Дорога к дому. Москва — Южа

(Продолжение. Начало в №№ 17, 19-20, 23, 25, 27, 34, 38, 46, 50, 61, 62, 68, 81, 83, 85, 91, 97, 5, 9, 13, 15, 19, 21, 23,  25, 28, 31).

Но в те времена, когда в селе Иванове началось развитие мануфатурных производств, возникло набоечное производство, всё изменилось и далеко не в лучшую сторону. По берегам Уводи стали появляться так называемые заварки, а на самой реке — мытилки. Ткань после окраски заваривали, а затем прополаскивали в речной воде. Таких мытилок в черте села были десятки. Резко к худшему изменилась судьба реки в конце 18-го-начале 19-го веков, когда в Иванове начался быстрый рост текстильной промышленности. Известковая вода Уводи оказалась подходящей для красильного производства. Потому-то вдоль её топких, заросших ивняком берегов один за другим стали появляться фабричные корпуса. В том, что фабрики брали из Уводи для технологических целей большое количество воды, ничего дурного не было. Куда страшнее было то, что Уводь постепенно превратилась в сточную канаву для промышленных отходов и всякого рода нечистот. Никому из фабрикантов и в голову не приходило позаботиться о чистоте реки, никто и копейки не хотел вложить в устройство канализации. Не только пить воду, но и купаться в Уводи стало невозможно.

Как на Уводи вонючей

Стоит город премогучий

Иваново-Вознесенск,

Иваново-Вознесенск…

Эта незамысловатая частушка тех далёких времён как нельзя лучше характеризует состояние реки Уводи.

Порошло много лет, намного ли улучшилось экологическое состояние Уводи?

Проведённые кандидатом химических наук В.И. Гриневичем исследования воды реки Уводь в районе Сухо-Дерябихи показали, что здесь превышение содержания хрома против всех допустимых пределов в 8-12 раз, меди – в 3 раза, цинка и свинца – в 6 раз, кадмия – в 4 раза, ртути – в 16 раз! В данных отложениях обнаружено превышение по марганцу в 100 раз! В многострадальную Уводь сбрасывают свои тлетворные сточные воды буквально все предприятия областного центра, начиная от химзавода им. Батурина и кончая маргариновым заводом и ТЭЦ-2.

Перед тем как закончить повествование о Кохме, хотел бы добавить, что с Кохмой связана судьба одного из интереснейших актёров советского-российского кино Владимира Михайловича Гусева, зрители должны его помнить по таким фильмам как “Гусарская баллада”, “Испытание верности”, “Девушка с гитарой”,”Исправленному верить”, “Ошибка резидента” и многих других, но особенно удалась В.М. Гусеву роль в фильме “Человек родился”. В.М. Гусев родился 23 февраля 1933 года в Кохме, скончался 12 февраля 2012 года.

Мы покидаем Кохму, и наш автобус въезжает в её пригород – деревню Богданиху.

В Богданиховской сельской школе большое внимние уделяют истории родного края, этому способствует учитель истории Зоя Ксенофонтовна Чурганова. Краеведы Богданихской средней школы провели поисково-исследовательскую работу, собрали материал об истории основания и развития деревни Богданиха, прослеживали взаимосвязь истории местного края с историей страны. Материал собирали по крупицам, в течение года.

В краеведческом материале, собранном краеведами школы, говорится:

“Много ли можно узнать всего лишь об одной деревне? Оказывается, немало. Сама деревня не очень древняя. Ей всего лишь лет триста. Она стоит на левом возвышенном берегу реки Уводи. Раньше здесь был непроходимый лес. Название своё получила от фамилии первого поселенца-помещика Богданова.  Он поставил с сыновьями 4 дома… и зажила деревня Богданиха. Вот уже и 10 дворов в деревне, из них 3 двора помещичьи, а остальные крепостных крестьян. Первые упоминания о Богданихе появились в 17 веке.

У Богданова был большой сад из разных фруктовых деревьев, но больше всего у него было яблонь. В 50-е годы 19 века поселился в деревне мелкий фабрикант Родионов с 12 сыновьями. Дома поставили на краю деревни, поближе к реке (теперь это середина деревни). Они основали здесь ситцепечатную фабрику с раздачей ручной ткани – миткаля. На реке Уводь стояла мытилка-отбельня. Жители Богданихи в весенне-летний период занимались сельским хозяйством, а в зимнее время – пряли и ткали на дому холсты, и на мытилке отбеливали товар.

