Талантам от поклонников — браво!

,
,

Премьера спектакля по пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники» в постановке Южского народного театра (режиссер Е.В. Артемьева) стала во всех смыслах значимым событием в культурной жизни города.

Прежде всего потому, что в этом году Южский театр «Галатея» отмечает свое 120-летие, и выбор пьесы, безусловно, был неслучайным. Обращение молодого режиссера к творчеству великого драматурга с полным правом можно назвать смелым творческим решением. За 15 лет режиссерской работы в Южском районном Доме культуры Е.В. Артемьева так и не поддалась модной тенденции ставить только развлекательные постановки. Причем с успехом не раз доказала, что классика ей вполне по силам.

Лучшим подтверждением того, что пьеса, написанная более 130 лет назад, современна  до сих пор, служит теплый прием, который оказали новому спектаклю южские зрители. Стало очевидно, как сильно любят свой народный театр его поклонники.

Оценивать работу артиста — дело непростое. Разве можно измерить глубину образа, выразительность использованных для этого творческих приемов, силу чувств, испытываемых героем и, наконец, волнение самого исполнителя? Куда важнее впечатления, остающиеся у зрителя, заставляющие сопереживать, размышлять   или оставляющие его равнодушным. Но последнее не относится к состоявшейся премьере.

С первого до последнего момента действия то и дело возникало ощущение, что эта пьеса — о нас, об обществе, в котором мы когда-то жили, об отношениях, царивших в нем. Так и кажется, что мы уже встречались где-то с героями спектакля, настолько они узнаваемы.

Взять хотя бы чиновника Бакина (Д. Тепляков), для которого не существует ничего недостижимого, и он идет только вперед, упоенный своей наглостью, граничащей с вседозволенностью. Вот важный барин, князь Дулебов (В. Корольков), чванство которого не знает границ, убежденный, что земля вращается по его воле и можно купить  кого и  что угодно — дело лишь в цене. Мастерство, колоритность, достоверность игры исполнителя порадовали и на этот раз. А вот хорошенькая актриса Смельская (М. Захарова), прикидывающая, чье же покровительство ей было бы выгоднее да еще и приятнее. Наконец, маменька главной героини Домна Пантелеевна (Н. Соколова), любая сцена с участием которой обретает живость и динамику.

В образе жизни простой женщины, замороченной долгами, нет и намека на какую-то духовность. Мерка ценностей для нее всегда одна — материальная. Впрочем, она  ухитряется почти «культурно» выпроваживать влюбленных поклонников, не имеющих «достаточных оснований» для обеспечения счастья ее дочери. В том числе, например, Нарокова (А. Смирнов), неудачника, по ее мнению, поскольку служит теперь помощником режиссера в том самом театре, бывшем когда-то его собственностью. Но именно в нем зрители обнаруживают личность благородную, тонко чувствующую, и все же, увы, неоцененную в обществе, что его окружает.

Ярким, трогательным, несмотря на извечный грех русского человека — пьянство, предстает перед зрителями образ актера-трагика Громилова (С. Коновалов). А антрепренер Мигаев (Л. Исаков) являет собой  существо уникальное по своей изворотливости и корыстолюбию, а по сути — полностью беспринципное и в словах, и в делах. Как говорит один из персонажей, свое ничтожество Мигаев понимает, «только когда его начинают бить».

Сама главная героиня Александра Негина (Е. Безина) поначалу кажется совсем запутавшейся и в своих чувствах, и в хитросплетениях разных интересов и взаимоотношений. Безусловно, талантливая, любимая публикой, она оказывается перед непростым, даже жестким выбором. Ей даже самой себе трудно представить  тихое семейное счастье, построенное честным трудом, что предлагает влюбленный в нее студент Петр Мелузов (Д. Топчиенко). Эта первая его театральная работа, несомненно, является удачей.

Учитель, образованный, порядочный человек, правда, пока  без места и бедный, что подчеркивает даже его коротковатый сюртучок, является в спектакле олицетворением всего лучшего, что есть в человеке. Мелузов делится своими знаниями, представлениями о достойной жизни с невестой. Однако ее душа стремится к красоте, благополучию и признанию только на подмостках сцены!

Какое-то время Негину еще  возмущают и оскорбляют неприличные предложения князя, который, кстати, после ее отказа начинает создавать в обществе негативное отношение к актрисе. Натерпевшись в нищете, она, конечно, соглашается с разумностью мнений Мелузова, но, по сути, предает его. Верное ли решение в конечном счете принимает Негина, предстоит уже домыслить зрителю.

Зал едва ли не до середины спектакля в полной тишине следил за развитием событий и только потом награждал артистов аплодисментами за наиболее впечатляющие сцены. Таков драматургический дар А.Н. Островского, умеющего кроме основного внешнего действия построить внутри сюжета еще несколько линий развития образов, а это разглядишь не сразу. Надо отдать должное и постановщику, и артистам: в спектакле интересен даже самый второстепенный персонаж, у которого и слов-то почти нет.

Например, молодой купчик Вася (Н. Шутов) или кухарка Негиной Матрена (Ю. Репина), чутко уловившая направление мыслей хозяйки Домны Пантелеевны и старательно, до комичности обхаживающая потенциального благодетеля, богатого помещика Великатова (А. Процик) — и это еще один успешный дебют. В его безупречной вежливости со всеми угадываются какая-то недоговоренность, скрытая опасность. Молодая, красивая, талантливая, но бедная актриса все-таки вынуждена принять безнравственные правила игры и уехать с богатым помещиком. Великатов берет Негину на содержание так умело, как, наверно, проворачивает любое другое выгодное дельце: с точным расчетом и без лишней болтовни. Он доволен, уверен в себе. Маменька  счастлива от мыслей о прекрасном будущем: дочь пристроена, будет сыта и обеспечена. Вроде все ясно, поезд идет вперед, но едет Негина в неизвестность… Расходятся всяк по своим делам провожающие и, постояв в горьких раздумьях, уходит Мелузов, безнадежно махнув рукой: не вышло… У каждого — свой выбор, своя дорога.

Спасибо режиссеру, артистам за прекрасный театральный вечер! Спасибо костюмеру, декоратору, звукооператору. Театр жив, и мы с радостью придем сюда снова!

Л. КУЗНЕЦОВА