15 февраля 2013 года исполняется 25 лет со дня первого вывода советских войск из Республики Афганистан.
Ушло это время,
но след не истерся
Из памяти нашей живой,
Багровым рубцом он
в судьбу нашу вросся,
Тот огненный свет фронтовой.
Ты, время, изгладить его
не надейся.
Они, сложив головы в боях, стали нашей памятью, не проходящей болью в душе. Так же, как стали ими тысячи раненых и искалеченных войной молодых парней, чьи судьбы и в наше бурное время складываются непросто. Сегодня уже можно открыто говорить об ошибках истории, истинная цена которых хорошо известна. Чтобы не допускать подобных ошибок в будущем, мы никогда не должны забывать о прошлом.
Живут среди нас “афганцы”. Они работают, растят детей, они чувствуют себя неуютно, пользуясь льготами, предъявляя удостоверения. Они не любят надевать на модные пиджаки заслуженные боевые награды.
А по ночам им снится война. Им снятся каменистые ущелья и белое палящее солнце над острыми верхушками пирамидальных тополей. Им снятся лица друзей и врагов. И спускается, будто с небес, по склону горная пехота, и горят, горят автомобили.
За ежедневными заботами и хлопотами мы все реже вспоминаем погибших. Воевать в Афганистан наших ребят послал не какой-то определенный человек или группа людей, наделенных особой властью. Это с нашего молчаливого согласия принимаются решения в верхах. И где гарантия, что в будущем все это не повторится?
13 февраля 1989года корреспондент ТАСС передал из Кабула: “Сегодня последний советский солдат покинул афганскую столицу”.
15 февраля 1989 года в Афганистане не осталось ни одного советского воина.
Каждый момент истории находит свое отражение на страницах художественной литературы. Есть в истории нашей страны события, которые необъяснимы с точки зрения здравого смысла, неоправданны (потерей, жертвами, слишком большой ценой). Один из таких моментов нашей истории- война в Афганистане 1979-1989 гг.
Эта война во всей своей обнаженности представлена в произведении С. Алексиевич “Цинковые мальчики”. Это документальная повесть. Сама автор определила жанр своего произведения как “жанр голосов”. Повесть построена на дневниковых записях , воспоминаниях очевидцев, участников войны, их матерей, их родственников. Мы слышим голоса рядовых солдат, младших и старших офицеров, военных советников, медсестер, военврачей, служащих…
Вот как автор объясняет, почему она решила написать о закрытой теме, об Афганской войне. “Не думала, что еще буду писать о войне. Когда окончила “У войны не женское лицо”, долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червя. Мой запас боли был израсходован.И вдруг!
На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой Афганистан? А может, еще раньше? Когда на кладбище молодая мать на коленях перед свежей могилой кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери.
Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка..- и бросали в ад, в грязь. 18-летних мальчиков, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет “Хотел стать героем, а теперь не знаю, кого из меня сделали”. Прозрение придет, но не скоро и не ко всем.
О войне, которая оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной войны, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, не испугаться.
И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, двадцатилетним вдовам, 19- летним калекам-пенсионерам”. Здесь публикуются берущие за душу монологи, рассказы.
Горькой и беспощадной правде о реальных событиях и людях, которые отправились выполнять “интернациональный долг” и попали в кровавое месиво долгой и тяжелой Афганской войны, посвящены книги серии “Афган”.В этой серии вышло уже много книг, разных авторов, разного сюжета, но всех их объединяет одно- все авторы исключительно ветераны- афганцы, и не понаслышке знают об этой горькой странице нашей истории. Но романы, повести и рассказы, представленные в серии, не только исключительно правдивы, они еще и необыкновенно интересны и читаются на одном дыхании. Кроме того, обложки книг оформлены с использованием фотографий авторов. На них читатели могут узнать своих сослуживцев или увидеть знакомый пейзаж.
Олег Ермаков «Возвращение в Кандагар» (М., 2006)
Олег Ермаков – автор, нашедший свою тему во время прохождения срочной службы. И его “Афганские рассказы” (а это шесть текстов, вошедших и в данный сборник) потрясают. Это не рассказ о войне, это повествование о том, как война влияет на человека, о том, как страшно, когда сталкиваются человек и кровавая война (не случайно один из рассказов назвается “Марс и солдат”: Марс – бог кровавой войны). Потрясает здесь и то, что для прошедших эту войну, “которой не было”, лейтмотивом всей жизни становится одиночество – тотальное, всепоглащающее. Это справедливо как для вернувшихся оттуда, так и для недождавшихся возвращения здесь, в мирной жизни(поразительны по силе влияния на читателя финальные строки рассказа “Занесенный снегом дом”).
