До 15 марта в Ивановском областном художественном музее будет ежедневно звучать имя Николая Николаевича Харламова (1863-1935).
Недавно в Иванове открылась юбилейная выставка художника, который был представлен как монументалист, мастер портретного жанра и педагог.
Даже организаторы выставки, а главным “зачинщиком” является директор носящего имя Харламова Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств М.Б. Печкин, не ожидали большого наплыва публики.
Хотя еще сравнительно недавно имя академика живописи Н.Н. Харламова было мало кому известно; и в этом трагичность его судьбы как художника. А вместе с тем он занимает особое место в истории Холуя.
До появления книги о Харламове большинству из нас было известно, в общем-то, лишь следующее. С конца 19 века Н.Н. Харламов жил и работал в нашем крае, и хотя непосредственно в Холуе он трудился менее десяти лет, возглавляя иконописную школу, значение его творчества на развитие древнего иконописного села переоценить невозможно. Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за ее пределами. На рубеже веков Н.Н. Харламов стал художником первой величины в области монументального религиозного искусства. Академиком живописи художник стал в 1910 году именно за заслуги на этом поприще. И лучшие свои произведения Николай Николаевич создал в области мозаичного искусства. Он трудился над мозаикой храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге. По его эскизам выполнены мозаичные интерьеры собора святого Александра Невского в Варшаве. И это лишь малая толика сделанного. После революции художник жил в селе Тименка возле Палеха, создав за эти годы галерею портретов ивановских большевиков, крестьян, своих близких. И это почти все.
Незаслуженно забыт художник был во многом «благодаря» драматичной судьбе его произведений, в первую очередь, монументальных, исчезнувших вместе с храмами. Вместе с тем исследователи русской живописи конца 19 века Харламова называют “наиболее верным последователем Виктора Васнецова, сумевшим постичь секрет мастерства и тонко чувствовать его мир”.
— К этой выставке готовились давно. Еще пять лет назад было решено: 150-летие художника, чье имя, когда он творил, звучало высоко, должно быть проведено в главном музее Ивановской области, – сказал Михаил Борисович Печкин. – Восстановлением исторической памяти впервые занялся Палехский музей, затем подключились и мы в Холуе. Представить Харламова как монументалиста тяжело, основные его произведения находятся в храмах, в большинстве своем уже разрушенных. Но то, что есть, что можно было, собрали в одну выставку.
Небольшая по размеру экспозиция тем не менее охватывает все этапы его творчества. В двух маленьких залах собраны работы, созданные Н.Н. Харламовым с 1880-х до 1930-х годов. Собраны они из шести музеев. Иконы, в том числе выполненные учениками под его руководством в Холуе, соседствуют с репродукциями фрагментов мозаичных работ, в основном, из реставрированного петербургского храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) – например, “Богоматерь”, “Пантократор”. Именно в этом сохранившемся храме созданы одни из лучших образцов мозаики Харламова.
Одно из центральных мест выставки занял уникальный экспонат: мозаичная плита с изображением евангелиста Луки из храма Спаса на Крови.
И рядом – галерея портретов. В конце жизни жанр портрета в творчестве художника становится главным, а скорее всего – единственным: после революции искусство иконописания становится запретным. Поэтому Харламов берется и за «конъюнктурные» заказы – на выставке представлены несколько “образов революции”, в том числе М.В. Фрунзе и Ф.А. Афанасьева. Интересны портреты крестьян. При этом картины Н.Н. Харламова можно разделить на сделанные с натуры и написанные с фотографии.
Один из кураторов выставки, дизайнер Михаил Дмитриев, отметил про Н.Н. Харламова:
– Это человек, который сохранил свое профессиональное достоинство, несмотря на то, что переживал столкновение двух миров. И нашей идеей было соединить эти два мира – мира исторического предназначения, где есть место храму Спаса на Крови, и мира – антипода с парадными портретами большивиков. Мы видим, как творец пытается сохранить свою идентичность – типичная судьба человека начала 20 века.
Даже в эти времена Н.Н. Харламов опирался на традиции древнерусского искусства, на академические традиции.
В этот день почетные гости оценивали Ивановский художественный музей как обладающий европейским уровнем – по количеству желающих побывать на открытии юбилейной выставки академика живописи. С приветственными словами выступили депутат Ивановской областной думы И.Ф. Сидорина, заместитель начальника департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Н.М. Свиязова, заведующая кафедрой лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств П.В. Гусева.
Вспоминаниями детства, в котором незримо присутствовал в своих полотнах художник, поделились внучатые племянницы Н.Н. Харламова – специально приехавшая из Новосибирска Татьяна Ивановна Смолянинова и ее сестра Марина Ивановна Скорлупкина, живущая в Иваново.
Среди почетных гостей были глава администрации Южского муниципального района С.Ю. Кропотов, старейший холуйский художник Л.М. Живностка, известные художники-миниатюристы Холуя и Палеха.
Н. КОСТРОВ