Каждая семья имела своё хозяйство. Держали скот: одну или две коровы, овец, коз, свиней, домашних птиц. Сейчас в деревне Богданиха никого из потомков Родионовых не осталось – все они переехали в Санкт-Петербург. Свой дом они продали своим однофамильцам Родионовым, однако этот дом не сохранился, сгорел. У Родионовых была каменная лавка, которую купил зажиточный односельчанин Палкин Василий Апполинарьевич. В ней он продавал бакалейные товары, а потом использовал её под амбар. Позже в этом здании хранили колхозный инвентарь.

Долгожитель деревни Богданихи Хворова Анна Афанасьевна рассказала краеведам, что в деревне прежде было 2 часовни. Одна, деревянная, в конце деревни, на горке. Об этой часовне Анна Афанасьевна знает по рассказам своей бабушки. А о другой, каменной, с зелёным куполом, с цветными стёклами в двух окошках, расписанными ликами святых ангелов, Анна Афанасьевна помнит сама. Часовню построил в память о своей матери богатый житель деревни, служащий фабрикантов Ясюнинских, женатый на одной из представительниц этого рода, Сергей Осипович Костин.

Анна Афанасьевна рассказала, что часовня находилась между домами №23 и 25 (настоящее время). Она была расчитана примерно на 50 человек. Приезжали в деревню 2 молодых священника из Кохмы, проводили богослужение в субботу и воскресенье, по праздникам, ходили по домам, читали проповеди, приглашали на богослужение. Все жители деревни: молодые, пожилые люди посещали богослужения. При входе в часовню было невысокое красивое крылечко. В самой часовне было много икон, 2 красивых резных подсвечника, 2 лампадки. Позже их растащили местные же жители.

Ещё Анна Афанасьевна со слов своей бабушки рассказала, что лет 100 назад, через овраг от деревни в полукилометре от Кохмы была барская усадьба. Широкая берёзовая аллея вела к старинному дому со службами. Тенистый сад с заросшим прудом спускался к реке Уводи. В доме доживала свой век последняя владелица усадьбы Мария Петровна Новосильцева. С красивой, на старинный манер, причёской, в платье старинного фасона, она часами сидела в глубоком кресле у окна, – словно символ умирающего прошлого, задумчиво погружённая в свои воспоминания о далёких, когда-то светлых для неё временах. Она была доброй помещицей. Каждый год раздавала мужикам ткань на рубашки. Мария Петровна называла себя прежней фрейлиной жены Николая Первого, важно и очень радушно принимала своих гостей:фабрикантов и их гостей, своих крестников. Но уже в то время в окрестностях Кохмы власть помещиков уступала власти промышленного капитала. Рушился весь прежний уклад, помещикам стало жить хуже. Сама М.П. Новосильцева в делах разбиралась плохо, и её писарь Владимир Наумов при её жизни потихоньку всё её поместье переписал на себя.

В 1884 году Новосильцева умерла, дом заколотили. В 1905 году революционно настроенные крестьяне вырубили берёзовую аллею, сожгли дом. Сад покрылся бурьяном,  и скоро от усадьбы не осталось и следа. Владения перешли к Наумову. Так возникла наумовская слобода (теперь посёлок Красноармейский). Наумов стал помещиком. Крестьяне арендовали у него землю, платили ему по 25 рублей. Потом крестьяне подрядили землемера, при его содействии смогли получить землю. Посеяли на этой земле клевер и тимофеевку. Когда пришла пора сенокоса, все крестьяне вышли на покос и собранный клевер разделили между собой. Но вдруг из леса появились казаки и стали разгонять крестьян. Но те не разошлись, с тех пор земля осталась за ними…

В советские времена деревня Богданиха была отмечена в числе 150 лучших во Всесоюзном смотре-конкурсе, посвящённом 50-летию Великого Октября и 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, за лучшую застройку и благоустройство колхозных и совхозных посёлков. В Богданиху стали перебираться жители дальних деревень: Волжанки, Гоголево, в 50-е годы переселенцы из Горьковской области, в 60- е годы жители города Иваново…

Старая Шуйская дорога была выложена булыжником, поэтому по ней было очень плохо ездить на лошадях. После образования совхоза “Ивановский” дорогу заасфальтировали. Очень много было сделано для улучшения условий жизни жителей…

Сегодня деревня Богданиха-это центр административной и культурной жизни, часть Ивановского района, которую и деревней трудно назвать. В Богданихе есть всё, что необходимо человеку для нормальной жизни.

В. КОПРОВ

(Продолжение следует)