Счастье — просто быть рядом

Стоят: дочь Ирина, сын Александр Сидят: дочь Наталья,  Альбина Николаевна, Рудольф Иванович
Стоят: дочь Ирина, сын Александр
Сидят: дочь Наталья,
Альбина Николаевна, Рудольф Иванович

Семья как новый дом. Постараешься — будут стены ровными, прочными, крыша надежной, а всем дорогим тебе людям будет тепло у домашнего очага. Хуже, когда в семье каждый сам по себе, ни согласия в делах, ни мечты, ни планов, тогда от небольшой житейской бури все разваливается. Но у нас другой случай.

Ровно 50 лет назад начали строить свое семейное счастье Рудольф Иванович и Альбина Николаевна Горюкины. В начале ноября они отметили «золотую» свадьбу и, оглядываясь в прошлое, вспоминают чаще всего хорошее. Ни годы, ни расстояния, ни трудности не остудили их чувств.

Похожие и разные

В их судьбах много схожего. Оба работали на прядильно-ткацкой фабрике, повидали северные края страны. Обоих отличает одинаково ответственное отношение ко всему, что делают: к работе, к семье, доброжелательность к людям. А разница в характерах, как бывает, не мешала, наоборот, заставляла искать пути к взаимопониманию.

Они познакомились на вечеринке у друзей. Заприметив фигуристую красивую девушку, Рудольф пригласил ее погулять. Они бродили по зимнему городу, разговаривали обо всем и, случалось, спорили, у каждого был свой взгляд на вещи. Но уже тогда проявилось, быть может, одно из главных условий успешного союза — умение слышать друг друга.

Как многие влюбленные, они не сразу поняли, насколько интересно и хорошо им вместе. Встречались больше двух лет, обычно в летние или зимние каникулы после сессий. Оба учились. Альбина Николаевна в 18 лет пришла в ткацкое производство фабрики, потом поступила во Владимирский библиотечный техникум. Рудольф Иванович был студентом Горьковского инженерно-строительного института.

Впервые сердце «екнуло», когда Альбина получила направление на работу в Архангельскую область: как расставаться? А что поделаешь, поехала, завязалась переписка. Эти письма и сейчас одно из самых дорогих, светлых воспоминаний для обоих. Однажды Рудольф Иванович решил, что хватит, и поступил, как и подобает мужчине: поехал забирать любимую домой, а вскоре сделал предложение. Свадьбу справили в Горьком, прямо в студенческом общежитии. В Юже они поселились в маленькой комнатке с печкой в доме у родственницы, а Рудольф поехал доучиваться. Ездил домой каждое воскресенье через Балахну по узкоколейке, благо, плата за проезд была сравнительно недорогой — 1 рубль.

Заработано

своим трудом

И речь в данном случае не только о материальном  благополучии семьи, но и о том, что принято называть семейными ценностями. В отличие от некоторых нынешних молодых пар, не знающих с чего начинать и как налаживать семейную жизнь, Горюкины восприняли перемены в своей судьбе как шаг серьезный, ответственный. Простая истина далась им почти без усилий: жить вместе — это значит строить общие планы, во всем помогать друг другу для достижения целей в интересах семьи. Отныне было не два «я», а — «мы».

Помочь тогда молодой семье встать на ноги было некому и нечем. За помощью, хотя и надеялись, обращаться не смели. Принято было: раз создали семью, справляться с трудностями самостоятельно. Выдержали Горюкины испытания на прочность супружеских отношений и на этот раз.

Все бытовые вопросы Альбина Николаевна решала умело — спасибо родителям, ко всему приучили, все же выросла в многодетной семье. А рядом толковый советчик, надежная опора — Рудольф. Его понимание, что супруга человек «романтичный, тонкий», способность сказать своей хлопотунье по выходным дням «отдохни, я сам» — дорогого стоят.

Между тем, Рудольф Иванович человеком в то время был достаточно занятым, и его трудовая биография вполне соответствовала красивому мужественному имени.

Качаловские времена

В 1955-м Рудольф Иванович, срезавшись на экзаменах в институт, решил не тратить время зря: поступил учиться на экскаваторщика в Костромское техническое училище. Через год по комсомольской путевке поехал в г. Сыктывкар, где работал, одновременно осваивая еще и профессию крановщика. Отслужил в армии, на подводном флоте, благо, здоровье позволяло. Когда в 1961 году вернулся домой, Южа вовсю строилась, большие были планы у директора Южской  прядильно-ткацкой фабрики С.А. Качалова. При нем, в самые «новостроечные» годы Рудольф Иванович начинал мастером строительного отдела, а потом и возглавил его, был начальником передвижной механизированной колонны (ПМК). Те годы запомнились Р.И. Горюкину именно характером директора, как и он сам, человека флотской закалки, в каком-то смысле «железным»: «Настоящий хозяин был». Не всем его требовательность была по душе, но большинство уважали, понимая, что все ради дела.

Результаты были впечатляющими: строились и один за другим сдавались в эксплуатацию детские сады, пионерский лагерь, турбазы «Пристань» и «Нагорное», жилые дома. При Р.И. Горюкине закладывался фундамент дома №1 по Школьному проезду, строилась «сотка» на Глушицком проезде, панельные дома по улице Серова. А самым первым был дом на Арсеньевке, который возводился, когда рядом еще шумел лес.

