В Старой Юже, около церкви, нет и признаков ни кладбища, ни захоронений. О состоянии «перенесенного» в 1795 году кладбища говорить – «язык не поворачивается».
В давние годы наши предки, оценивая самого презренного человека после смерти, предлагали втыкать или втыкали в его могилу на удобренное место кол осиновый. Так и напрашивается сказать, что такой кол, глубоко забитый и обильно сдобренный нехорошими людьми в оное время, продолжает стоять на «перенесенном» кладбище до сего времени.
И вот ухоженные и четко обозначенные захоронения немецких военнопленных рядом с заполненным кладбищем Южи. Католический крест издалека привлекает внимание к себе.
Одурманенные мечтой о «светлом будущем – коммунизме» потомки, поощряемые местной советской властью, растащили на фундаменты строений даже надгробия с наших древних кладбищ, тем самым как бы сказав: «На этой земле до нас ни кто, никогда не жил». Т.е. никогда не жили наши предки! А вот фашисты на нашей земле, хотя, как сейчас считают, и обманутые пропагандой, оставили свой след, но как жертвы второй мировой войны.
Ходит молва, что могилы эти посещаются официальными представителями государств, побежденных нами в ВОВ, посещаются сыновьями и внуками, чьи предки похоронены в этих могилах. Это вызывает у местных жителей не положительные эмоции, а отторжение навязываемых обычаев. И причина не только в еще не угасшей памяти о тяжелых и трагических летах ВОВ, в противостоянии фашизму, в защите от него Родины Матери. Как говорят – раны рубцуются со временем (если их не посыпают солью). По человечески наши люди понимают горечь утрат и в семьях бывших недругов, а пример посещения ими могил предков (родственников) на чужбине – трогательный и показательный нам – беспамятным. Однако невозможно заставить народ понять, что в стране победителей, при ухоженных кладбищах бывших врагов, кладбища наших предков должны подвергаться вандализму, превращаться в свалку. Кто заинтересован в том, что осиновый кол, забитый в захоронения предков еще во времена советской власти, был обновлен и при, так называемом, современном «демократическом капитализме»? Почему мы к ним относимся без должного уважения, если не хуже?
И еще – попутно. Почему мы до сих пор не знаем, где находятся могилы (хотя сведения об этом хранятся) наших родных и близких – погибших от сталинских репрессий (жертв ее)? Они также ждут от нас хотя бы цветочка или поставленной свечки.
Интересные факты.
Прецессия – движение оси вращения Земли по круговому конусу 25765 лет (колеблется).
Поднимая вопрос о состоянии захоронений предков, следует помнить, что происходит это через 23 года после распада СССР.
Через 23 года после октябрьского переворота, спровоцировавшего гражданскую войну, началась ВОВ. В гражданскую войну Англия, Франция, США, Японии и Германия предполагали разделить Россию между собой по частям.
Не возможно пройти мимо событий, произошедших в Холуе на кладбище у Троицкой церкви.
В августе 2013 года я, по семейной традиции посетил могилу брата Леонида, пробиваясь к ней через заросли крапивы. Кладбище было в состоянии, описанном мной выше. По традиции, если церковь была открыта, я заходил в нее. В этом случае в ней заканчивалась служба – оказывается, по случаю дня Преображения и после общения со священником, был приглашен им в гости, где был, вероятно, и причт церкви. И это неважно. А важно то, что после общей беседы, в которой была затронута и проблема захоронений на древних кладбищах, при повторном посещении кладбища – в ноябре того же года, я был поражен переменами, произошедшими на кладбище. Усилиями инициативной группы, из добровольных участников, кладбище было очищено от захламлений и приведено в порядок. В порядок, на что были возможности инициативной группы. Оказывается, для выполнения благородного дела – деньги не главное!
На кладбище сейчас появилась возможность, при желании, восстановит могилы родных и близких – каждому своих предков.
Процесс такой присутствует сейчас и на1000-летнем кладбище Дъякова городища.
Село Мордовское, где на историческом месте, на Стекле, построены коттеджи и живут здоровые мужики, расположено рядом с Холуем. В каком состоянии там древнее кладбище? А сколько таких поселений вокруг!
Люди, вспомните Родину Мать, предков, хотя бы приличным состоянием их захоронений и, по возможности, восстановлением их могил.
В Старой Юже древние кладбища в прежнем состоянии.
О чем говорит федеральный закон. Защищает ли он древнее прошлое, исторические и культурные ценности нашей округи.
