Когда подросток вступает на путь совершения преступлений – это всегда беда.
О состоянии детской преступности в 2015 году и итогах работы структуры профилактики шел разговор на первом в этом году заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Южского муниципального района. С положением дел познакомила секретарь КДН Н.Н. Потехина. Она, в частности, рассказала:
– Год прошел относительно спокойно, без каких- то из ряда вон выходящих происшествий. В 2015 году подростками совершено 11 преступлений (в 2014-м – 12). Удельный вес подростковой преступности составил 5,4% при среднеобластном показателе 5%.
Стабильным осталось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения – 4, на прежнем уровне и число участников преступлений – 13. Даже по возрастным характеристикам показатели те же: и в 2014-м, и в 2015-м 7 преступлений совершено подростками 14-15 лет и 6 преступлений – в возрасте 16-17 лет. Все несовершеннолетние являются учащимися общеобразовательных или профессиональных учебных заведений.
В то же время возросло с 4 до 7 число несовершеннолетних, допустивших противозаконные деяния повторно. Так, несколько преступлений совершил подросток, который впоследствии на основании проведенной экспертизы признан невменяемым и нуждающимся в лечении. Другой несовершеннолетний, имеющий условную меру наказания, вновь допустил нарушения и получил реальное наказание в виде лишения свободы.
Основным видом преступлений по-прежнему остаются кражи, в том числе с проникновением в жилище. При этом чаще подростки интересуются мототехникой или чем-то пригодным в качестве лома черных металлов. Иногда преступления носят почти комичный характер. Один подросток, например, дважды был замечен в краже мототехники. Только первый раз покатался… и вернул на место, а второй раз не стал. При этом в семье несовершеннолетний обеспечен всем необходимым, нормальные отношения и с родителями.
По всем преступлениям открывается случай семейного неблагополучия. За подростком и его семьей закрепляется куратор, и в этом есть свои преимущества. Разрабатывается перспективный план на ближайшие полгода, и раз в квартал кураторы собираются в администрации района на заседание комиссии по оценке эффективности работы с семьей. Таким образом, идет предметный разговор о том, что меняется к лучшему, а что – нет и почему, какая нужна помощь.
В 2015 году в отношении несовершеннолетних и их родителей было открыто 22 случая (в 2014-м – 21). Самые сложные материалы, связанные с угрозой младенческой смертности – в районе есть такой случай – направляются в территориальное управление социальной защиты населения. В приведенном случае предстоит решить вопрос обеспечения семьи жильем с использованием материнского капитала и, по всей видимости, ограничения родителей в дееспособности.
Кстати, о неудовлетворительном состоянии детей сообщила фельдшер сельского ФАПа. Иногда о неблагополучной ситуации в семье сообщают главы местных администраций, а недавно, например, из родильного дома. Как выяснилось, мамочка приехала рожать будучи в нетрезвом состоянии. В настоящее время ребенок изъят из этой семьи, готовятся документы для помещения его в государственное учреждение.
В связи с улучшением ситуации в семье закрыто около 70% случаев семейного неблагополучия от числа всех зарегистрированных в 2015 году. Показатель неплохой.
Семьи, где ситуация не такая острая и есть шанс исправить ее, вносятся в муниципальный банк случаев семейного неблагополучия. На 1 января 2016 года там было 10 семей, в которых воспитываются 19 детей. С улучшением ситуации было закрыто около 80% случаев.
Исходя из опыта работы комиссии по делам несовершеннолетних, нужно отметить: решающую роль часто играет отношение родителей или законных представителей несовершеннолетнего к тому, что произошло. Когда случившемуся дается правильная оценка, можно быть почти уверенным, что до 18 лет он на заседании комиссии больше не появится.
Причинами совершения преступлений, в том числе повторных, нередко являются так называемая противоправная направленность личности подростка, уверенность в безнаказанности, отсутствие реальной оценки совершаемых действий, бесконтрольность со стороны родителей. Именно они по закону несут ответственность и должны разъяснить сыну или дочери, “что хорошо, что плохо”. От ошибок не застрахован никто, поэтому надо говорить с подростком, интересоваться его делами, как успехами, так и проблемами. В крайнем случае, можно всегда обратиться за советом в учреждения системы профилактики.
Мы попытались сделать анализ детской преступности за последние несколько лет и как-то спрогнозировать развитие ситуации в дальнейшем. Однако это оказалось непросто. В 2011 году совершается 16 преступлений, в 2014-м – 12, 2015-м – 11. Но почему в 2012 году было совершено 6 преступлений, а в 2013-м уже 24? Может, дело в том, что в неустойчивую фазу взросления вступили дети, родившиеся в конце сложного перестроечного периода?
Заслушав информацию Н.Н. Потехиной об итогах 2015 года, комиссия приняла решение. В нем говорится о необходимости усилить работу по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия, в том числе фактов жестокого обращения с детьми, а также по взаимодействию образовательных учреждений с врачом-наркологом. Предлагается, кроме прочего, разнообразить формы профилактической работы с несовершеннолетними и подумать о возможностях создания в летний период дополнительных рабочих мест как для состоящих на учете подростков, так и не склонных к правонарушениям.
Подготовила Л. Иванова