Не описать ту радость, удовлетворение своей работой, при виде того, как этаж поднимается не по дням — по часам. Еще бы, легко строить, когда все материалы есть. Работал свой кирпичный завод, отливали собственного производства радиаторы отопления, бетонные плиты. А когда требовалось сдать дом к установленному сроку, для последних работ по отделке привлекали работников основного производства. Для коммуниста Р.И. Горюкина срыв сроков сдачи объекта означал невыполнение собственных обещаний, все должно было идти по плану.

О том, какую  изобретательность пришлось проявить строителям из-за отсутствия крана для подъема ферм при возведении здания спортбазы, надо расказывать отдельно. А вот санаторий-профилакторий «Дачный», где текстильщики могли в любое время года поправить свое здоровье, строился уже после его очередного возвращения на малую Родину.

В Воркуту —

так в Воркуту

Это было в 1972 году, когда Альбина Николаевна ждала третьего ребенка, и непонятно даже, как они всей семьей отважились ехать в северные края. Тем более, что за несколько лет до  этого семья молодого специалиста получила свое первое собственное жилье — благоустроенную квартиру. Просто приехал знакомый с севера, рассказал, как и что, каких специалистов не хватает, какие там условия для жизни.

Впрочем, решились не сразу. Многое пришлось обдумать хорошенько, многое учесть. «Длинный рубль» позволял обеспечить теперь уже многодетную семью, но и трудностей проживания, и работы в северных условиях никто не снимал. 17 лет, проведенные там, говорят о том, что выбор был сделан правильный. Они до сих пор поддерживают связь со своими друзьями, люди там были хорошие.

Для такого большого города как Воркута, стоящего на вечной мерзлоте, жизнь была вполне  налаженной. В домах тепло, все неполадки устранялись своевременно, поскольку, по словам Рудольфа Ивановича, дисциплина была отменной. Созданы условия для занятий спортом, предоставлялись путевки как детям, так и взрослым для отдыха и санаторного лечения в Крыму.

Прекрасный дворец культуры принимал и артистов Ленинградской оперы, был свой народный театр. Почти в каждой школе — бассейны, дома пионеров были с зимними садами. Особое внимание уделялось спорту. Вот и сын Саша, начав в 6 лет заниматься плаванием, уже в 7-м классе стал мастером спорта СССР по плаванию. Эта любовь к плаванию одержала верх при окончательном выборе профессии. После окончания Воркутинского горного техникума он продолжил учебу в Минском институте физической культуры и спорта и получил специальность тренера по плаванию.

Успешно шла вверх северная карьера Рудольфа Ивановича. Начав в должности главного инженера, он «дорос» до начальника строительного управления. «А когда дела в этом управлении выправились, — сказала Альбина Николаевна, — его направили поднимать другую развалюху». И сколько гордости за мужа слышится в этих словах.

Но свои маленькие, хотя от этого не менее ценные достижения были и у нее самой. Она пришла устраиваться лаборанткой на недавно построенный завод железобетонных изделий. Узнав, что по профессии Альбина Николаевна библиотекарь, начальник удивился и обрадовался удаче: предприятию была нужна техническая библиотека. Так что ей было поручено комплектование фонда технической литературы. Состоявшаяся проверка привела к неожиданным результатам. Начальство оказалось не только довольно ее работой,  но и решило повысить оклад.

«Трудоголик она у меня», — сказал Рудольф Иванович, и это чистая правда. Бралась за работу, если было нужно, с самым скромным окладом. Причем, нареканий на качество исполнения обязанностей не случалось, к любому труду относилась с полной отдачей, старалась осваивать новые навыки, как, например, машинопись. Библиотекарь, кадровик, телефонистка, и этот перечень еще не полон. Необходимость взаимозаменяемости работников диктовала свои условия. Как бы иначе они могли во время  отпусков хоть немного погреться на южном солнышке: северное лето коротко.

Наши мечты — в детях

Об одном долгое время жалела Альбина Николаевна: что не стала учителем, не получила высшее образование. Когда родилась первая дочка Иринка, оставить ее было не с кем. А когда стало трое, пришлось выбирать. Она не решилась забыть своих, ради того, чтобы полностью посвятить себя воспитанию чужих детей. Успокоилась только, когда младшая Наташа закончила педагогический институт, стала работать учителем. Сбылась мамина мечта.

Старшая дочь Ирина пошла по стопам отца, окончила строительно-технический вуз в Воркуте. Ищут свою дорогу в жизни внуки, их у Горюкиных четверо. Высшее образование уже получила самая старшая, она — инженер-эколог, вторая учится в медицинской академии, внук — в Минском университете, а младшая, Маша, ходит в 7 класс — подрастает новое поколение, продолжение семьи Горюкиных.

Словом, разговор с юбилярами  получился долгим и о многом. Об одном ни разу не было сказано — о любви. Но она незримо присутствовала рядом — в уважительном отношении друг к другу, в ласковом взгляде, прикосновении рукой. Не пылкая, трепетная, как в юные годы, а нежная, мудрая, полной чашей пронесенная через всю жизнь.

Л. Кузнецова