В Российской Федерации имеется «Федеральный закон» «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Принят Г.Д. 24.05. 2002 года и одобрен С.Ф. 1405 2002 года, который имеет 9 редакций. Последняя – (по моим сведениям) – 08.11. 20007 №258-Ф3.
«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории культуры, а также на реализацию прав народов и их этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно- национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры…».
«…К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)… относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними… и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории,… градостроительства,… социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (древние захоронения).
Объекты культурного наследия… подразделяются на следующие виды:
Памятники – …, …отдельные захоронения (в нашем случае – вековые захоронения предков – кладбищи);…; частично или полностью скрытые в земле (Холуй – соляные промыслы) или под водой (Старая Южа) следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение (возможно, где-либо сохранившиеся, в частности, бывших музеев краеведения), (далее – объекты археологического наследия);
ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях…, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений (Старая Южа, Холуй, древние сельские поселения – исчезающие и исчезнувшие деревни, сохранявшие последние следы проживания крестьян в общине), которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям (а где же аграрная Россия);… произведения ландшафтной архитектуры…, некрополи (т.е. все то, что целенаправленно разрушалось и уничтожалось в годы советской власти);
достопримечательные места – творения, созданные человеком, …. В том числе места бытования народных художественных промыслов (Холуй); центры исторических поселений (Старая Южа, Холуй); памятные места,…и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов (Балахонская дорога, Холуй, Старая Южа…), историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей (как «личность», захороненная в своеобразной братской могиле – это предки, нас породившие, воспитавшие, защищавшие и оставившие наследство, вселяющее надежду на существование в будущем); места совершения религиозных обрядов (обращаясь к древним захоронениям – со времен язычества).
Наша беда и ее преодоление.
В советское время из народа настойчиво выжигалась память о прошлом России, заставляя его думать, что настоящая история начинается с октября 1917 года. Из нее выбрасывались целые пласты истории, не угодные кремлевским идеологам.
В результате исторической кастрации, которая продолжалась почти весь XX век, у нескольких поколений россиян сложилось не только превратное представление об истории собственной страны, но были девальвированы и ценности семейной истории. Фактически исчезло понятие преемственности поколений, в которую входили и такие понятия, как Малая Родина, родословная, «могилы предков». История семьи при смене поколений всякий раз как бы писалась заново, лишив семьи вековых традиций, превратив их в нечто загадочное. Загадка же таится в том, что традиции русской семьи, переходя из поколения в поколение, в каждой новой семье добавляли лишь новые традиции. Традиционными были, например, семейные праздники, обусловленные компактным проживанием крепостных крестьян.
К сожалению, традиции советского беспамятства или фальшивой памяти исчезают очень медленно. И в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что значительная часть населения не знает реальную историю России. Не знает историю своего рода, ограничиваясь, в лучшем случае, именами своих прадедов и прабабушек. Не знает, откуда родом и где захоронены их предки.
Но незнание – это еще не беда. Беда, когда в погоне за «сию минутными» выгодами и удовольствиями – знать не хотят!! Беда, когда на фоне заброшенных, загаженных захоронений наших предков, разбросанных по всей России, а иногда и братских могил воинов, обихаживаются и почитаются могилы наших в прошлом ее врагов – завоевателей. Видимо, в Россию пришли еще две беды: время, которого не хватает на добрые дела, и… деньги, замутившие сознание соотечественникам.
СМИ эпизодически информируют нас о вандалах наших душ и преступных безобразиях, совершаемых при попустительстве властей, на наших реликвиях и нашей памяти времен ВОВ.
Как пример – статья «Имейте гордость, а не подлость! Как незаметно стирается память о подвиге наших отцов и дедов и начинается восхваление бывших врагов». АиФ № 37, 2013 (стр.14, 15). Статья мною была представлена для ознакомления участникам «Юбилейных Пожарских чтений» 2013 года. Даже только примеры в этой газете приводят в шок. Подробно все не опишешь.
«В Россоши (Воронежская обл.), где существует официальное кладбище итальянских фашистов, современные итальянцы в 1993 году построили детский сад… в точности там, где 70 лет назад располагался штаб «черных перьев» – альпийских стрелков – элитное подразделение итальянской армии». Рядом, в детском сквере, установили «камень». «А в сентябре 2003 г. невзрачный обелиск заменили на сверкающий металлом монумент. На открытие приехала огромная делегация Национальной ассоциации альпийских стрелков и прошлась маршем по городу.
