Практически год назад, в мае 2012 года, Президентом России Владимиром Путиным подписан ряд указов, определяющих направления работы органов власти по социально-экономическому развитию страны. По различным направлениям подготовлены конкретные планы и “дорожные карты”, в эту работу включились регионы. Мы беседовали с первым заместителем председателя правительства Ивановской области, руководителем экономического блока Павлом Алексеевичем Коньковым о долгосрочной государственной экономической политике государства и о том, как и какие ее направления реализуются в нашем регионе.
– Павел Алексеевич, федеральный центр ставит перед собой и регионами амбициозную задачу по обеспечению экономического роста в стране на уровне 5% ежегодно. В связи с этим, какие задачи на уровне региона нам предстоит решить и каковы прогнозы экономического роста экономики области?
– Мы понимаем, что сегодня для достижения такой планки необходимо обеспечить, прежде всего, технологическое лидерство отечественной экономики, провести не только технологическую модернизацию, но и модернизировать инфраструктуру. Конечной целью всех этих мер определен устойчивый экономический рост и рост уровня жизни населения.
По нашим оценкам, рост ВРП Ивановской области, к примеру, в 2011 году составлял 6%, в 2012 году по прогнозу 4%. Сегодня гораздо важнее обеспечить рост в абсолютных значениях. За последние пять лет наш ВРП вырос в абсолютных цифрах с 87 млрд рублей в 2008 году до 115,7 млрд рублей в 2011. Да, определенный запас прочности накоплен, но в сегодняшних условиях без развития инновационного высокотехнологичного сектора легко его растерять. Задача по развитию высокотехнологичного сектора призвана, в том числе, решить вопрос с отставанием нашей экономики по показателям производительности труда: мы отстаем от развитых стран в 2,5-3 раза…
– Какие из реализующихся программ в нашем регионе нацелены сегодня на решение этих задач?
– Ивановский регион сегодня готов внести свой вклад в план создания в стране к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Основой для этого, в первую очередь, должен служить рост инвестиций и технологическое обновление промышленности. Кстати, в этом направлении есть четкие ориентиры: к 2015 году мы рассчитываем выйти на объем инвестиций в 22% ВРП области и плановые 27% в 2018-м.
За последнее время в регионе развивается ряд перспективных проектов. Мы делаем ставку на комплексный подход к размещению производительных сил. В частности, в прошлом году в регионе принят закон “Об индустриальных парках”, который призван помочь в развитии этого направления. К примеру, сегодня в индустриальном парке “Родники” резидентам доступно 75 тыс. кв. метров площадей производственного назначения, здесь уже работает 27 компаний производственного профиля, создано около 800 рабочих мест. Разработана концепция развития многопрофильного индустриального парка “Кинешма”, разрабатывается программа развития парка “Иваново-Вознесенск”.
Регион продолжает работу по основному проекту текстильно-промышленного кластера – строительству на территории области комплекса по производству ПЭТФ текстильного назначения. Проект включен в программу развития промышленности страны. По сути, традиционный текстиль остается ядром текстильного кластера Ивановской области, а производство с использованием полиэфирных волокон станет его инновационным сегментом. Наша задача – создание производства мощностью 180 тысяч тонн ПЭТФ в год, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, увеличение числа занятых в “новой экономике” региона до 15%.
– Еще одним направлением экономической политики государства на ближайшие годы определена эффективность финансового сектора, обозначен ряд мер по повышению эффективности государственных расходов. Что нового ждет областной бюджет в связи с этим?
– На федеральном уровне завершается переход к программной структуре бюджета. Это означает, что государственные расходы и инвестиции будут проходить исключительно в рамках государственных программ, а расходование средств – по программно-целевому методу. На сегодняшний день утвержден перечень госпрограмм Ивановской области из 16 программ, в перспективе их число может вырасти до 20. Уже сегодня 60% бюджетных средств региона тратятся в рамках госпрограмм, а с 2014 года все бюджетные расходы будут производиться по этому принципу.
– В рамках какой из государственных программ в экономической сфере сегодня полностью программно-целевым методом обеспечивается госфинансирование отрасли?
