Павел Коньков: Образование – это инвестиции в будущее

Мы продолжаем серию встреч в формате круглых столов с экспертами в различных отраслях, где обсуждаем Стратегию развития Ивановской области. Такие встречи – способ проверить вместе с общественностью, в правильном ли направлении мы двигаемся. 28 августа, накануне Дня знаний, мы побеседовали с учительским активом области.

Сегодня каждый третий рубль в бюджете Ивановской области тратится на  образование. А это свыше 10 млрд рублей в год. Серьезные деньги.

Меня как-то спросили: “А отдачу мы от этого получим?” Конечно! Мы получаем ее ежедневно. Каждый год в школу приходят 10 тысяч первоклашек. И каждый год выпускники выходят из школы в большую жизнь. Эти наши граждане, и такие вложения, конечно, оправданы. Ведь расходы на образование – это инвестиции в наше будущее.

ПРОФЕССИЯ

БЛАГОРОДНАЯ. НО… НЕБЛАГОДАРНАЯ?

Давать знания, учить жизни – труд непростой. И – увы! – уже не такой популярный. Сложилась острая проблема: сегодня в области не хватает педагогов, особенно молодых. Сложнее всего ситуация на селе, здесь доля учителей до 30 лет составляет всего лишь 10%. И, конечно, во многом нежелание молодежи идти работать в школу объясняется невысокой зарплатой.

Да, основная часть зарплаты педагогов зависит от коэффициентов за стаж, категорию и т.д. И молодым, у которых ни стажа, ни категорий еще нет, особенно трудно.

Предложение: повысить минимальные базовые оклады в образовании на 10%.

Цель: повышение престижа профессии педагога, привлечение в отрасль молодежи.

Кто-то может возразить, что рост в 10%, конечно, невелик. Но, во-первых, мы не можем прыгнуть выше “потолка”, который указал президент. А, во-вторых, я уже говорил про “каждый третий рубль” на образование, сегодня мы пока не можем сделать так, чтоб это был “каждый второй”.

Впрочем, вопрос повышения престижа профессии не сводится только к деньгам. Чтобы привлечь молодежь, в самих школах надо возрождать наставничество. Льготную ипотеку для молодых специалистов мы сохраним, где-то, прежде всего на селе, будем покупать квартиры педагогам.

И еще, важно начинать раннюю профориентацию, помогать подросткам в выборе профессии. Но телевизор включишь – сплошь перестрелки и роскошь. И у молодых людей в голове две “профессии”: банкир да бандит. Надо заняться популяризацией профессии учителя. Больше говорить о лучших из них в СМИ. Может, присваивать школам имена самых талантливых педагогов…

 

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Когда-то мы почти упустили важную вещь: учитель должен не только учить, но и воспитывать личность, растить патриотов страны. Это всегда было важно, а сегодня, с учетом происходящего в мире, важно вдвойне. И патриотическому воспитанию сегодня отводится особая роль.

В наших школах работают музеи, проходят выставки, дети изучают истории личного мужества наших земляков-героев. Тем более, грядет 70-летний юбилей Великой Победы. Как дань памяти, мы готовим много мероприятий: благотворительные акции, фотоконкурс семейных архивов и другие. Мне представляется очень важным то, что в  области оживает работа поисковых отрядов.

Предложение: подключить к поисковой работе школы.

Цель: Организовать новые формы патриотического воспитания, помочь в розыске земляков, пропавших без вести.

Удивительные люди – поисковики! Сотни ивановцев, взрослых и подростков, ищут в местах боев останки наших бойцов с тем, чтобы с почестями перезахоронить их на Родине. Самая большая удача, когда удается узнать имена павших героев, рассказать об их судьбах семьям, которые до сих пор считают своих родных  “пропавшими без вести”. В области уже шесть поисковых отрядов, захоронены более 900 воинов, более 70 фамилий установлены.

Мой дед тоже пропал без вести в войну. Дядя и мама годами искали его следы, обращались в архивы, даже немецкие. И все же узнали, как он погиб. Сколько ивановских семей вот так же потеряли родных! В розыске может помочь Ассоциация поисковых отрядов области, но многие просто не знают об этом. Попробуем зайти через школы, организуем конкурс, чтобы дети тормошили родителей вопросами об их прадедах. Если еще одно поколение уйдет, мы упустим время безвозвратно.

