О возводимом знаке памяти предкам и благоустройстве древних захоронений в Старой Юже

«История – это не учительница, а надзирательница.Она надзирает и за невыученный урок жестоко наказывает».

В.О. Ключевский

Мнение Президента Российской Федерации
Прошедший год в России ознаменовался событием государственного значения, обратившим особое внимание на сохранение исторической памяти о русском, Российском народе, о России.
В Кремле 25.12.2015 года прошло заседание Совета при Президенте по культуре и искусству, где в своем выступлении Президент России В.В. Путин сказал: “Сохранение исторической памяти – один из ключевых приоритетов. Особая роль здесь принадлежит материальному культурному наследию. В последние годы в центре внимания общественности, средств массовой информации регулярно оказываются, к сожалению, громкие конфликты вокруг застройки охранных зон, разрушения памятников. Необходим самый серьёзный анализ таких случаев, в том числе и для выявления пробелов, недоработок в законодательстве, или, как юристы говорят, “люков” в законодательстве.
Очевидно, нужны изменения и в самом порядке контроля за сохранением объектов наследия. Считаю важным укреплять взаимодействие заинтересованных государственных структур с волонтёрами, общественными организациями. Как правило, именно они первыми бьют тревогу по поводу утраты или угрозы утраты памятников, но далеко не всегда они услышаны.
Прошу Минкульт сформировать чёткие предложения по защите памятников как федерального, так и регионального, да и местного значения от уничтожения и варварского с ними обращения. И вместе с общественными движениями определить роль и права неравнодушных к истории инициативных граждан, краеведов, энтузиастов. У нас много таких людей.
Отмечу, что тема сохранения культурного наследия занимает особое место и в Основах государственной культурной политики, они были утверждены год назад”.
В Юже проблеме исторической памяти была посвящена статья о древних захоронениях наших предков, которые относятся к материальному культурному наследию. Официально была озвучена мною в 2013 году на Пожарских Неопалимовских чтениях в сообщении: “Древние захоронения. Захоронения на территории приходов Южских и Холуйских церквей”. Сообщение имело положительное воздействие на присутствующих, в том числе и на представителей Православной церкви.

.
.

