Юбилейный День города, отмечавшийся 12 июня, дал повод южанам поаплодировать своим землякам, умеющим творить, заботиться о родной природе и бездомных питомцах, а также делать другие добрые дела. В этот праздник чествовали и “хранителя истории родного края” Евгения Сметанина.
Знаток российской и южской истории, очень переживающий за сохранение исторической памяти, ратующий за создание краеведческого музея в Южском районе, автор-публицист, педагог – он в этом году отмечает свой 60-летний юбилей. Краевед не один раз выступал на страницах “Светлого пути”, в последние годы рассказывал об исследованиях, касающихся Смутного времени и личности князя Пожарского, о своих взглядах на музеефикацию Южского района.
Человек с “ребристой” судьбой, которая знает и взлеты, и падения, немало сделавший для изучения прошлого любимой Южи, в свое время оставивший малую родину, но вернувшийся на нее, перенесший инфаркт, который заставил оставить преподавательскую деятельность, – такая биография тянет на отдельную книгу. Е.В. Сметанин был в первом наборе открывшейся в 1964 году школы №1 и в числе первых студентов исторического факультета Ивановского государственного университета.
Он гордится тем, что работая учителем истории в ШРМ, одновременно успевал заниматься делами районного отделения общества охраны памятников истории и культуры, организовывать археологические экспедиции. В 1991 году такая экспедиция, работая по заданию областного археологического общества, открыла на реке Лух несколько стоянок, датируемых вторым тысячелетием до нашей эры. Исторический памятник имеет большое значение для истории края, но до сих пор не изучен специалистами, говорит Е.В. Сметанин.
Но главным своим достижением он считает создание педагогических археологических трудовых отрядов на рубеже 80-90-х годов 20 века. С этого эпизода и началась наша беседа с краеведом, которая, впрочем, в основном, касалась “белых пятен” нашей истории и музейного дела.
– Евгений Владимирович, чем были заняты начинающие археологи под вашим руководством?
– Очень интересное время. Мною был создан историко-краеведческий кружок в Доме пионеров, и ежегодно мы с детьми ездили на трудовую практику в археологические экспедиции института археологии Российской Академии наук. Нам довелось поработать в экспедициях – Верхневолжской (г. Плес), Волгоокской (г. Ростов Великий Ярославской области). В отряд входили ученики средних школ №№1, 2 города Южи, Мугреевской средней школы. Мы до сих пор благодарны заведующему отделом образования в то время – Б.В. Мощееву, который обеспечивал наш отряд всем необходимым, ведь время было трудное. Помощь оказывала Э.В. Гусева, в то время директор Мугреевской школы. Бывшие кружковцы до сих пор с удовольствием вспоминают летнюю практику в трудовых отрядах, проработавших с 1987 по 1994 годы. Кстати, двое моих воспитанников – Андрей Торопов и Елена Котова – в 2011 году приняли участие (и я в том числе) в работе всемирно известной псковской археологической экспедиции.
С середины 90-х и по 2011 год я жил и работал в Красноярске. Благодарен судьбе, что свела меня со школой “Поиск”, где ученики достигали высоких результатов благодаря применяемым передовым методам обучения, в том числе индивидуальному. Живя в Красноярске, где я женился, где у меня появился сын Артемий (сейчас ему двадцать), я не потерял интереса к истории Южского района и Южи, уникальной, при всей схожести края с другими территориями центра России. Искал свидетельства очевидцев, новые архивные данные. Так, удалось найти Татьяну Дмитриевну Венедиктову, родную внучку Владимира Асигкритовича Балина.
– Объясните, что же дает нам, нынешним жителям Южи, изучение периода становления текстильного города, который, как известно, “построил Балин”?
– Мы очень часто забываем, что конец 19-начало 20 века – это тоже наша история. И Южа – это памятник периода рождавшегося российского капитализма, напоминание о невиданном в российской истории промышленном подъеме. Мы привыкли восхищаться быстрыми темпами экономического роста современного Китая, но забываем, что в такой же ситуации, только раньше, была и Российская империя.
Как было? В 1861 году отменено крепостное право, индустрия страны – в ужасающем состоянии, армия вооружена крайне плохо. Прошло 30 лет – и Россия уже в пятёрке самых стремительно развивающихся экономик в мире. К власти и в бизнес шли выдающиеся люди.
Сейчас модным стало слово “олигарх”. Применимо ли оно к династии Балиных? Не знаю, хотя их состояние, по некоторым источникам, находилось на 12-й позиции в империи. Их уникальность в том, что эти промышленники, вышедшие из купеческого сословия, не стремились в уже сложившиеся центры, а строили предприятия на новых местах, стараясь развивать инфраструктуру располагавшихся вокруг них небольших населенных пунктов. Что представляло собой село Южа в 60-е годы 19 века? Средненький, и по численности, и по развитию, населенный пункт Вязниковского уезда Владимирской губернии. Таковых было много. Им владел прогрессивный по тем временам помещик Протасьев.
С появлением модного веяния строить хлопчато-бумажные фабрики такая была построена и в Юже. Но владелец не справился с делом, продал ее подвернувшемуся купцу “родом из офень”. Оказалось, что этот неприметный “офеня” впоследствии почти на пустом месте построил город.