Это тексты, которые стоит читать, в особенности молодому поколению, подчас чересчур циничному по отношению к окружающим.
В первой части повести автор показывает одну сторону войны – смерть. Показывает ее такой, как она есть. Нет там литературного трагизма и романтики. Автор не жалеет невоенного читателя, и начинает с того, что герой повести – Иван Костелянец – должен сопровождать гроб с нелепо и зря погибшим солдатом, практически не подготовленным к боевым действиям. Как и многие там, Костелянец и другие сопровождающие развозят груз-200 – гробы с погибшими – на их Родину. Это многодневный, страшный рейс по всему Советскому Союзу, с высадками в Ташкенте, Баку, Тбилиси, Моздоке, Астрахани… да, тогда это был еще Союз.
Но в этой повести нет кровавых описаний боев и боевых операций, госпиталей, ранений, нет подробностей солдатских будней. Есть смерть в первой части.И жизнь – во второй.
Через 8 лет Костелянец едет в деревню, где живет его боевой товарищ Никитин со своей большой семьей. И там, во второй части, будут описания размеренной деревенской жизни, полной нужных домашних хлопот и хозяйственных дел: покос, пчелы и прочее, прочее.
Но и тогда, когда парни в Афгане воевали и гибли, когда гибель была возможна каждую минуту, вся эта жизнь не прекращалась … и деревни, и покосы, и города, и праздники, и просто нормальная мирная рутинная жизнь. Она не прекращалась и ждала их обратно…
Вот так не совмещаются две реальности. Не совмещаются и у парней в сознании.
А у автора повести они рядом: одна в первой части, другая – во второй. Четко разграниченные. Переплетающиеся, но несоединимые.
Другая книга “Знак зверя”(М.,2006)
В этой стране все воюет против тебя: солнце, горы, степи, бури, перевалы, снега, ущелья, пещеры, духи… Афган – это не преисподняя. Это ее порог. Один неверный шаг, и ты окажешься там, откуда нет возврата. И этот роковой шаг караулит тебя везде. Особенно, когда ты просто “сын” – молодой солдат, у которого много обязанностей и никаких прав. И до дембеля тебе не два года, а сотни, тысячи, миллионы лет… Рядовой Черепахин, Черепаха, Череп попал в самый легкий наряд – часовым на КПП. О таком “сыну” можно только мечтать. Но здесь и ночи воюют: как змеи, ждут момента, чтобы тебя ужалить. И уже палец сам жмет на курок, и длинная очередь пронзает кишащее смертью тело ночи… А наутро ты поймешь, что стрелял в вечность. Увидишь труп на дороге и застывшие навеки знакомые глаза. Это значит, что отныне ты навсегда останешься там. За порогом ада. И все будет повторяться вечно. Как проклятие Афгана…
Станислав Олейник «Без вести пропавшие» (М.,2008)
Группа подполковника Олега Юрченко направлена уничтожить караван моджахедов и захватить транспортируемый ими архив, в котором содержатся сведения о месте захоронения драгоценностей. Когда задание выполнено, группу вероломно истребляют по приказу начальника отдела стратегических операций Ивана Вяльцева, жаждущего завладеть сокровищами. Чудом уцелел лишь офицер Николай Волков. Ему удалось спрятать документы в горах и скрыться в Пакистане. Спустя некоторое время он объявляется во Франции. Казалось бы, жизнь Николая наладилась, но алчного Вяльцева не оставило желание отыскать беглеца и заполучить бесценный архив…
Николай Прокудин «Рядовой батальон» (М.,2006)
Помните пронзительное откровение Юлии Друниной: “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”?Книга “Рейдовый батальон” не опровергает душевный восклик поэтессы; эта книга рассказывает о войне в Афганистане страшно, о войне, которую не хочется вспоминать, о войне, похожей на кошмарный сон, на дурную примету, на чужой, неземной мир, находящийся за гранью разума, доброты и веры.
Но все это было, было – независимо от того, согласится ли наше сердце принять столь горькую и беспощадную правду… поэтому автор имеет возможность изобразить войну такой, какой ее увидел молодой пехотный лейтенант, без прикрас и ложного героизма. Главные герои книги — это те, кто жарился под палящим беспощадным солнцем и промерзал до костей на снегу; те, кто месил сапогами грязь и песок по пыльным дорогам и полз по-пластунски, сбивая в кровь руки и ноги о камни; те, кто оросил своим потом все горные вершины хребтов Гиндукуша и бескрайнюю пустыню.