В 2014 году этому вопросу много внимания было уделено Южской газетой “Светлый путь”, напечатавшей мою статью в сокращенном виде того же названия: “Древние захоронения. Захоронения на территории приходов Южских и Холуйских церквей” – изложенной применительно к газете, где наряду с описанием вандализма на “Перенесенном” кладбище, расположенном в Старой Юже, а также и других кладбищах, были рекомендованы наведение на них порядка и установка Памятного Знака у “Перенесенного” кладбища. Были и другие рекомендации. На статью были положительные отклики на сайте газеты. О принятых по статье решениях и их исполнении оба варианта газеты информировали читателей.
Возвращаясь к заседанию в Кремле.
В выступлении Президент не назидательно высказал мнение о взаимоотношениях между чиновниками и общественностью.
Для Южского района, города Южи высказывание Президента страны является очень актуальным. Актуальным потому, что в сложившейся ситуации с административным аппаратом района и города, главными радетелями об объектах материального культурного наследия Малой Родины – хранителях исторической памяти о предках, о событиях на Малой Родине в далекие времена, выходят на передовой рубеж волонтёры и общественные организации. Они, в основном, поднимают вопрос о значимости и ценности объектов материального культурного наследия, борются за их популяризацию и сохранность. Что и показали события в Юже и Южском районе.
Причина такого явления объяснима. Как правило, это присуще тем, кто помнит своих предков не в одном – двух поколениях, кто не утратил с ними родственную и духовную связь, умом и сердцем понимая цену ими созданного – позволяющего жить сегодня и вселяет надежды на благополучное будущее наших потомков. Цели их благородны: подвигнуть к действию – возрождению памяти о наших предках, о своей Малой Родине, преданности Родине – России тысячелетней.
Эти люди знают и понимают, что многократно растерзываемая тысячелетняя Русь, Россия – яркий пример для растерзанной сегодня России, вынужденной в который раз рассчитывать, в основном, не на помощь олигархов, отмывающих “грязные” деньги за границей, а на затянутые пояса народа.
И поэтому тоже административные органы не должны устраняться от взаимодействий с волонтёрами и общественными организациями – представителями народа: должны совместно принимать участие в возрождении памяти о наших предках.
Без народа не было бы ни Холуя, ни Пожарского, ни Балахонской дороги, ни Южи, ни поселений в ее округе, ни Балина.
Народ (“мужик”) – один из столпов “Триады” (“Народность”, “Самодержавие”, “Православие”). Благодаря “Триаде” существовала тысячелетняя Русь, Россия.
Был мужик – было государство, было государство – был мужик.
Концепция материала полностью отражает концепцию выставки “Моя история. Рюриковичи” в Москве, в “Манеже”, которую я посетил 20.10.2014 года. В настоящее время экспонируется повторно на ВДНХ в павильоне 57.
Немного истории
Поднимая вопрос о вандализме на “Перенесенном” кладбище, я не предполагал, что единоличным радетелям об объектах материального культурного наследия в будущем будет уготована “модная” роль волонтера.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ и порядком, установленным в городе Южа, мне письмом от 19.08.2011г. № 308 администрацией города была предложена роль “инициатора”, который должен был обосновать заслуги наших предков – поселений прихода церкви в Старой Юже: Русино, Соино, Костяево, Реброво, Тарантаево, Омелово, Нефедово, Старая Южа, Новая Южа. И не просто обосновать, а и доказать, что они достойны чести и памяти.
Только после этого мог обсуждаться вопрос памяти и установки Памятного Знака.
Честно говоря, предложение было, как бы с подвохом, в расчете на отсутствие информации и несведущего человека, который бы спасовал перед поставленными условиями и отказался от инициативы. Такое ощущалось. Ведь непосредственной информации о заслугах наших предков действительно не было. Они же – народ, всего лишь, родивший, воспитавший и оберегавший нас, а не государи, не дворяне и пр., о которых было принято писать. Хотя и среди наших предков, безусловно, были светлые личности местного значения, достойные уважения и чести. Без этого в жизни не бывает. А знать о них – это уже дело нашей совести и чести!
Согласиться на коварное предложение меня подтолкнула имевшаяся информация о родах Павловых и Смирновых из деревень Соино (Русино) и Реброво от 1750-х годов. Как любознательного человека, это завлекло в историю государств (Руси – от принятия ею Православия), религии, климатологии, в археологию и пр. и пр., туда, что могло бы влиять на жизнь человечества, и, конечно, на жизнь наших предков в глубине веков.
Результат интенсивного труда, глубоких раздумий и привел к формуле: “Был мужик – было государство, было государство – был мужик”. (Жаль людей, живущих одним днем и не интересующихся прошлым своего рода – людей, появившихся на свет “из капусты”).
Взгляд в глубину веков выяснил также, что история перечисленных выше поселений по известным данным уходит в XVII век, по упоминаниям местности – в XVI век, по истории государства Российского о крестьянстве – не позже XV века, по истории Руси – в начало второго тысячелетия. Языческие племена жили в первом – начале второго тысячелетиях. А 30000 лет назад в наших местах люди тоже жили. Предположительно, жили они и 70000 лет назад. В русле же Тезы находят бивни мамонта. Вот такая ваша (наша) местность.
И главное, жители поселений – наши предки, прихода церкви в Старой Юже практически все оказались в родственных связях. Они были крепостными крестьянами, имевшими право жениться и выходить замуж только в пределах поселений своего владельца, в нашем случае, владевшего всем приходом. Крестясь, венчаясь, отпеваясь в одной церкви – находили упокоение тоже на одном кладбище: сначала около церкви, а после освящения каменной церкви в 1795 году – на “Перенесенном” кладбище. Поэтому около него и была рекомендована установка Знака Памяти предкам, а на церкви или около нее – установка памятной доски. Там место обозначено самой церковью.
Отсюда напрашивается вывод: наши предки, родившиеся в приходе церкви Старой Южи – дальние родственники. Все мы, их потомки, тоже связаны родственными узами. И если мы — порядочные люди, кто должен заботиться о могилах своих близких, о могилах предков, которые создали для нас все то, чем мы пользуемся, за исключением созданного нами сегодня?! Ответ однозначен – мы должны заботиться! Даже, если судьба забросила тебя далеко – все равно заботиться.
