«С большой любовью и нежностью к русской лаковой живописи и ко всем замечательным людям и наилучшими пожеланиями счастливого будущего».
Автограф на немецком языке оставлен на шикарном красочном каталоге «Русские лаки», который был преподнесен в дар Южскому району директором Музея лаков в г. Мюнстере (Германия), профессором Моникой Копплин. Она возглавила делегацию из Германии, посетившую крупнейшие центры русской лаковой живописи — Палех и Холуй.
Как отметила сама М. Копплин, их музей уникальный: единственный в мире он специализируется конкретно на лаках. Большая часть коллекции посвящена русской лаковой живописи. «Мы понимаем место русских лаков в мире», — подчеркнула она.
Визит одного из крупнейших специалистов в Европе по лаковой живописи стал продолжением состоявшейся в середине ноября международной конференции во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, посвященной актуальным проблемам сохранения и развития современной русской лаковой миниатюры. На конференции смогли высказаться ведущие искусствоведы не только России, но и эксперты Франции, Германии, Швейцарии, Китая, Японии, посвятившие себя популяризации этого уникального явления русской культуры, а также художники, руководители профильных учебных заведений и предприятий. Холуй на конференции представили искусствовед М.Б. Печкин, директоры художественных предприятий В.А. Чиркин и Д.Е. Кузнецов, художники.
За последние 20 лет, с уходом государства от поддержки и координации работы русских промысловых центров, искусство лаковой живописи оказалось на грани выживания, а может, и исчезновения. Поэтому во главу угла были поставлены вопросы сохранения традиций и преемственности, обучения, производства, новых разработок в плане технологий и лакокрасочных покрытий.
Эта конференция стала первым событием предстоящего Года Лаков в рамках пятилетней программы «Достояние России».
Однако мнение немецкого гостя было таково: не хватает «живой» дискуссии и общения с художниками. И госпожа Моника Копплин отправилась в российскую глубинку. Тем более, что для профессора, кстати, имеющей русские корни, это не первый визит в нашу страну, в промысловые центры.
— Я обеспокоена положением дел в искусстве лаковой живописи, — отметила М. Копплин за «круглым столом» во время встречи с руководством района — Е.А. Муратовой, В.А. Сысуевой, Т.Л. Шиловой и участниками международной конференции из Холуя и Палеха. Среди палешан, принявших участие во встрече с госпожой Моникой, были известные художники Ю.Н. Голиков и его мать С.М. Голикова, Е. Сивяков, Ю. Петров и С. Короленко.
Единая среда общения между художниками, выстраивание цивилизованных отношений с государством в целях поддержки промыслов — такие предложения прозвучали во время небольшой встречи, но отмечалось, что сами художники в этом должны проявить инициативу.
Основной разговор с художниками Холуя, Палеха, Мстеры состоялся в Государственном музее Холуйского искусства, где, по словам директора М.В. Маминой, собрались наиболее заинтересованные в переменах художники-творцы.
Они отмечали, что рынок переполнен низкопробной продукцией и откровенными подделками. В свою очередь, и предприятия «привязаны» к рыночному спросу и вынуждены выпускать продукцию, не имеющую ничего общего с настоящим искусством. Давно отсутствуют заказы на высокохудожественную миниатюру. Талантливые художники в таких условиях «бегут» из промысла: гораздо легче заработать на жизнь выполнением заказов на иконы и росписью храмов.
Парадоксально, но самым молодым художникам, всерьез занятым миниатюрной живописью, сейчас за пятьдесят лет. И если в ближайшее время не разработать меры по сохранению искусства, то вполне Палех или Холуй могут остаться лишь при сувенирных поделках. Неужели пора издавать «Красную книгу» для спасения народных художественных промыслов? По крайней мере, без срочных мер на государственном уровне русская культура обеднеет.
По мнению холуйских мастеров лаковой миниатюры, принявших участие во встрече с М. Копплин, первое, что необходимо сделать в Холуе, — это разработать и предложить на государственном уровне программу по поддержке авторов качественной миниатюрной живописи. Уже сейчас пора создавать группу молодых художников, желающих и способных совершенствоваться в лаковой миниатюре, и привлечь для работы с ними опытных художников: полузабытый уже опыт «подсадничества» в условиях недостаточной подготовки выпускников художественного училища может оказаться полезным.
Выступления опытных мастеров, в частности, П.А. Митяшина, говорили о глубоком кризисе лаковой миниатюры. Но обращение к проблеме ведущих экспертов с мировыми именами и высказанная художественным сообществом готовность к переменам дают надежду на дальнейшее развитие русских лаков.
Н. КОСТРОВ
Моника Копплин: «Нам нужна дискуссия»
В паузе между встречами директор Музея лаков в эксклюзивном интервью ответила на вопросы корреспондента газеты «Светлый путь».
— Госпожа Моника, было бы интересно узнать Ваше мнение о прошедшей на днях в Москве конференции, к организации которой Вы причастны и которая посвящена настоящему и будущему русской лаковой миниатюры.
— Я благодарна, что, несмотря на разногласия, возникшие в ходе подготовки, данный симпозиум состоялся. Мероприятия такого уровня всегда означают финансовую ангажированность: если организатором был Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, то финансовую поддержку оказало Министерство культуры. Куратором международной конференции и выставки русских лаков выступала моя коллега, искусствовед Людмила Пирогова. Благодарна ей, что состоялась долгожданная конференция.
Были важные доклады, отражающие состояние русских лаков, но были и такие сообщения, которые, к сожалению, не имели связи с современностью.
Что разочаровало — не было ни одной дискуссии, ни одного обсуждения тех проблем, которые затронули докладчики. Мы не собрались «за круглым столом». Да, инициатива проведения симпозиума еще полтора года исходила от меня: эта встреча была необходима для самих художников. Именно художники в первую очередь должны быть в центре внимания. А они, к сожалению, почти не присутствовали. Ведь речь идет о настоящем и будущем промысла. Поэтому я бы хотела подискутировать на темы, поднятые московской конференцией. Но, кроме дискуссии, нужно выработать конструктивные предложения. Ведь первоначально планировалось, что после официального мероприятия в Москве зарубежные участники побывают в центрах промысла — и, в первую очередь, в Палехе и Холуе: именно на этих землях кризис затронул художественные промыслы. Этого не произошло.
Поэтому само собой после Москвы я просто должна была побывать в Палехе и Холуе. Я знаю уже много лет ваших художников и сейчас встречаюсь с ними, и то, чего не хватило в Москве, а именно живого общения, этот дефицит восполним на месте. Хочу подчеркнуть, что мой визит — не конкуренция прошедшей конференции, это просто встреча с художниками, приватная беседа с ними.
— Как полученная во время бесед информация будет использована в Вашей работе? Каково Ваше участие в решении озвученных здесь проблем?
— У меня, безусловно, восприятие «на расстоянии», и как раз далекая дистанция иногда очень помогает более ясно видеть положение вещей. И так как у меня большой опыт работы на мировой сцене лаковой живописи, я могу сравнивать положение дел с другими странами. И, замечу, не только русская лаковая миниатюра находится в кризисе. И в Китае, и в Японии есть большие сложности. Моей идеей было пригласить на конференцию представителей этих промыслов, чтобы они могли поделиться опытом в непростой обстановке. Моей целью было показать, как можно выживать этому замечательному искусству, сейчас находящемуся в стагнации, и даже как развиваться ему. Это была возможность обобщить мировой опыт.
Мало кто из художников осознает роль лака как элемента для миниатюры и роль формы в лаковой живописи. И на этих темах холуйским и палехским художникам сейчас важно заострить внимание.