Тогдашний глава района Владимир Гринев белом костюме стоял навытяжку рядом с итальянскими генералами, а ветераны и пожилые россошанцы, видевшие эти перья в 1942 г., не могли сдержать слез отчаяния и стыда. …Некоторые (фашисты) прямо с трибуны славили 60-летие «великой победы» – так они называют прорыв из советского окружения под селом Николаевка 27 января 1942 г.».
Не могли радоваться этому «шабашу» наши пожилые соотечественники, помнившие зверства, совершавшиеся на их глазах фашистами.
Активисты и местные бизнесмены пытались построить рядом «Фонтан Победы». «Но местная администрация поставила на проекте крест. В марте этого года представители альпийцев сообщили, что не прочь отметить в конце сентября 70-летний юбилей «героического» отступления.
У горожан шок».
В Смоленской области, в Духовщине, открылось второе – одно из самых больших кладбищ вермахта в России – на 70 тысяч человек (сейчас там захоронено 30 тысяч).
«Захоронение в Духовщине обусторено на средства Германского народного союза по уходу за военными могилами – благотворительной организации, которая занимается благоустройством немецких военных кладбищ более чем в 100 странах мира. На церемонию освящения приезжал министр обороны Германии Томас де Мезьер. …Они (фашисты) из Смоленской области 650 тыс. только живых угнали, а сколько убили… И вот теперь они речи с трибун произносят….
Люди не знают никаких дипломатических тонкостей, они не понимают, почему должны смириться с тем, что изменило жизнь их семей, убило отцов, матерей. Да и почему они должны это понимать?».
К этому можно добавить, что администрация Смоленской области, зная о захоронении 2-тысячного воинства России 1812 года, до сих пор не удостоило знаков памяти и почитания их братскую могилу. Это военнопленные, погибшие от болезней и мороза в не утепленных «загонах», которых конвоировали поляки, – их не расстреливали, сберегая боеприпасы.
В Мурманской области на глазах ветеранов, пришедших почтить память погибших в ВОВ к мемориалу «Защитникам Советского Заполярья» погасили вечный огонь, мотивируя неоплатой за расход газа.
В этой статье с эпиграфом: «В России якобы все намечалось с … дружбы. В Смоленской области – со стремления помириться, в Мурманске – случайность. Не верьте. Это ли не прикрытый фашизм?..» – приведено лишь более 10! примеров безобразия, которые, к сожалению, не перестают сыпаться на нас.
После ВОВ Германия быстро восстановилась благодаря помощи США. Кто же сейчас способствует богатой Германии выделять значительные средства на эту «благотворительность»? Да наши же «соотечественники», вывозящие наворованный в России капитал за границу.
Говоря об исторической кастрации XX века, уместно спросить, кто же сейчас обрезает ум у наших «героев» – невозвращенцев, у которых уже отсутствует понятие – родословная, могилы предков, Отечество, Родина Мать, Россия, и вновь ведет историческую кастрацию?
О том, «Куда идет Россия? и «Что делать?» пытается дать ответ на вопросы Наталия Нарочницкая, общественный деятель, доктор исторических наук: «Разрешить их до сих пор не удалось. Отсюда бесконечные лозунги и разговоры о национальной идее. Мы сами знаем, куда идем, потому что в течение последних 20 лет занимались пляской на костях своего прошлого. А великую нацию отличает умение переворачивать страницы прошлого, не глумясь над жизнью отцов. В этом и состоит достоинство нации – сохранять панорамный взгляд на свою историю, не выкидывая из нее трагических страниц. Как писал Карамзин, всё это нами же сотворено, а значит – наше. И если мы научимся достойно смотреть назад, возникнет понимание того, куда же мы идем.
Скажу банально: не стесняйтесь любить свое Отечество. Так же, как вы любите свою мать, не смотря на ее недостатки и на то, что она порой пошлепает вас». АиФ № 1-2, 2014 г. (стр. 12).
Далеко ли мы, южане, ушли от, так назывемых, «героев», описанных в АиФ. Ведь, если едучи «по надобности» на ухоженные кладбища военнопленных на Талицы или в вотчину Д.М. Пожарского в Мугреево, на Святое озеро (в ту сторону и обратно), не замечаем заброшенных, затоптанных, за… древних кладбищ наших предков ни там, ни тем более Старой Южы, практически касаясь их. Произнося громкие речи в честь Победы и победителей в ВОВ, не вспоминаем их родителей. Решая проблемы градостроительные, разрешаем прокладывать по древним захоронениям газопроводы, транспортные дороги и пр. и пр. А может быть, из-за отсутствия сведений по имеющимся древним кладбищам, на них уже и дома построены, и землю пашут?