– Отмечу в этом плане государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Все расходы бюджета на поддержку АПК в течение последнего времени обеспечены именно в рамках программы. В 2012 году, когда госпрограмма завершила свое действие в прежней редакции, на развитие сельскохозяйственной отрасли Ивановской области из средств федерального и областного бюджета направлены более 600 млн. рублей. При этом в госпрограмме Минсельхозом установлены четкие плановые показатели, выполнение которых напрямую свидетельствует об эффективности использования бюджетных средств. На сегодняшний день в регионе утверждена новая редакция госпрограммы на 2014-2020 годы, она содержит положения с учетом вступления России в ВТО. В частности, введен принцип погектарной господдержки в растениеводстве, субсидирование затрат в животноводстве на единицу товарной продукции высокого качества. Есть ряд положений по социально-экономической поддержке малых форм хозяйствования на селе: уже в текущем году по ряду программ фермеры получат субсидии на сумму 18 млн рублей. Всего же за период реализации новой госпрограммы на поддержку АПК региона планируется привлечь около 5 млрд рублей из федерального и областного бюджетов.
– На каком этапе в ивановском регионе находится реализация так называемой “национальной предпринимательской инициативы”?
– Предполагается, что к 2018 году в стране национальная предпринимательская инициатива будет полностью реализована, а ее результатом станет существенное улучшение делового климата. Инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив, содержит 22 предложенных предпринимателями проекта. К примеру, уменьшение количества этапов присоединения к энергосетям, снижение количества этапов и затрат на регистрацию предприятий, снижение сроков регистрации прав собственности на недвижимость и другие.
Одной из “болевых” точек для бизнеса сегодня остается подключение к энергетической инфраструктуре, нам необходимо обеспечить прозрачность процесса, снизить затраты. Сегодня средний срок прохождения всех этапов подключения к энергосети составляет 281 день. С сокращением этапов максимальный срок уменьшится до 40 дней. Что касается снижения затрат на подключение к сетям, регион двигается в этом направлении. В прошлом году региональной службой по тарифам разработаны и приняты стандартизированные ставки на техническое присоединение к сетям ресурсоснабжающих организаций, принципы формирования стоимости подключения становятся понятными и открытыми.
– Павел Алексеевич, как Вы оцениваете эффективность программ поддержки малого и среднего бизнеса – самого массового сегмента бизнес-среды?
– Вы правы, малый и средний бизнес всегда находится на передовой: любые экономические инициативы незамедлительно сказываются на развитии именно этого сектора экономики. Поэтому одной из задач власти является создание режима наибольшего благоприятствования для малых и средних предприятий. В течение последнего времени в регионе принят целый ряд решений по мерам государственной поддержки предпринимательства. Действует сниженная с 15% до 5% налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения, в текущем году введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. За время реализации соответствующей целевой программы по развитию малого бизнеса более чем на треть вырос вклад предпринимательства в общий объём ВРП области. Финансирование программы в 2012 году составило более 200 млн. рублей. Одной из наиболее востребованных мер поддержки остается субсидирование части затрат по договору лизинга и на уплату процентов по кредитным и лизинговым договорам.
Отмечу, что в формировании эффективной системы коммуникаций предпринимателей и органов власти активны региональные отделения общественных организаций “Опора России” и “Деловая Россия”. Рассчитываем, что результативность диалога еще более возрастет с созданием института бизнес-омбудсмена в регионе.
Подготовила
А. Николаева
Ну а теперь как есть на самом деле.
1) Морг закрыт.
2) Роддом того и гляди закроют да и детское отделение наладом дышит.
3)Предприниматели на едине со своими проблемами.
4)Рабочие места с 2008 г.так и продолжают сокращатся, по своему опыту работы в Москве об этом наглядно знаю.
5) Леса скоро почти не останется, даже в период закрытия дорог вывозят днем и ночью, все видят а местная власть просит собрать подписи о фактах вывоза леса в период закрытия дорог.
Ну а дальше как всегда все все знают и ни кому нет дела. По моему это и есть реальное состояние дел во всей России.