населения, они приглашают на работу учеников, находящихся на каникулах. На данный момент заключены договоры со следующими учреждениями: Холуйская школа – 5 человек; Мугреево-Никольская школа – 5 человек; Новоклязьминская школа – 2 человека; школа № 1 – 5 человек; школа № 2 – 8 человек; Мостовская школа – 3 человека; школа № 3 – 5 человек.
Кроме того, в этом году, благодаря заключённому трёхстороннему договору между районной администрацией, ОГКУ “Южский ЦЗН” и организацией ДОСААФ, на базе лагеря “Подросток”, ежегодно открываемого в городе, создано ещё несколько рабочих мест, оплачиваемых областными трансфертами. Подростки, посещающие этот лагерь, могут вполне официально получить первый заработок.
Кстати, благодаря действиям главы районной администрации С.Ю Кропотова, в этом году обязательное прохождение школьниками медосмотра при устройстве на работу для школьников стало бесплатным.
– А вы каким-то образом отслеживаете соблюдение норм законодательства при выполнении школьниками таких работ?
– Те работодатели, которые работают в этом направлении уже не первый год, в курсе, что нормы действующего законодательства необходимо соблюдать, и при их нарушении наказание будет серьёзным, поэтому изначально школьники принимаются на выполнение таких работ, которые под силу школьникам, это так называемые подсобные рабочие, занимающиеся мелким ремонтом, вожатые, помогающие в организации досуга при школьных лагерях, наведение порядка на территории и в помещениях организации, где работают несовершеннолетние. А проверки – это всё-таки компетенция надзорных органов.
– А предприятия и индивидуальные предприниматели как-то участвуют в таких программах?
– Как все уже заметили, в последнее время ужесточается законодательство не только в области трудовой деятельности, но и вообще по всем направлениям. В связи с этим работодателям всё сложнее соблюдать нормы прав вообще и при приёме на работу несовершеннолетних в частности. В чём-то их можно понять, в конце концов, главной задачей предпринимательства является получение прибыли, а не обеспечение всех желающих работой, поэтому приём на работу несовершеннолетнего, не обладающего никакими профессиональными навыками, да ещё и со всеми полагающимися послаблениями – далеко не золотая жила для предпринимателя. Вопрос сложный, и мы пытаемся над ним работать. Не смогу сейчас сказать за всех предпринимателей, но, по моей информации, сейчас очень тяжело и неохотно устраивают на работу несовершеннолетних.
– А как рассчитывается оплата труда несовершеннолетних в тех организациях, где всё-таки идут навстречу?
– Существует статья расхода в планируемом на следующий финансовый год бюджете района на оплату труда несовершеннолетних. В рамках этой статьи и производится оплата. Кроме того, ОГКУ из средств уже областного бюджета выплачивает каждому школьнику материальную поддержку за участие в работе из расчета 850 рублей за один месяц.
Получается, что не только основы экономики, но и основы маркетинга за время летних каникул можно попытаться освоить “в действии” – и конъюнктуру рынка, и особенности повремённой и сдельной оплаты труда, и работу с заказчиками, и выполнение условий трудового договора, было бы только желание. Центр занятости предлагает свои услуги в полном соответствии с действующим законодательством; а свободный ягодно-грибной рынок даёт возможность планировать день и заработок в соответствии со своими способностями и возможностями и свободным временем.
Да, много, пожалуй, не заработаешь, но зато приходит понимание того, как достаются “всего-то” 1500 рублей (именно такую зарплату с нашей поддержкой дети получают за период действия договора – 14 рабочих дней)… Да и на разные «шалости», совершаемые от безделья, времени меньше остаётся.
Беседовал С. Плотников