Возможно, эта информация послужит дополнительным стимулом к необходимости знания и хранения истории страны, Малой Родины, к уважению и почитанию предков, к поклонению их захоронениям.
И поэтому необходимо возрождение внимания к захоронениям наших предков – русских мужиков, мужиков, которые создали наше Отечество и все его богатства, защищали Родину Мать. Необходимо признание мужиков как основы в становлении и развитии России. Признание и утверждение многовекового проживания на наших землях в прошлом и нашего проживания – в будущем. Останки их покоятся на древних кладбищах. Был Мужик – было государство, было государство – был Мужик. Эта формула, как ни какая другая, актуальна сегодня. «Триада», задуманная князем Владимиром (народ, самодержавие, Православие – сегодня видоизмененная временем), оберегает нас и не должна быть разрушена.
В таком аспекте Мужик должен видеться, должен быть оценен нами как «выдающаяся историческая личность». Отстаивая более чем тысячелетнее существование России в прошлом и право ее на существование в будущем, Мужик передал это право нам.
Обращение к древним захоронениям затрагивает наше отношение к соотечественникам, к Родине Матери – России, её прошлому, затрагивает сокровенные чувства человека к его родным и близким, к землякам – к предкам, нашедшим упокоение на древних кладбищах. По фактическому состоянию кладбищ оценивается цивилизованность общества. Ибо сохранение древних захоронений – кладбищ – это сохранение памяти о предках, сохранение истории Родины. Сохранение той памяти, которая дает народу и государству право на существование в будущем.
Человек своеобразен памятью. Живя сегодня, пытаясь создать свое будущее, он живет Памятью – великим благом, данным нам природой. От рождения до конца жизни, присутствует с нами Память, которую мы волей или неволей, передаем своему потомству. Поэтому приходят и уходят памятники. И никакая эпизодическая шумиха по их возведению не восполнит пропавший патриотизм без памяти о предках.
Память народная живет с нами в веках, живет она и в захоронениях, святынях наших предков – кладбищах, которые всегда для нас подсознательно, традиционно были «объектами культурного наследия» – как их могут сейчас называть.
И люди живут, помимо прочего, чтобы их помнили. Чего боятся многие? Забвения! Но человека помнят, пока живет его имя – памятники приходят и уходят.
О предках помнят, (должны помнить!!) пока существует возрожденная ими Родина, её история. Потеря памяти о них – предательство.
Память – это и история нашего прошлого. Без прошлого нет настоящего, а будущее – во мгле.
Люди, ведь все мы изначально дети отца и матери, и только потом жизнь расставит нас по иерархической лестнице. И все, разбросанные по свету, живущие, условно, в гостях у коренного населения, уважая его стремление и помогая увековечить память своих предков, должны помнить: следуя примеру, то же могут сделать и на вашей Малой Родине, которая у каждого своя. Люди, обманутые пропагандой, люди! кто заинтересован в том, чтобы в прошлом ни вы, ни ваши предки никогда не жили на наших землях?
В землях Южского района, находящихся на территории Стародубского княжества – древней вотчины князей Пожарских – Стародубских, как и во всей России, «выдающейся исторической личностью» также является – мужик.
В настоящее время, к сожалению, уже в другом государстве Российском, по состоянию древних кладбищ, можно видеть, что отношение к истории семьи, к истории для каждого своей Малой Родины, к могилам предков практически не изменилось. Почему?!
Для ученых-историков, научной интеллигенции, архивных работников России, межрегиональных форумов и краеведов, посвящающих свои изыскания истории России, Православной церкви, стоявшей у истоков Руси, одна из задач – восстановление справедливости по отношению к русскому мужику – главной основе становления и развития России, сохранившего Родину Мать – Россию, для человечества Православие.
Предки округи Южской, как и предки России с древних времен, достойны поклонения, благодарности, увековечения и охраны их захоронений. Увековечивая памятниками личностей, особенно рядом с древними захоронениями, не этично не упоминать наших мужиков – наших предков.
К этому призывает и Родина Мать!
Сердце матери.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать — старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели часто до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Все у кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм! (Аалы
Токомбаев
Это стихотворение было прочитано моей правнучкой, ученицей 4 класса – Елизаветой Алексеевной Степановой («ясным солнышком») с музыкальным сопровождением на школьном конкурсе «Гимназия зажигает звезду». Заняла призовое место.
