Водный проект школьников села Холуй
В декабре прошлого года на базе Южской школы №3 состоялась первая районная научно-практическая экологическая конференция среди учащихся 2-11-х классов. С докладами и проектами выступили около 30 ребят.
В числе выступающих были и холуйские школьники, поделившиеся результатами обследования Жуковской заводи.
Водный проект «Жуковская заводь» выполнен учащимися 7-8-х классов средней школы с. Холуй под руководством учителя биологии и географии Марины Александровны Гречиной. Консультантом стал Александр Васильевич Костерин.
Сегодня «Светлый путь» публикует основные положения проекта холуйских школьников.
Вода имеет большое значение во всех природных процессах и играет большую роль в практической деятельности человека. Водные объекты являются носителями природных ресурсов – водных, биологических, растительных и других.
Село Холуй протянулось по обоим берегам реки Тезы, которая вытекает из Козловских болот к востоку от города Приволжска. Пойма реки – это луг, местами заросший кустарником, кое-где редким лесом, ольховым или березовым. В пойме среднего и особенно нижнего течения много заводей, стариц и карстовых озер. Каждую весну Теза широко разливается. Вода поднимается на шесть метров, полностью затапливая село, так, что люди вынуждены передвигаться на лодках. В общей сложности половодье длится около месяца.
Жуковская заводь, которая расположена вверх по течению реки Тезы от села Холуй, является одним из красивейших и удобных мест для отдыха жителей с. Холуй и знающих о заводи жителей города Южи. После многочисленных туристских набегов в окрестностях заводи остается много отходов человеческой деятельности, поэтому школьники села Холуй решили взять под свой контроль и организовать шефство над этой территорией.
Актуальность работы.
На наш взгляд, работа над проектом является актуальной и важной в целях воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности.
Во-первых, ничто так не способствует овладению теоретическими знаниями по экологии, как практическая деятельность.
Во-вторых, река Теза, Жуковская заводь располагаются вблизи села Холуй и доступны для изучения.
Цель работы:
Исследование экологической обстановки экосистемы Жуковской заводи на реке Теза близ села Холуй.
Основные задачи исследования:
1. Сбор информации о Жуковской заводи.
2. Комплексная оценка экологического состояния и степени загрязненности окрестностей Жуковской заводи.
3. Разработка и реализация природоохранных мероприятий по очистке окрестностей Жуковской заводи
4. Привлечение внимания органов местного самоуправления и общественности к вопросам охраны природы, природных комплексов реки Теза и Жуковской заводи.
5. Внесение предложения в Совет Холуйского сельского поселения о признании “Жуковской заводи” малым объектом природного наследия Южского муниципального района, а именно Холуйского сельского поселения.
Этапы реализации проекта.
Участники проекта изучили нормативные документы, в которых освещаются вопросы охраны водных объектов.
За информацией обратились к учителям школы, в администрацию сельского поселения, к старожилам села Холуй, провели встречи с лесниками, рыбаками, егерями с целью получения более подробной информации об особенностях природы Жуковской заводи. Анализ и обсуждение данного материала привели нас к выводу о необходимости сохранения чудесного уголка природы.
Для реализации проекта запланированы для использования в работе следующие методы исследования:
Гидрологические методы (измерение ширины водоёма, исследование прозрачности, цветности, запаха воды.)
Гидрохимические методы (определение ионов магния, железа, свинца, меди).
Запланировано проведение химического анализа воды с целью выявления в воде загрязняющих веществ (нитратов, фосфатов и т. д.) на весну-лето 2015 года.
Методы биоиндикации (характеристика состояния водной экосистемы по растительному и животному населению водоема).
В результате уже проведённых исследований были получены следующие результаты:
По берегам заводи растут следующие растения. Травы – одуванчик, осока, тысячелистник, колокольчик, мятлик, лисохвост, ежа сборная и т. д. Кустарник и деревья – ива, осина, ольха, берёза, шиповник, черная смородина.
В окрестностях Жуковской заводи (в радиусе 1 километра) встречаются:
– беспозвоночные: прудовик (большой и малый), беззубка,
– жуки: вертячки, плавунцы, жужелицы, ручейники,
– речные раки,
– рыбы: окунь, плотва, язь, лещ, уклейка, ёрш, щука, карась и линь, жерех,
– амфибии: лягушка прудовая, травяная,
– рептилии: ящерица (прыткая, зеленая), уж,
– птицы: воробьи, синицы, славки серые и садовые, снегири, соловьи, скворецы, вороны, галки, сороки, грачи, трясогузки (белые, желтые), стрижи, ястреб,
– млекопитающие: мыши, бобры, выхухоль, ондатра, норка, выдра.
Практическая реализация проекта и её экологическая направленность:
Работа состояла в том, что мы оценили степень загрязненности окрестностей Жуковской заводи отбросами цивилизации и провели очистку территории.
Старшеклассники под руководством Костерина А. В. изготовили несколько гоголятников, наподобие больших скворечников.
Силами учащихся было оборудовано место для отдыха – столик и лавочки, выкопаны колодцы для мусора, весь капроновый мусор был вывезен с территории заводи.
Входить в непосредственный контакт с отдыхающими с целью контроля и наведения порядка нам даже под руководством учителя запрещено, поэтому воздействовать на отдыхающих мы можем только через информационное поле.
Нами были установлены небольшие таблички с обращением к отдыхающим. Весной в школе будет объявлен конкурс информационных плакатов, в которых бы отображались нормы и правила поведения для отдыхающих на подшефной территории. Лучшие из плакатов будут изготовлены на информационных щитах, которые к весенне-летнему сезону будут установлены на территории Жуковской заводи. Также необходимо изготовить ёмкости для сбора мусора, лавочки и столики для отдыхающих и установить их в зоне отдыха.
Самое главное, собственным примером (сбор и утилизация мусора, обрезка сломанных деревьев, обработка кострищ) можем повлиять на сознание отдыхающих, как говорится, “чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят”.
Большую озабоченность у нас вызывает деятельность рыбаков-любителей, больше похожая на браконьерство. Особенно большой вред они наносят, ставя свои сети в период разлива реки Теза. Гибнет не только рыба, но и редкие животные, обитающие в реке – это выхухоль, ондатра, норка, бобры. Рыбаки часто используют запрещенные снасти – китайские, финские сети, крылёны. Особенно большой вред животным приносят брошенные китайские сети, которые по окончании разлива остаются висеть на кустах, набитые протухшей рыбой. Они становятся ловушкой для птиц и зверей, которые запутываются в них и погибают.
В рамках реализации экологической части водного проекта в школе была проведена экологическая акция “Спасём реку Тезу и Жуковскую заводь для потомков”. Был организован субботник на территории заводи, в нём приняли участие не только школьники, но и их родители.
1. На основе наблюдений мы пришли к выводу, что экологическая обстановка территории Жуковской заводи вызывает тревогу.
2. Необходимо принимать своевременные меры, направленные на поддержание в норме экологического равновесия территории водных объектов.
3. Наблюдается интерес к затронутой нами проблеме у жителей села и района, охотников, рыболовов, егерей и инспекторов.
4. Необходимо начать создание списка малых объектов природного наследия, расположенных на территории Холуйского сельского поселения.
Таким образом, участие в проекте предполагает изучение природы родного края, его природных богатств, воспитание экологической культуры у жителей района, а также воспитание любви и гордости за малую Родину.
Мы, учащиеся школы, надеемся, что Жуковская заводь сохранит свой естественный вид и еще долго будет радовать глаз отдыхающих!