И перспективы у Южи были широкие. Здесь мечтали о широкополосной железной дороге Шуя-Вязники, о строительстве на местных торфах ГРЭС. Эти планы были прерваны 1917 годом. Но город своими архитектурными очертаниями напоминает памятник под открытым небом. Памятник эпохи промышленного подъема, умелого предпринимательства и меценатства.
– Имеются ли перспективы у всестороннего изучения истории нашего края на рубеже 19-20 веков и династии Балиных?
– Перспективы неплохие, хотя есть определенные трудности, в основном, связанные с трудоемкостью архивной работы, которая должна вестись в рамках изучения данной темы. Этот пласт никто не поднимал, лишь отдельные частные вопросы изучались. А исследование наследия Балиных очень нужно Юже, потому что это образец предпринимательства, который сейчас очень нужен стране, это пример успешной социальной политики на конкретной территории.
В рамках изучения темы представляет огромный интерес, например, театральная жизнь Вязниковского уезда до 1917 года. Требуют специального изучения имеющиеся документы, касающиеся различных сторон деятельности Гражданского собрания, общества трезвости, творческих коллективов Народного дома, действовавших в начале 20 века.
– Евгений Владимирович, вы неоднократно высказывали свою точку зрения на развитие музейного дела в Южском районе. Насколько актуально, на ваш взгляд, появление различных музейных экспозиций на территории района?
– С 1987 года я плотно занимаюсь южским краеведением, с этого же времени постоянно ведутся разговоры о краеведческом музее. Много мнений, они разные, но их объединяет главное – в Юже музей нужен. Вряд ли стоит говорить о препятствиях этому, но конкретные предложения выскажу: они актуальны в настоящее время, когда в городе и районе возникают маленькие “музейчики”, где представлены достаточно ценные экспонаты.
Теперь пришла пора подумать о создании районной федерации таких музеев. Тогда легче будет организовывать совместные выставки. Такое объединение пойдет на пользу и для диалога с властью.
В свое время было высказано убеждение, что для музея нет помещения. После этого в городе долго обсуждался вариант его размещения в здании районного суда на улице Советской. Но еще во времена СССР существовало правило: под вновь создаваемые музейные экспозиции деревянные здания не выделять.
В то же время вспомним, что в Юже имеются здания, которые и без экспозиций являются памятниками истории местного значения: это великолепный Народный дом и замечательное здание богадельни с храмом св. апостола Асинкрита и часовней.
Они могут стать основной базой для муниципального краеведческого музея с филиалами из числа созданных музейных комнат и экспозиций. Такая структура позволит работать по привлечению туристов с большим успехом.
– Каким вы видите потенциал Народного дома и бывшей богадельни, где, кстати, располагаются учреждения образования, в качестве музейных объектов?
– Народный дом – уникальный памятник истории и культуры начала 20 века, который сам по себе является музеем. И музеем нетрадиционным. У нас ведь давно обсуждается музейная тема, но в центре вопроса – создание традиционного музея. Но таковым туриста не заманить. Действующий Народный дом со столетними традициями – вот та инновация, которую можно воплощать в жизнь. Кроме работы творческих коллективов (народный театр, например, существует более ста лет), в Народном доме, или районном Доме культуры, привлекательными окажутся разнообразные выставки, рассказывающие историю нашего края. А выставлять есть что.
И второй этаж исторического здания балинской богадельни также напрашивается под место постоянной музейной экспозиции. Кто-то скажет: бывший храм св. апостола Асинкрита должен быть передан Русской православной церкви. Но для передачи нужно иметь два основания. Во-первых, принадлежность данного храма РПЦ до 1917 года. Этого не было. Во-вторых, количество верующих и острая нехватка помещений для церковной деятельности. Этого также не наблюдается в Юже. Зато картинная галерея с пейзажами в этом здании придется как нельзя лучше.
– Но вы говорили об исторической экспозиции…
– При комплексном подходе именно к этому и придем. Для картинной галереи имеются произведения В.В. Емельянова и других авторов. В музей театра уже сейчас можно добавить дополнительную историческую экспозицию. Все это может стать основой для будущего историко-художественного музея. Тогда вопрос с помещением снимается.
– Что в нём может появиться для внимания посетителей?
– Кукольный музей ДЮЦ и экспозиции Дома ремесел могут включиться в работу сменных выставок, которые по-новому будут смотреться и в Народном доме, и особенно в картинной галерее.
Такая стратегия музейного дела позволит реализовать различные варианты экспозиционной деятельности, создавая комнаты городского и сельского жителя определенного исторического этапа, продолжая работу по наполнению музея театра, рассказывая о Юже как городе мастеров. Муниципальный музей подобной структуры вполне справится с обязанностями центра, объединяющего все общественные музейные экспозиции, школьные музеи, выставки Дома ремесел и детско-юношеского центра.
Буду рад, если высказанная мною точка зрения по развитию музейного дела в Южском районе вызовет дискуссию в обществе. Скажу одно, что привлечение туристов возможно, если наши достопримечательности будут поданы интересно и необычно. Чем интересна, например, кукольная тема? Она может стать основой для начала производства сувенирных кукол в костюмах эпохи Смутного времени. А это подогревает интерес к Южской земле, сыгравшей важную роль во времена Смуты.
Беседовал Н. Костров