Слушая выступление, сидели насупленные мужчины, женщины не скрывали слёз, иные всхлипывали. Народ начал просыпаться. И нам бы не опоздать – к Матери Родине.
От инициатора по «установке памятного знака».
Закончилась стадия Технического задания, Эскизного проекта, Технического проекта с их этапами поиска, ознакомления, осмысления информации. Далее согласование Технического проекта. При принятии его – разработка, согласование, изготовление и установка «изделий индивидуального производства» – памятных знаков.
Специфика подобной работы такова, что она выполняется либо уже на наработанном материале, либо оставляет значительный, еще не использованный его объем. В данной ситуации присутствуют, оба фактора, однако имеющийся не использованный материал превышает своей значимостью и объемом.
У читателя может возникнуть вопрос, почему в главе «Православная Русь» уделено внимание, в основном, династии Рюриковичей и русскому мужику.
Династия Рюриковичей создала Россию, если так можно сказать, из ничего, и, опираясь на очевидные определенные условия, преодолев религиозные, политические, экономические экспансии, построила для династии Романовых самодержавное государство, с прогрессивным по тем временам управлением, создав предпосылки возврата земель Киевской Руси.
Русский мужик – русский народ был государство образующим Руси, России.
Династия Романовых, учтя предпосылки Романовых, привела Россию к расцвету ее экономики и культуры. Но потеряла государственность, не сумев справиться с Февральской революцией, навязанной извне, и приведшей через октябрьский переворот в государство СССР. Основная причина – не сохранила, в принципе, «определенные условия» династии Рюриковичей.
Сегодня это, в частности, как следствие, можно наблюдать на «майдане» в Киеве.
История – тонкая дисциплина. Последствия исторических событий могут прорываться через века.
Что касается мужика при династии Романовых, так без него не было бы и истории, и государства. К сожалению, в основной массе людской, мы многого не знаем о России тех времен, историю времен Рюриковичей тем более. Не знаем целые пласты истории. А напрасно.
Память постоянно воскрешает от души сказанное отцом – словами матери: «Здесь мы ничего плохого не делали. Здесь наша Родина, захоронены наши предки». Поэтому тоже, соглашаясь с полученным «предложением» выступить инициатором по «установке памятного знака» около древнего кладбища в Старой Юже, главную свою задачу видел в доказательном обосновании необходимости такового
И это, пожалуй, самый сложный и трудный вопрос, принимая во внимание малую осведомленность, а вероятнее, неосведомленность жителей современной Южи, да и не только Южи, а и округи ее в некоторых пластах истории России.
О памятном знаке.
Положение «О порядке установки памятников…» предусматривает иметь от инициатора конкретное предложение для рассмотрения по всем его параметрам и месте установки на «комиссии по топонимике при администрации Южского городского поселения». В данном случае ситуация не стандартна, т.к. затрагивает не личные интересы инициатора, а интересы населения Южи, прихода поселений церкви Старой Южи обязательно, Холуя, вопросы религии, но и, вероятно, широкого круга общественности. Наверное, должно быть какое-либо коллективное обсуждение.
Вникнув в проблему данного вопроса, проникнув уважением и почитанием к русскому мужику, не преследуя личных целей, рискую высказать свои мысли.
1. Предлагаемый к установлению памятный Знак – это Знак памяти и уважения не отдельной личности, не памяти какого-либо события, не религиозному святому или религиозному событию и т.п., а Знак памяти предкам (людям), проживавшим на данной земле и в округе данной земли (территории).
2. Безусловно, это Знак памяти православным предкам, бывших язычников, перешедших к Православию и преданных ему постоянством многовековой верности.
3. Этот Знак должен быть величественен и достоин заслуг наших предков, заслуг, которые должны оценить не только я, но мы, прямые потомки, живущие сегодня в округе или вдали от Южи и приехавшие в нее на жительство. При этом, приехавшие жители, которых Южа доверчиво восприняла как своих, должны помнить, что оценка заслуг наших предков опосредствованно оценка заслуг и их предков, на их Малой Родине. Даже, если она, их Малая Родина, в дали далекой, даже если была разрушена войной или память о корнях рода была оборвана обстоятельствами. Все приехавшие ведь родом, в основном, земли российской, а не из капусты произошли.
