С каждым днем все позже рассветает, а смеркается раньше. Сегодня крестьяне наполняли погреба и амбары припасами на зиму: хлебом, свежими, квашеными и солеными овощами, вареньями, солеными грибами и пастилой. Говорили: «Фома – ломит закрома, бери все задарма», «Фома – большая крома». Кромой называли суму, торбу, место в амбаре для хранения различных продуктов и зерна. От этого образовались – «скромность», «укромное место», «закрома» и т. д. Верили, что Фома поощряет запасливость и бережливость.
О бесхозяйственном, нерадивом и расточительном человеке говорили: «Велика крома, да пес ли в ней».
К этому дню подводили итоги всего хозяйственного года, определяли величину добытого дохода. Если лари, амбары, погреба и чуланы оказывались полными «от» и «до», то с радостью отмечали: «Рад Аника, что крома велика». В благодарность за это в церкви ставили свечу перед образом апостола Фомы, ведь он всегда почитался как доброжелательный и мудрый покровитель и наставник честного достатка.
В особо урожайные годы вечерами устраивали настоящее обжорство: «Фома – большие корма: хлебная краюха каравая не поломает».
В русском фольклоре святой Фома, один из 12 апостолов, оказался крепко связан с Еремой. Неразлучной парочке комических персонажей, иногда – дурней братьев или «подельников», которые совершают нелепые и глупые поступки, посвящены сказки, пословицы и смешные песни, лубочные картинки и народные повести.
Большая часть таких произведений построена на обыгрывании одного и того же приема: синтаксического параллелизма парных предложений и лексической синонимии. Например, в высказывании «Фома толчет редьку, а Ерема чеснок» чеснок и редька – синонимы, означающие скудную пищу. Произведения про Ерему и Фому удивляют прекрасным чувством юмора, невероятной фантазией народных авторов, умудряющихся хорошо сыграть на разности сходного и сходстве разного.
Основные приметы:
- В это время кучевые облака на небе – последние в этом году.
- Если стоит безветренная погода – значит, похолодает.