Учитель – профессия неоднозначная. Сложная профессия. Передавать знания ученикам, воспитывать и учеников, и родителей, работать и над собой не меньше, чем требовать от остальных. И всё это на той тонкой грани, где пересекаются два понятия: “вторые родители” и “к моей кровиночке придираются эти монстры”. Попробуйте посчитать, сколько в вашем окружении людей с педагогическим образованием, и попытайтесь вычислить, сколько процентов из них работает в школе. Впору не процентами считать, а промилле…
После нашумевших скандальных премьер гай-германиковской “Школы”, “Училки” Петрухина и сильного желания чиновников от образования превратить процесс образования в обычную платную услугу, ниспровергая тем самым педагогических работников до ролей обслуживающего персонала, число жаждущих пополнить ряды школьного учительства совсем уменьшилось. А уж если говорить о мужчинах-учителях, то они и вовсе наперечёт. В эпоху скоротечных связей и неполных семей именно школа становится одновременно и показателем, и жертвой острых гендерных вопросов.
Вдвойне приятно, когда в школе появляется такой учитель. А когда результаты работы педагога становятся заметными не только в школе, но и в районе, и даже в области, появляются повод и желание рассказать об этом педагоге. И сегодня мы разговариваем с Петром Викторовичем Елисеенко, учителем физкультуры и ОБЖ, два года работающим в средней школе № 1 г. Южи.
Пётр Викторович родился в Архангельской области, в посёлке Кизема Устьянского района. Затем, в 1998 году семья переехала в Южу, где Пётр Викторович в 2001 году и закончил среднюю школу №3.
– Пётр Викторович, а когда впервые у Вас появилась осознанная мысль об окончании факультета физического воспитания?
– Я всегда играл в спортивные игры. Ещё на родине мы постоянно играли и в футбол, и в хоккей, и в баскетбол, но мысль о преподавании тогда ещё не появлялась. По приезде в Южу мне пришлось выбирать между футболом и баскетболом, поскольку игровых секций больше, к сожалению, не было. Хоккей и вовсе оказался лишь воспоминанием о родных местах. Выбрал баскетбол, тогда тренером на спортивной базе работал В.Г. Леденцов, и не пожалел об этом. Играли много, много на выездах, и так получилось, что в одиннадцатом классе я практически весь год выступал за юношескую сборную команду города Иваново. Это время я считаю достаточно серьёзным в своей, не только спортивной, жизни, хоть и пришлось много пропустить занятий в школе, но опыт, как игровой, так и жизненный, в том году я получил на несколько лет вперёд: это и планирование своего времени, и распределение сил между тренировками, играми и учёбой, и самоорганизация, и работа в коллективе – всё впоследствии очень сильно пригодилось в жизни. Наверное, в этот момент впервые и начала появляться мысль о том, чтобы посвятить себя тренерской работе, начал задумываться о специальном спортивном образовании.
Университет покорился не сразу, поскольку в то время начало практиковаться разделение на так называемые “бюджетные” и “платные” места в вузах, и, естественно, предпочтение отдавалось “платным”, а учиться (не числиться, как иногда думают те, кто далёк от факультета физического воспитания, а именно учиться) и одновременно работать было очень сложно. В конце концов я выбрал заочный вариант и учился, одновременно работая. С этого момента уже начал чётко понимать, что по окончании вернусь или в школу, или на тренерскую работу. Так и случилось. В 2013 году я окончательно пришёл в школу, где и работаю третий год.
– За столь небольшой промежуток времени Ваши воспитанники успели вполне громко заявить о себе. Первые места в районной военно-патриотической игре “Зарница”, первое же место на областном уровне этой игры, всё серьёзнее выглядят школьная волейбольная команда. Понимаю, что секрет есть секрет (если он есть), но всё-таки: используется традиционная методика преподавания или есть инновационные методики?