4. Памятный Знак должен быть значимей знаков, установленных на захоронениях пленных- католиков. Учитывая уже существование таковых, он должен выражать, как бы, главенство Православия в России над католичеством, постоянно стремившегося завоевать и закрепить свое влияние на землях православных, учитывать и оттенять каноны Православия.
Тем более что установка Знака предполагается на нашей, исконно православной земле.
Знак должен быть выразителен, заметен, привлекать внимание с далекого расстояния.
5. Ведя речь о памятном Знаке, предполагается, что он должен быть установлен около «перенесенного» в 1795 году кладбища, как бы символизируя и захоронения около церкви.
Жители Южи, ее округи, гости ее и проезжающие в сторону (и обратно) Мугреева, Талиц, Святого озера – к кладбищам, в частности, военнопленных, должны видеть наше почтение к предкам и родителям воинов – победителей, торжество России и Православия, гордость и тожество победителей, а не наоборот. Знак у проходящих и проезжающих мимо, должен вызывать желание и стремление поклониться предкам, возложить, хотя бы, цветочек, поставить свечку к его подножию.
6. Как вариант, памятный Знак может быть выполнен поклонным крестом. Некоторые историки предполагают, что обычай устанавливать поклонные кресты исходит, якобы, от времен монголо-татарского ига. Возможно, истоки обычая уходят в более древние времена христианства. Им обозначали разоренные и уничтоженные поселения, перекрестки дорог и пр. Практически во всех поселениях Православной России, на значимых для них местах, стояли часовенки с крестами на верху. Около них совершались церковные ритуалы (я прекрасно помню, где стояли такие часовенки: в Соино – напротив прогона (дороги) в сторону Русино, в Русино – напротив прогона в сторону Бревенного ската, а в более древние времена в сторону поселений на Введенке).
Для Южи памятный Знак – это важный и почетный географический знак, место вокруг которого желательно оформить для общественных мероприятий (может быть церковного или другого ритуала в память о предках, например, в День Города – фантазирую). Поэтому место для поклона, возложения цветов, установки свечки и пр. около Знака или на нем должно быть предусмотрено.
7. Вероятно, памятный Знак должен содержать информационный текст, отражающий цель его установки, содержащий перечень поселений, древние жители которых нашли упокоение на кладбище, некоторые исторические моменты, касающиеся округи, характеризующие условия жизни в прошлом крепостных предков. Это усилит важность мероприятия и уважение жителей к Знаку в будущем. А также отразит, например, факты из исторического прошлого России: жизнь при крепостном праве и после отмены его, существовавшую систему земств и очень важное явление, присущее России – жизнь в крестьянской общине, следы которой и в Южском районе практически исчезли только в 1930-х годах и т.д.
Если бы в тексте были отражены фамилии некоторых древних родов прихода, то, полагаю, это могло вызвать интерес и признательность потомков.
8. Обозначение территории кладбища (ограда) – задача архитектора. Но, как одно из решений – обозначение территории захоронения военнопленных около Южского кладбища.
9. Если в Холуе кладбище при Троицкой церкви ограничено оградой, то в Старой Юже, при церкви Смоленской иконы Божьей Матери, ограда отсутствует – разворована в оные годы. Причем территория более древних захоронений, вероятно, выходила за ее пределы. Полагаю, территориальные вопросы кладбища, архитектуру ограждений границ его, этичнее решать совместно с церковью.
10. Церкви, как древние исторические памятники, охраняются законом. Об этом, как правило, говорят памятные доски на зданиях. Но мы не знаем ради кого они были построены. Не знаем (или не желаем знать!), что около них расположены древние захоронения.
Мне кажется, в таких случаях, в первую очередь, обязательно должен быть указатель (памятный знак), что сия территория является территорией древних захоронений наших предков. Это будет настораживать «лихих» от использования ее в корыстных целях и заставит вспоминать о своих предках (время такое). Предостерегать вандалов. И пусть она охраняется даже только местными законами, постановлениями…, главное, будет информированность населения и приезжих об охраняемой территории древних захоронений.
Важное требование к памятному Знаку – должен быть приметен и установлен на видном месте, даже, например, на здании церкви, на ее ограде (в каждом случае решается на месте).
Содержание текста на памятном знаке у церкви – может быть подобно тексту памятного Знака у «перенесенного» в 1795 году кладбища.