Заботиться должны и приезжие, пользующиеся благами, созданными нашими предками, не забывая и свою Малую Родину.
Совесть должна это подсказывать.
О некоторых событиях государственного и местного значения
Со времени официального озвучивания в 2013 году на Пожарских Неопалимовских чтениях сообщения “Древние захоронения. Захоронения на территории приходов Южских и Холуйских церквей” произошло много событий международных, государственных, местного значения.
В 2014 году начались продолжающиеся до настоящего времени украинские события, в которых задействована и униатская церковь, настроенная враждебно к России.
Произошли и развиваются негативные события с Турцией. Она была враждебно настроена в Первую мировую войну против России. Через нее в другие враждебные страны и в Германию контрабандой шли поставки из России стратегических материалов. В.Г. Орлов – “Действительный статский советник, следователь по особо важным делам при штабе Западного фронта в период Первой мировой войны, выдающийся русский контрразведчик …”. Книга “Двойной агент”.
Предтеча этих событий была как бы предсказана в ненапечатанном материале: “Мужик, государство, религия – события” из статьи “Древние захоронения. Захоронения на территории приходов Южских и Холуйских церквей”, где, в частности, через религиозные экспансии кратко раскрывается история униатской церкви. А упоминаемая там Софьи Палеолог через трагедию (падение) Византии в 1453 году связывает православную Русь с мусульманской Турцией.
Кроме рассмотренного выше “Заседания Совета при Президенте по культуре и искусству”, важным является “Заседание Совета при Президенте по науке и образованию” от 16.12. 2015 года, где на реплику М.В. Ковальчука: “Вы знаете, у Пастернака есть короткая поэма “Высокая болезнь”, там он анализирует Октябрьскую революцию и в конце концов говорит такую вещь про Ленина: “Тогда, его увидев въяве, я думал, думал без конца об авторстве его и праве дерзать от первого лица”. Ответ какой: “Он управлял течением мысли и только потому – страной” – В.В. Путин ответил, можно сказать, историческими, словами: “По поводу того, что главное – управлять течением мысли. Это правильно, конечно… Важно только, чтобы эта мысль привела к нужному результату, а не как у Владимира Ильича. А так сама по себе идея правильная. В конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее – заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там – надо подумать ещё, какая мысль”.
Если хорошо подумать, то мысль сама по себе напрашивается.
В Париже, в феврале 1848 года произошла революция.
В Лондоне в 1848 году был уже издан “Манифест коммунистической партии”, который начинался словами: “Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма”, а заканчивался знаменитым историческим лозунгом: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, для того, чтобы: “Весь мир насилья мы разрушим,/ До основания, а затем/ Мы наш, мы новый мир построим/ – Кто был ничем, тот станет всем”.
Это слова в русском переводе из имеющего свою историю стихотворения “Интернационал”, написанного в 1871 французом Эжен Потье – членом 1-го Интернационала и Парижской коммуны, в дни ее разгрома. В 1910 году, когда Иваново-Вознесенск уже стал родиной первых Советов, не обойдя происходившими в нем событиями Холуйскую волость и Южу, на конгрессе Социалистического Интернационала в Копенгагене текст был принят, как гимн международного социалистического движения. В 1918 – 1944 годах – гимн Советского государства.
Продолжая перечень событий – монастырь Борок, связанный с родом Пожарских, отошел в лоно церкви. Идет молва – потихоньку восстанавливается. Как говорят: “Слава Богу”.
Шло благополучное возвращение некоторых отдыхающих жителей Южи с экзотических островов, из Египта (даже после взрыва в нем нашего самолета), из Турции и пр.
Между деревнями Тарантаево и Реброво, около дороги из Южи в село Холуй, установлен большой деревянный крест. Поскольку крестами не разбрасываются, то это затратное мероприятие имело какие-то определенные цели: либо того требовали каноны церкви, либо крестом пытались отметить историческое место или событие. Современные проходящие мимо путники, не компетентные в вопросах религии и истории местности (коих не малое число), при отсутствии у креста информации о целях его установки, могут теряться в догадках.
Деревня Реброво (не “Васюки”, отбирающее историю других поселений) мне дорога, как родина моих предков по матери (Смирновых), которые проживали в ней постоянно не менее 300 лет. Она богата общей историей поселений прихода церкви в Старой Юже. Как и все эти поселения, Реброво первоначально называлось (подобно всем поселениям Руси) – “Починок” и только потом по прозвищу. Как и все поселения прихода, имеет оригинальность расположения, связанную с рельефом местности, историей Балахонской дороги, историей Южи и пр. Например, до середины 1800-х годов Реброво (также и Тарантаево) располагалось на косогоре – вдоль речки Сангири, перпендикулярно современной Протасьевской дороге.
Не исключено, что Реброво богато и историями людей – наших предков. Тому есть доказательства. Знания обо всем этом могут приобретаться не карьерой, а только вдумчивым и упорным трудом.
Но одно из более значимых событий по нашей теме в Юже (как и Южском районе) произошло в 2014 году. Это заседание Общественного совета, одним из обсуждаемых вопросов которого было мое сообщение о древних захоронениях, основанное на материале статьи: “Древние захоронения. Захоронения на территории приходов Южских и Холуйских церквей”.
Общественный совет, в том числе и по документам, в частности, письму № 1280 от 12.08. 2011 года, подписанного главой администрации Южского городского поселения А.В. Тихоновой, официально признал существование “Перенесенного” кладбища в Старой Юже, как объекта культурного наследия – хранителя исторической памяти о наших предках, заслуженно достойных уважения, чести и памяти. Он дал рекомендации администрации города Южи по наведению порядка на “Перенесенном” кладбище.
Рекомендация Общественного совета была воспринята администрацией положительно. Ею был осуществлен ряд мероприятий (о них ниже), позволяющих утверждать, что “Перенесенное” кладбище в Старой Юже является объектом культурного наследия города Южи, олицетворяющего благодарность потомков предкам, чьи труд и воспитание породили также и героев – победителей фашизма в Великой Отечественной войне. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Ю. ПАВЛОВ
(Продолжение следует).