– В школе очень многие занимались баскетболом – учащиеся давно и всерьёз посещали не только школьные секции, но и занимались в учреждении дополнительного образования – на спортбазе, поэтому я решил не переманивать уже состоявшихся игроков, а восполнить пробел для тех, кто ещё ничем не занимался, и по результатам школьных уроков набрал секцию волейбола. С ними и работаю. Какими методиками пользуюсь? Ну, во-первых, как я и говорил, время игры за ивановскую сборную не пропало даром: что-то ещё помню с тех пор. Университет помог правильно распределить знания, полученные во время тренировок и систематизировать их. Кроме того, по личной договорённости два раза в месяц методику тренировок изучаю на выезде, в СДЮШОР г. Иваново, где тренер О.С. Ершов проводит консультации и разрешает мне присутствовать на тренировках команды с достаточно высоким уровнем (воспитанники тренера становились чемпионами мира, чемпионами Европы молодёжного уровня, чемпионами Универсиад). Очень много помогают такие выездные мероприятия, практически весь запас знаний, почерпнутых в Иванове, потом используется на тренировках и в школе, и на тех, которые проводятся для городской волейбольной команды, у которой тоже заметен явный прогресс.
Не могу не отметить и воспитанников – мальчишки занимаются с желанием, действительно хотят понять, что и как нужно сделать.
Да и никогда, оказывается, нетрудно спросить совета – например, в той же военно-патриотической игре “Зарница” одним из решающих факторов нашей победы стала строевая подготовка, неоценимую помощь в проведении занятий по ней оказал Вадим Николаевич Скурлаков – родитель одного из наших чемпионов – Максима Скурлакова. Человек, не пожалев своего свободного времени, несколько раз встретился со школьной командой, и мальчишки заметно подняли уровень строевой подготовки, за что отдельное и огромное спасибо Вадиму Николаевичу!
Возвращаясь к разговору о методике: она скорее смешанная – без традиционного урока, прививающего навыки и умения воспитанникам, в спорте обойтись сложно, но некоторые занятия проводятся и по новым методикам.
– Вы не сразу стали работать в школе. Можете рассказать о своём трудовом пути до принятия решения идти работать по специальности?
– Как и многих в 90-х и начале этого века, судьба меня мотала, как красноармейца Сухова – “от Амура до Каспийского моря”. Фирма, в которой я трудился, занималась монтажом, демонтажом и обслуживанием трансформаторов высокого напряжения по всей территории России. За это время побывал и в Красноярском крае, Архангельске, на Кольском полуострове, объехал практически весь центр России. Вот здесь и пригодились привычки, приобретённые во время моих занятий. Без жёсткой организации и самоконтроля трудно бывает, доехав до Иванова, развернуться и снова уезжать на Кольский полуостров, так и не попав домой, что иногда случалось – работа не ждала, и часто вызывали в следующую командировку прямо с дороги.
– Как известно, Трудовой кодекс подразумевает норму учительской нагрузки 18 часов в неделю. Ваша нагрузка вместе с секциями волейбола, занятиями по подготовке учащихся к военно-спортивным играм и другим мероприятиям районного и областного масштаба гораздо больше. Как удаётся сохранять такой ритм?
– Победа куётся в тылу, поэтому всё, возможно, было бы по-другому, если бы не моя семья: это супруга – Анна Алексеевна, старшая дочь, Олеся, на следующий год станет первоклассницей, сын Илья — пока воспитанник детского сада. Супруга тоже учитель, а поскольку профессия наша своеобразная – занятия с чужими детьми, к сожалению, отнимают время для своих, то её понимание дорогого стоит, вспоминается фраза из фильма “Доживём до понедельника”: “Счастье – это когда тебя понимают!”. В нашей семье это понимание есть, за что хочу лишний раз поблагодарить супругу.
Ну, а для поддержания формы приходится проводить тренировки не только учащимся, но и для себя. Утренние пробежки, лыжные походы, да и саму дорогу от дома до работы превращаю в тренировку. Пользуясь возможностью, хочу пригласить на волейбольные тренировки в школу № 1 юношей 2003-2005 годов рождения. Расписание занятий можно узнать или у меня, или в школе.
Беседовал С. ПЛОТНИКОВ