(Продолжение. Начало в №№ 17, 19-20, 23, 25, 27, 34, 38, 46, 50, 61, 62, 68, 81, 83, 85, 91, 97, 5, 9, 13, 15, 19, 21).
Отличительную черту ивановцев составляет северо-вологодское, или архангельское, наречие. Оно отличается от местного (в уезде) наречия растянутостью или расстановкою слов; у ивановцев это называется “говорить с заводами”.
Такое наречие доказывает, что предки ивановцев большей частью были переселенцы из Вологодской или Архангельской губерний. О времени их же переселения нет ничего верного. Вместе с переселением своим жители принесли с собою и некоторые поверия и предания означенных северных губерний. Например, до сих пор у ивановцев ведётся предание об “обменке проклятом”. Это поверие почти также рассказывается ими, как и в Шенкурском уезде Архангельской губернии.
/Обменок, обменыш, по народным поверьям. Одно из любимых занятий бесов – похищение детей. Дьявол подменяет своими чертенятами некрещёных человеческих младенцев. Без разбору черти уносят и тех, которых в сердцах проклинают матери, и таких, которым в недобрый час скажут неладное (чёрное) слово, вроде: “Хоть бы тебя чёрт унёс”. Уносят и младенцев, оставленных до крещения без надлежащего присмотра, то есть, когда младенцам дают заснуть, не перекрестивши их, дают чихнуть и не поздравствуют ангельскую душу, не пожелают роста и здоровья. Особенно не советуют зевать в банях, где обыкновенно роженицы проводили первые дни после родов. Нечистая сила зорко сторожит и пользуется каждым случаем, когда роженица вздремнёт или останется одна. Вот почему опытные повитухи стараются не покидать матерей ни на одну минуту; в крайнем случае при выходе из бани крестят все углы. Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то мать и не заметит, как за крышей зашумит сильный ветер, спустится нечистая сила и обменяет ребёнка, положив под бок роженицы своего лешачонка или обменыша/. Конечно это чистой воды язычество, но есть в нём и глубокий жизненный смысл, что детей не следует ни при каких обстоятельствах проклинать, крыть матом, обзывать непотребными словами. И, конечно, после рождения нужно принести ребёнка в храм Божий и покрестить, а после каждый месяц причащать Святых Тайн. Чем чаще, тем лучше.
Но вернёмся к повествованию В. Борисова: “…Церквей в Иванове шесть. Особенно замечательна Покровская церковь. Древле здесь существовал Покровский мужской монастырь. Время основания сего монастыря неизвестно. Впрочем, как видно из челобитной чернеца Варлаама, он уже существовал в 1653 году и уже тогда был довольно значителен.
В челобитье, писанном на столбце, после Царского титула читаем так: “7161 года бьёт челом и являет твой Государев нищий богомолец, вотчины боярина князя Якова Кунденетовича Черкасского, Суздальского уезда, села Иванова, Покровского монастыря чернец Варлаам”. Настоятельство в монастыре было игуменское. Игумен зависел от Юрьев-Польского Архангельского монастыря.
В царствование императрицы Анны Иоановны Покровский монастырь на ружном иждивении князя Алексея Михайловича Черкасского. В пользу монастыря выдавались из вотчинного правления 20 руб. деньгами и 50 четвертей хлеба.
В 1754 году монастырь, вероятно, по прекращении ружного содержания, упразднён. Монашествующие переведены в Суздальский Спасо-Кукоцкий монастырь, а церковь превращена в приходскую.В приходе к оной церкви было причислено половинное число крестьян (около 250 дворов) от церкви Воздвиженской.
Столетние сосны, доселе осеняющие ограду Покровской церкви, служат как будто памятником некогда существовавшей здесь обители иноков.
Из приходских церквей почиталась и ныне почитается главною Крестовоздвиженская церковь. Она заложена была вновь каменною в 1781 году 27 мая и стоила вчерне 2800 руб серебром. Клал её мастер из Больших Солей Воротилов. Из священников оной церкви в старину выбирались поповские старосты (в Дорковскую десятину), соответствовавшие нынешним благочинным.
В Крестовоздвиженской церкви достойна замечания древняя икона Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Она отличается красками и пошибом (стилем) , письма, богато украшена серебряною ризою, и старообрядцами ценится весьма дорого.
Более прочих внимания заслуживает деревянная кладбищенская церковь, о которой упомянуто сначала, во имя Иоанна Предтечи. Судя по нынешнему ея виду и необыкновенной прочности старинного леса, с вероятностью можно заключить, что эта церковь была построена, если не раньше, то не позже 16 столетия, тем более, что крыша на ней не круглая, и не епанечная, а шатровая (в два ската). А такого вида крыши в 1711 году уже были воспрещены. Архитектура этой церкви чисто русская. Если отнять от нея алтарь и паперть, то выйдет настоящая старинная крестьянская изба. Это-то и более доказывает неоспоримую ее древность. Наши предки не умели хитрить, что было у них перед глазами, оному они подражали. На кладбище перенесена сия церковь около 1771 года, т.е. в то время, когда было хоронить в селениях мёртвые тела.
В 1705 году по указу Петра Алексеевича учреждена была в Иванове таможенная изба. Для сборов в казну, на новозаведённых там торжках недельных (слова указа) “питейных, конских, рыбных и других пошлин. Для этого из Шуи сюда присылались выбранные обществом таможенные головы и целовальники (присяжные).