11. Старая Южа и Холуй, – это древние поселения, еще до христианской и христианской Руси. Они как древние поселения (а позже и фабричная Южа) связаны единой ниточкой Балахонской дороги и исторического времени. Это единый туристический комплекс. Интерес к нему может проявляться не только демонстрацией миниатюрной живописи, иконописи, бледной информацией о Д.М. Пожарском. Это и пласт жизни нашего крестьянства, к сожалению, уходящий в небытие, хотя при хорошей организации, интерес к нему будет немалый. Народ, перекормленный современными «шоу», пустыми телепрограммами и пр., начинает медленно проявлять интерес к собственной истории.
В туристический комплекс могут входить и древние поселения прихода Южской церкви, в частности, с демонстрацией ведения сельского хозяйства, например, до коллективизации, причем продуманного и рационального, по тем временам, с демонстрацией сельхозорудий, быта, культуры и пр., присущего до крепостной и после крепостной, но общинной деревне. Ведь народ проявляет немалый интерес не только к экспонатам вооружения, художественным произведениям. У него не малый интерес и к экспонатам быта, ведения хозяйства (пуст даже только XVII-XX веков). А такие экспонаты еще не все потеряны.
Эта составляющая будет яркой демонстрацией достоинств русского крестьянства, умудрявшегося при 7-месячном стойловом содержании скота (в Англии его, практически, пасут круглый год, а пахать начинают в феврале), при имеющемся в 2 раза меньшим временем на выращивание урожая, чем, например, во Франции, создать такое государство, как Россия и его уникальное сельское хозяйство.
И как подтверждающей достоинства русского крестьянства – экспозиция деятельности, например, Холуйского Земства, представители которого – местные интеллектуалы – потомки бывших крепостных. Они изображены на копии фото в коллекции краеведа И.В. Гусева в архивном отделе Южи.
Трудно представить сейчас экспозицию Холуйского музея без опубликованных исследований М.Б. Печкина по древней истории Холуя, иконописи и лаковой миниатюре. Но, если бы к экспозиции музея присовокупить и историю Холуя, творцы которой упокоены на древнем кладбище (а может быть с него и начинать нужно экскурсии), интерес к нашим краям был бы многократен.
Много, что есть в округе, хранящееся людьми, как память о дорогом прошлом, о предках.
Но… для этого необходим музей и неугасаемое желание работать с людьми.
Однако в настоящее время добрались уже и до музеев в оценке их значимости в культуре общества. Например, ведущий телепрограммы «Культурная революция» «Михаил Швыдкой, сказал: «Музеи – кладбища культуры». Мол, туда попадает отжившее, то, что интересно лишь специалистам. А народу, особенно молодежи, – уже нет…».
В АиФ, в одном из номеров газеты середины 2013 года, была статья, рассказавшая о том, как поступили американцы с музеем на раскопках древнего Вавилона в Каире. На раскопках была размещена военная база, на которую жителям доступ был запрещен. При эвакуации американцами базы, фурами, вертолетами и просто военнослужащими были вывезены десятки тысяч и более экспонатов и древних документов. В частности, были вывезены документы, освещавшие историю, проживавших на территории Вавилона иудеев. Документы более чем 2-х тысячелетней давности. Цель вывоза – изучение истории. Возврат – когда изучим (официальный ответ). Как писала газета, масса экспонатов из музея уже выставлена официально на продажу. Продаются они и не официально.
В ответах на вопросы АиФ (АиФ №44, 2013 г. Андрей Володин.) директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, высказал другое мнение о музеях: «А что плохого в такой формулировке? Кладбища – мерило цивилизованности общества. Это уважение к предкам и сохранение памяти об умерших – той памяти, которая дает народу право на существование в будущем. Люди живут, помимо прочего, чтобы их помнили. Но человека помнят, пока живет его имя. Бывали страшные периоды в истории, когда во всех надписях уничтожали чьи-то имена. Вот тогда ты уже кончен навсегда. А музеи в этом смысле дают нам право на бессмертие».
Если читатель понял меня, то я согласен с Пиотровским.
Мечтаю составить описание деревни Соино 1930-х годов, годов с последними устоями общинной жизни в деревне. Мною, например, собраны десятки фотографий родственников и земляков с начала 1900-х до средины 1900-х годов, с перспективой передачи их в будущий краеведческий музей Южи. Есть и другие экспонаты.