 

ЗНАКОМСТВО С РОДИНОЙ

Один из самых удачных социальных проектов последних лет: проект “Путешествие по губернии”. Авторы даже не ожидали такого интереса. И родители, и дети объединяются и путешествуют  по знаковым местам области. Проект реализуется первый год – и сразу такой результат. Приятно.

Предложение: дополнить проект маршрутами по областной столице.

Цель: познакомить ивановцев с малой родиной.

Предложение это я, безусловно, поддержал. Тем более, мы начинаем активно готовиться к важной вехе, к юбилею Иванова. Областная столица – это, конечно, не 2000-летняя Казань, но и наши 150 лет вместили великую историю. И прикоснуться к ней – дело хорошее и благодарное. Эта тема, кстати, напрямую связана и с патриотическим воспитанием: свою малую родину, свою историю надо знать и чтить.

На этом круглом столе прошло включение через интернет-трансляцию с Южей, и одна из родительниц с видимым удовольствием рассказала, что они уже смогли побывать в Палехе, Иванове, Шуе, наметили поездки в Юрьевец, Лух, Кинешму. Но сказала она и о проблеме транспорта. Вопрос актуальный, особенно для районов. Думаю, совместными силами области и муниципалитетов мы эту проблему решим. Суммы требуются умеренные.

 

О, СПОРТ, ТЫ… ГДЕ?

Гармонично развитый человек не только умен, начитан, но и здоров. Для популяризации здорового образа жизни в области делается немало. В регионе сейчас строятся три крупных спортивных объекта, 21 муниципалитет привел в божеский вид школьные спортивные залы. А вот “дворовый” спорт у нас пущен на самотек.

На последней моей встрече в “Газпроме” я попросил установить у нас еще шесть детских площадок. Но даже и этого  все равно не хватит. Сейчас земля в городах дорогая,  застройщики выжимают из каждого клочка максимум прибыли, и  зачастую “забывают” строить детские игровые площадки. Отсюда проблема: куда пойти нашим детям?

Предложение: обязать застройщиков выделять места под детские площадки.

Цель: сделать среду обитания в городах и селах комфортной.

Мысль правильная. Дело в том, что проекты комплексной застройки департаменты образования и здравоохранения пока не визируют. То есть инвесторы не интересуются, какие школы, поликлиники, спортплощадки должны быть построены в конкретном микрорайоне? Будем настаивать, чтобы и медики, и учителя участвовали в процессе.

Впрочем, мало построить площадку – главное, чем занять там детей? Пока они предоставлены сами себе, а это еще и небезопасно. Если же во дворах строить, например, хоккейные коробки и параллельно подыскивать тренеров, которые работали бы здесь с детьми, как это происходило в пору моего детства, было бы правильнее. Так что будем пробовать объединить образование и спорт.

Какой вывод я сделал из состоявшегося разговора? Образование в области на хорошем счету, состояние дел даже лучше, чем у соседей. Есть интересные проекты, но есть и проблемы.

Так, мы долго держим в режиме “пилотных” проектов многие полезные начинания. Внедрили проект “Электронная школа” в полном объеме в одном учреждении и годами гордимся. Но всего-то школ у нас 267! Договорились так: теперь это не эксперимент, а норма! Будем и дальше внедрять этот проект, осваивать современные технологии.

Дальше. В последние годы подорван авторитет рабочих профессий, в которых и страна, и наша область остро нуждаются. Будем развивать дуальную модель образования – только в содружестве учебных заведений с предприятиями можно вырастить хорошего работника.

Продолжим строительство новых школ, причем, подумаем о возведении комплексов “детский сад – школа”…

Словом, работа впереди предстоит большая. Но, главное, я убедился: выбранный правительством курс в образовании в целом верен. Справимся.

По материалам работы круглого стола

“Образование –

инвестиции в будущее”,

 г. Иваново, 28.08.2014 г.