В 1741 году село Иваново от владельца его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое его дочери, княжне Варваре Алексеевне, выданной за генерал-аншефа, действительного камергера, графа Петра Борисовича Шереметева.
В старину жители Иванова славились своими холстами, сукнами, а также шерстобитством и плотничеством.
Начало ситцевой и миткалевой фабрикации в селе Иванове распространено с 1751 года, крестьянами Грачёвым, Бутримовым, Соковым и Галериным. Это искусство они почерпнули у одного иностранца в городе Шлиссельбурге. Отсюда перенесли его в своё село. Сперва завели они у себя ткацкие станы и набивные. Миткаль первоначально вырабатывали они из бухарской бумажной пряжи, а краски или составы для набивки ситцев делали масляные, и притом, сначала набивали их на холстах, а потом уже на миткалях. С 1776 года фабрики послужили основанием всей нынешней ситцевой Ивановской фабрикации. С 1803 года стали вырабатывать миткали уже из английской бумажной пряжи. Ныне же вырабатывают их по большей части из пряжи русских мануфактур. Подобная бумаго-прядильная фабрика находится в Иванове у потомка Галерина, почётного гражданина Н.М. Галерина.
В настоящее время в Иванове считается до 350 домов каменных, кладовых и фабрик; деревянных до 1300 домов. Жителей обоего пола до 6000 душ. Из них до 60 домов купеческих. Здесь проживают до 60 человек иностранцев, как то англичан, французов и немцев.
Село Иваново состоит из четырёх частей, собственно Иваново и слобод: Воробьёвской, Дмитровской и Вознесенской. В сих-то слободах и имеют жительство богатые капиталисты. Вознесенская слобода недавно получила своё бытие, но весьма быстро улучшается. Со временем она, кажется, перещеголяет и само Иваново. Богатое купечество предположило открыть здесь ратушу.
Село Иваново-единственное огромное село; оно занимает пространство вокруг до 12 вёрст. Жители вообще занимаются производством набивки бумажных тканей, коих вырабатывается в год не менее, как на 8 с половиною миллионов рублей серебром. В селе Иванове со слободами коренных постоянных жителей считается более 8000 душ; число же фабричных, чернорабочих и разного звания людей, круглым числом можно положить до 20000 обоего пола душ. И так вся масса народа заключает в себе около 200 осьми тысяч душ. Такая масса разнородного народа по справедливости требует попечительного правительства особого внимания.
В Иванове находятся: аптека, почтовая контора, два приходских училища, из них одно содержится на счёт почётного гражданина Якова Гарелина; при сём же училище недавно заведена, компанией проживающих здесь купцов, библиотека для чтения. Здесь же место пребывания станового пристава”.
Кстати, полторы тысячи книг для первой публичной библиотеки, открытой в 1865 году, пожертвовал также Яков Гарелин, эти книги стали основой фонда библиотеки. После его смерти к библиотеке перешли и его личное книжное собрание, и дом на Покровской улице. Это была самая богатая библиотека в городе, в 1900 году в ней насчитывалось около 10 тысяч томов, в том числе книги на русском и иностранных языках, по истории, богословию, искусству, технике, художественная литература.
Ивановские фабриканты, стремясь к умножению своего капитала, развивая технические возможности своих предприятий, вместе с тем проявляли заботу и о людях, работающих на их предприятиях, их здоровье, если хотите, культурном досуге и духовном состоянии. Они строили библиотеки, училища, открывали больницы.
Первая больница появилась в Вознесенском посаде в 1861 г. Средства на неё собрали местные предприниматели- Гарелин, Зубковы, Кокушкины и другие. Лечебница разместилась в просторном двухэтажном корпусе. Напротив построили сохранившееся до сих пор здание “заразного” корпуса. На его фронтоне кирпичом выложена дата “1894”- время постройки.
Ныне город Иваново- крупный промышленный город, областной центр с населением 403000 человек. Город поделён на четыре района – Ленинский, Октябрьский, Советский и Фрунзенский. Протяжённость всех городских улиц, проездов и набережных, вместе взятых, – около 700 километров.
Как видим, районы города носят названия, связанные с революционным прошлым города.
И немудрено, во время Первой русской революции 1905 года, в городе был образован первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Поэтому в советский период был поднят вопрос о переименовании города Иваново в Первосоветск, к счастью, этого не произошло, ныне же активно прорабатывается вопрос о возвращении городу его настоящего, прежнего имени – Иваново-Вознесенска.
Четвёртый район, Фрунзенский, назван в честь М.В. Фрунзе – первого председателя Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома и губсовнархоза.
В недавние годы основными промышленными предприятиями города Иваново были текстильные фабрики и комбинаты.
Но с начала 21 века число текстильных предприятий заметно сократилось, а значит, сократилось и количество рабочих мест. Ныне в городе существует большое количество швейных предприятий.
Начиная с 50-х годов 20 века, в городе стали активно создаваться машиностроительные предприятия (КРАНЭКС, ИЗТС, Автокран, Ивэнергомаш). В настоящее время развиваются предприятия пищевой промышленности. В Иванове также существует небольшое количество химических предприятий.
Иваново можно также с полным правом назвать и студенческим городом, мне известно немало людей, живущих ныне в подмосковном городе Ликино-Дулёво, в котором я проживаю, окончивших ивановские вузы — медицинский, энергетический, текстильный.
В. КОПРОВ
(Продолжение следует)