Эта книга посвящается самым обыкновенным офицерам, прапорщикам, сержантам и солдатам, людям, воевавшим не по картам и схемам в тиши уютных кабинетов, а на передовой в любую погоду и в любое время дня и ночи. Многие из них погибли или стали инвалидами, кто-то умер уже после войны от ран и болезней, тяжелого наследства прошлых сражений.
Книга “Экипаж “Черного тюльпана”, Александр Соколов, Олег Буркин (М., 2008)
Авторы этой книги Александр Соколов и Олег Буркин не понаслышке знают армейскую кухню. Александр Соколов прошел Афган, из Вооруженных Сил уволился в звании подполковника, является обладателем ордена Красной звезды. Олег Буркин также отдал армии немало – целых десять лет жизни он был секретарем дивизионной многотиражки, а также работал корреспондентом газеты военного округа “Фрунзевец”.
Убитых возвращали на родину самолетами, которые получили название “Черный тюльпан”.
Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием “Чёрный тюльпан”.
Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название “Чёрный тюльпан”. С тех пор это название “приклеилось” к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.
Эта книга – правдивое, захватывающее и сильное повествование о жизни военных летчиков, героев, которые никогда не погибают, которые иногда просто не возвращаются, растворяясь в пепельном небе. Не верьте тем, кто пишет в книжках, что за минуту до гибели перед героем проносится вся его жизнь. Нет ничего, кроме безмерного удивления: “Это все со мной?” И тело за мгновение до удара превращается в твердый камень, умеющий кричать молча. Вот таким героям, летчикам “черного тюльпана” и посвящен роман.
Необстрелянный солдат на войне – загадка. Никто, даже он сам, не может предугадать, как поведет себя под пулями. А необстрелянный офицер – это загадка вдвойне. Как он проявит себя в первом бою? Хватит ли воли, храбрости и самообладания? Эти мысли не дают покоя старшему лейтенанту Андрею Ласточкину, попавшему в огненное пекло Афгана. Он не знает, что будет завтра. Пока перед ним полная неизвестность и взвод восемнадцатилетних салажат. И одна команда – «вперед»… Вот об этом книга Владимира Коротких “Черная заря”(М.,2008)
Сергей Скрипаль,Геннадий Рытченко,Сергей Скрыпник “Горная база”(М.,2007)
К началу войны в Афганистане пакистанская наркомафия стала крупнейшим региональным производителем героина, и в городе Читраль создается сеть лабораторий по производству высококачественного наркотика. Инфраструктура наркобизнеса заложена на стыке Афганистана и Пакистана, а новый маршрут ориентирован на административные центры Урала, Поволжья,Сибири и Дальнего Востока. Разведчики ГРУ разработали операцию по установлению контроля над перевалочной базой,и армейские бригады и батальоны насмерть встали на пути убийственного наркотрафика.
Все эти произведения, объединенные в одном емком слове “Афган”, читаются на одном дыхании, потому что в них нет вымысла, здесь ярко и жестоко запечатлена вся правда об Афганской войне- этой горькой страшной странице истории. Каждая строка повествования выстрадана. И мы никогда не должны забывать об этой странице нашей истории.
С годами забываются бои,
Спокойней снятся –
словно нет войны,
Становится привычной
седина.
Которую тебе дала война.
С годами возвращаешься
на круг,
Где враг условен,
где бессмертен друг,
Где, только оглянувшись
на восток,
Вдруг видишь,
как пылает небосвод.
С годами вновь
становишься собой –
Тем парнем с довоенною
судьбой,
Которому достанутся сполна
Бессонница, потеря, седина.
Им бы звезды – не на погоны,
Не на могилы, не на грудь.
Им бы звезды неба родного,
Да здоровье,
да жизнь вернуть!
Им бы услышать,
пусть и поздно,
Кто же все-таки виноват
В том, что влезли амбициозно
И остались тогда воевать?
Нет, не трусили – погибали,
Множа мужество,
славу, честь…
Прочитать эти книги вы можете в межпоселенческой центральной библиотеке. Читайте! Только читающему открывается истина!
С. Катошина, ведущий библиограф МКУК МЦБ,
О. Шаронова, зав.читальным залом МЦБ