Заведующая детским садом «Родничок» Ольга Анатольевна Кувшинова работает в этой должности с 1986 года. А ее педагогический стаж более 30 лет.
В учреждении трудятся шесть воспитателей, и у всех многолетний стаж работы. У Надежды Александровны Смирновой и Маргариты Александровны Батраковой — более 35 лет; у Надежды Ивановны Соколовой — 25 лет; у Ирины Валентиновны Охапкиной — 20 лет, так же и у сменных воспитателей — Ирины Борисовны Аксёновой и Елены Николаевны Кузьминой.
Несмотря на опыт прожитых лет, все они легки на подъём, молоды и активны. Все сумели сохранить в душе живинку, так сказать, непосредственность детского восприятия, что позволяет им не смотреть на детей сверху вниз, а чувствовать и понимать их.
Детский сад «Родничок» — это маленькое «царство-государство», где воспитываются и растут, набираются ума-разума перед школой дети с улиц Рабочие, Парковые, Дача. Родители, приводя сюда своих малышей, со спокойным сердцем провожают их в группы и идут на работу. Они уверены: в саду их ребятишек ждет замечательный день, им здесь будет хорошо и интересно.
С начала двухтысячных коллектив детского сада работает по проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
— Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения, — говорит О.А. Кувшинова. — Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. На современном этапе главная задача воспитания дошкольников средствами народного творчества — повернуться лицом к этому творчеству и, начиная с самого раннего детства, когда у ребенка еще только закладываются основные понятия, формируются речь и мышление, развиваются способности, привносить в его жизнь все самое лучшее и светлое, созданное и сохраненное народом.
Мы считаем, что приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества и истории нашей Родины.
Прежде всего, в учреждении была создана экспозиция «Русская изба». Для этого всем педагогам пришлось серьезно потрудиться в плане повышения своего уровня знаний русской народной культуры. Приобретали методическую литературу, собирали старинные вещи, предметы быта.
Теперь в «Русской избе» регулярно проводятся занятия, на которых ребятишки узнают много интересного из жизни народа.
Но этого мало, решили в «Родничке» и создали в каждой группе мини-музеи, опираясь на музейную педагогику.
В мини-музее народных промыслов собираются образцы разных промыслов: гжель, хохлома, дымковская игрушка, изделия из дерева, глины, металла, стекла, соломки, бересты, образцы лаковой миниатюры и русских народных костюмов, кружевных и строчевышитых изделий и многое другое. Здесь дети знакомятся с ремеслами, с произведениями народного творчества. В мини-музее природы собираются и изучаются природные объекты родного края, здесь выставки ландшафтов, природных материалов, а также комнатные цветы.
В мини-музее народного быта — множество бытовых предметов, наглядных средств, например, экспонат «Бабушкин двор», по которому проводится знакомство с атрибутами народной жизни, домашними животными.
Музей в детском саду позволяет пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, праздников.
В группах вместе с традиционными уголками созданы в отдельных зонах уголки ручного труда и экспериментирования, где дети могут по своему желанию рисовать, лепить, собирать конструктор; театральные уголки (здесь различные виды театров, костюмы, украшения, куклы из папье-маше, конусные игрушки, изготовленные воспитателями) и другие.
— У нас нет занятий как таковых, — продолжает заведующая, — считаем необходимым уходить от казёнщины и заорганизованности. Стараемся обучение детей проводить в свободной форме, в виде игры. А это требует от воспитателей творческого подхода к работе, умения импровизировать.
Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с младших групп. Малыши знакомятся с малыми фольклорными формами (потешки, колыбельные песни, заклички, поговорки), смотрят простенькие сказки.
В средней группе наравне с изучением новых потешек, закличек и сказок знакомятся с предметами народного быта, их названиями, с их назначением и способами действия с ними.
В старшей группе используется более широкий спектр народных сказок, считалок, пословиц, поговорок. Дети учатся понимать и объяснять содержание последних. Их знакомят с народными праздниками. При изучении предметов быта ребят подводят к выводу об исторической преемственности с их современными аналогами.
На занятиях по ИЗО и художественному труду используются принципы народного искусства: повтор, вариации, импровизации. На занятиях по физической культуре разучиваются русские народные игры. На музыкальных — звучат русские народные песни, дети водят хороводы, поют частушки.
Завершают изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущение целостности и законченности определенного календарного периода. В таких мероприятиях участвуют все: и педагоги, и младшие воспитатели… Кто-то составляет сценарий, кто-то наряжается в сказочных героев, кто-то занимается украшением зала…
Но жизнь требует постоянного обновления. И творческие люди это чувствуют в первую очередь. В этом году педагоги «Родничка» наравне с приобщением детей к истокам народной культуры взялись за освоение новых современных форм эстетического воспитания; таких технологий, как «декупаж», «скрапбукинг». Особенно интересен «скрапбукинг». Под этим загадочным словом подразумевается создание своеобразной тематической книги, например, «Осень», из поделок детей и родителей, в которую могут быть помещены и репродукции известных художников, и что-то еще необычное, красивое — по усмотрению воспитателя. В настоящее время такие книги создаются в двух группах. Все с нетерпением ожидают, что же из этого получится?
Что такое современный детский сад без благоустроенных прогулочных участков?
— Прогулочные участки — это наше любимое, — говорит О.А. Кувшинова, — их мы благоустраиваем всем коллективом и вместе с родителями. Душу вкладывают все, в том числе и рабочие по зданию. Иначе не было бы той красоты, которая есть.
А вообще, работа в детском саду требует от каждого проявлять себя в самых разных качествах. Мы и артисты, и художники, дизайнеры, плотники, маляры. Мы освоили все работы. И по-другому в дошкольном учреждении никак!
С. АРШИНА