Они есть у многих жителей Южи и округи ее. Однако тревожит и настораживает отсутствие надежного музея и, например, судьба загубленного достаточно интересного музея на Борке, а также, вероятно, бесследно исчезнувшая серия картин Е.А. Ханова, отображавшая историю и природу Южи его лет жизни. Цены им нет. Е.А. Ханов родился в Рыле (ныне – Новоклязьминское), окончил студию военных художников имени Грекова М.Б. Последние многие годы с женой Марией Максимовной – учительницей школы №3 и многодетной семьей, работая Главным агрономом Южского района, проживал в Юже. Не опередили ли события с нашими краеведческими экспонатами, события, произошедшие в Каире и, вероятно, еще происходящие в других странах.
Комплексное объединение экспозиции художественных промыслов с экспозицией, показывающей жизнь наших предков, нашей древней округи в динамике, отдельных заслуженных жителей, ее природы, уникальных не измененных мест Балахонской дороги…, может выглядеть очень привлекательно для туристов.
Балахонская дорога – стратегическая. По ней в ВОВ гнали от войны скот, а мы не понимали, почему именно по ней – Большой дороге. Кто проходил по этой дороге, по старой исторической трассе, от начала и до конца? Вероятно, только Модин Сергей Валентинович – неутомимый исследователь и следопыт, историк и турист со своими питомцами мог бы взять на себя эту благородную миссию.
12. Поэтому, исходя из ранее сказанного, учитывая опыт евреев в Праге, и незадачливый опыт с музеем Южского района в советское время, напрашивается вывод: поместить краеведческий музей в свободное пространство древней земли, около «перенесенного» кладбища. При таком сочетании посещение из добрых побуждений памятного Знака могло бы быть заключающим моментом экскурсии, например, для туристов.
Это поможет так же избежать промышленных и подобных застроек около кладбища. Могут быть и другие предложения, учитывающие интересы Холуя и др., но располагаться, вероятно, он должен в пределах «шаговой доступности».
13. Церковь, предки и мы, современные. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Старой Юже и предки ее прихода связаны вековыми невидимыми нитями. Поэтому, считаю (фантазирую), было бы целесообразным записать в синодик церкви хотя бы поселения: Русино, Соино, Костяево, Ребров, Тарантаево, Омелово, Нефодово, Южа, как бы, символизирующих не обезличенное поминовение, а поминовение конкретных предков. Приурочить это поминовение к определенным дням, ситуации, известив население бывшего прихода, а может, привлекая и молодежь.
14. Деньги. Но об этой «беде» мы уже говорили. Вспомнили печальный опыт прошлого и настоящего. Говорили и о примере общественности Холуя. Есть и отдельные люди, бескорыстно работающие во благо ее и воспевающие Малую Родину. Жители, порою, сами того не осознавая, любят Южу и округу ее.
Но мы не помним (а возможно уж и не знаем) вековой положительный опыт жизни русского народа в общине. Опыт, перешедший в пословицу: «С мира по нитке – голому рубашка».
Примером может быть незабываемый поступок моего дяди – Павлова Никифора Яковлевича. В конце 1940-х годов проездом, «заглянув» на родину, при необходимом посещении сельсовета (в Костяево), где располагалась и сельская библиотека, выяснил ее скудность. Он, работая Главным бухгалтером в одном из издательств Новосибирска, подобрал, выкупил ряд изданий и безвозмездно в нескольких посылках переслал землякам. Не исключено, что некоторые из тех книг могут где-то храниться.
По современным меркам это может и незначительный поступок. Но по тем, нищим временам – это был красивый поступок. Поступок произвел переполох в «органах». Ведь посылки были получены от «врага народа», кстати, благодаря бдительности которого в ВОВ был задержан важный шпион – «натуральный».
Все посылки были вскрыты, что-то разрезано, что-то измято… и в таком состоянии доставлены в сельсовет. А председатель сельсовета – Кочагов Леонид Викторович, заподозренный, получил серьезное предупреждение.
Опыт – «с мира по нитке…», как никакой другой, призывает к всеобщему посильному участию в предлагаемом мероприятии – созданию «рубашки» на опоганенном теле Малой Родины. Память не позволяет забывать ее. Во имя памяти, чаяниями, общей настойчивостью и усилиями нашими, освободимся от незаслуженного забвения наших предков.
Хоть я и далеко, но близко. Я с вами, земляки – «родственники», породнившиеся при крепостничестве и после, новые жители Южи и округи Южской.
Ю.Д. Павлов, город Москва.
Статья Ю.Д.Павлова о древних захоронениях не может не тронуть душу каждого нормального человека.Тем более сейчас в преддверии
Великого Праздника Победы,также событий в Украине. Люди проснитесь.Спасибо автору за его труд.