Старенький домик в конце холуйской улицы Кавказ, построенный почти сто лет назад одним из основоположников лаковой миниатюры В.Д. Пузановым-Молёвым. Здесь Василий Дмитриевич жил и работал до самой своей смерти в 1961 году. В Холуе эту обычную с виду сельскую избу так и называют — «дом художника».
После смерти вдовы художника, Елены Владимировны, более десяти лет назад В.А. Сысуева, работавшая в то время главой района, высказала идею создания музея Пузанова-Молёва. Дом перешел в муниципальную собственность, общими усилиями энтузиастов подготовлена экспозиция, но затем, со сменой руководства района, инициатива сошла на нет. Больше из-за того, что изначально не был решен вопрос о «главном хранителе».
Сейчас инициатива нашла свое продолжение. Одним из основных инициаторов создания музея является искусствовед и краевед М.Б. Печкин, ему и было в этом году предложено районной властью заняться на постоянной основе музейной работой, сохранением и наполнением экспозиции. М.Б. Печкин взялся за реставрацию дома-музея со свойственным ему энтузиазмом. Планов много. При финансовой поддержке районной администрации в этом году предполагается сделать новую пристройку взамен обветшавшей — с обязательным санузлом, а также необходимый косметический ремонт. Уже приводится в порядок приусадебная территория.
— Хорошо бы до Тихвинской ярмарки успеть с ремонтом и устройством экспозиции, чтобы можно было уже в этом сезоне принимать посетителей, — говорит руководитель дома-музея. — Очень радует, что у властей появилась решимость возобновить работу по созданию музея, необходимого для дальнейшего развития туризма в районе. Мы должны позиционировать промысел, посещение «дома художника» обязательно будет включено в туристические маршруты по Южскому району.
Как жил и работал художник в эпоху больших перемен? Ведь за свою плодотворную жизнь коренной холуянин, сын сапожника, после обучения в холуйской иконописной школе и дальнейшей практики в иконописной палате синодального ведомства участвовал в росписи Марфо-Мариинской обители, Царскосельского Федоровского собора и других. Побывал в окопах Первой мировой войны. Были потом и масляные «коврики», но, главное, Василий Дмитриевич принимал деятельное участие в организации художественной артели в 1934 году, давшей новое направление холуйскому промыслу. У него было немало учеников. Сын Лев, погибший в 1944 году на фронте, подавал надежды как хороший миниатюрист: сохранились некоторые его наброски, этюды, пейзажи.
Основа для экспозиции дома-музея сохранена: осталась большая часть мебели, собраны воедино рабочие записи и рисунки В.Д. Пузанова-Молёва, его грамоты, переписка с друзьями-художниками (уникальны письма великого русского художника П.Д. Корина), из рабочей утвари — «ложечки» для творения красок и даже ветхая палитра, выброшенная было в свое время вдовой художника «за ненадобностью».
— Обстановку двух небольших комнат несложно воссоздать: старожилы, общавшиеся с семьей Заслуженного деятеля искусств (это звание Василий Дмитриевич получил в 1959 г.), утверждают, что меблировка была минимальной, — поясняет М.Б. Печкин. — Может, дом выглядит бедным, неустроенным в бытовом плане, но хочу отметить, что Елена Владимировна старалась создать все условия для работы супруга-художника.
Впереди у музея Пузанова-Молёва не только экскурсии для туристов. Он дает простор для исследования истории Холуйского промысла, его будущая экспозиция предлагает многочисленные темы для круглых столов, встреч, бесед в среде художников, искусствоведов, просто неравнодушных людей.
Н. Костров